В мире незавершённых задач: почему важно доводить дела до конца?
Всё в этой жизни имеет своё начало и конец, это как с хорошей книжкой. Подумайте о том моменте, когда вы берётесь за новый проект, начинаете осваивать новый танцевальный экзерсис или пытаетесь впервые сыграть мелодию на фортепиано двумя руками вместо одной. В каждом из этих случаев мы что-то начинаем с определённой целью и желаемым результатом, даже если не всегда осознаём это. Словно наш внутренний ответ на призыв к приключениям, вне зависимости от того, исходил ли он от нас самих или из вне, мы открываемся новым переживаниям и часто узнаём интересные вещи, о существовании которых даже не подозревали!
«В мире незавершённых задач» — сгенерировано DALL·E-2
В наше время каждый старается усидеть на нескольких стульях одновременно. Возможно, вы параллельно занимаетесь несколькими проектами на работе, углубляетесь в различные увлечения в свободное время — и это уже стало нормой. Благодаря интернету и взрывному росту социальных сетей мы привыкли получать информацию из множества источников, часто все сразу. Этот поток данных, обрушивающийся на нас, некоторые называют «информационной перегрузкой».
Многозадачность стала образом жизни для многих из нас, и часть этой спешки исходит из‑за «боязни пропустить интересное», или FOMO (Fear Of Missing Out). Сколько раз вы упрекали себя за то, что не вложили сто долларов в Tesla или Bitcoin пару лет назад? Или как часто вы думали о том, чтобы освоить новый навык, чтобы получить следующее повышение? Наш мир, развивающийся с бешеной скоростью, похож на шведский стол возможностей, соблазняющий нас загружать наши тарелки всем тем, что предлагается. Но когда мы так делаем, иногда нам не удаётся успешно реализовать эти возможности. В худшем случае мы вообще можем оказаться не в состоянии должным образом завершить что‑либо.
Что означает «завершать»?
Итак, давайте разберёмся, что на самом деле мы имеем в виду, когда говорим о том, чтобы успешно завершить задачу или реализовать возможность. Представьте себя в роли участника ИТ‑проекта, где каждые пару недель вы берете на себя набор задач, уверенны, что сможете их выполнить в отведённое время. Вы привыкли справляться с тремя задачами за этот период. Но вот однажды, чтобы произвести хорошее впечатление, вы с амбициями берёте на себя пять задач на следующий спринт. Может показаться, что вы всё равно сможете завершить три из них и просто отложите две в сторону, верно? Неправильно. Что часто происходит, так это полный сбой, когда ни одна задача не выполняется полностью. В этом смысле, реализация задачи связана с достижением конкретной цели или вехи, анализом своих предыдущих успехов или ошибок и применением этих знаний для лучшего планирования и выполнения предстоящей работы.
Именно поэтому концепция завершения задач так важна. Когда мы доделываем что‑либо до конца, нам даётся уникальный шанс передохнуть, синхронизироваться, оценить настоящее, взглянуть назад на то, что произошло, понять, что будет дальше, и использовать полученные знания для их применения в дальнейшем. Сейчас у нас есть тонны незавершенных, непроработанных дел, которые просто болтаются в воздухе. И каков конечный результат? Вещи просто не доводятся до конца, не реализуются, и это не ограничивается только нашей работой — это переходит и в нашу личную жизнь. Так что давайте подробнее рассмотрим тему того, как правильно завершать начатое.
Концепция Learning Arches — Арки Обучения
Чтобы наглядно передать то, что я имею ввиду, воспользуюсь тем, что называется «Арками Обучения» (Learning Arches, LAs). Они представляют собой модель или фреймворк, предназначенный для изображения какой‑либо задачи или активности в виде арки. Эта арка должна быть задана (set), удержана (hold) и, в конечном итоге, успешно завершена (land). Посмотрите на иллюстрацию ниже для более ясного понимания концепции LA.
Иллюстрация концепции обучающих арок (Simon Kavanagh — LEARNING ARCH DESIGN)
В дополнение, существуют два различных метода успешного завершения (landing) арок: стандартный и циклический. Стандартное завершение включает в себя рефлексию «прямо сейчас», что напоминает запись первых мыслей в дневник после посещения продвинутого класса по гитаре или непринужденный опрос о текущем настроении вашей проектной команды. Между тем, циклическое завершение улучшает стандартное добавлением уровня оценки и направления полученной информации вперед (feed‑forward). Например, вы можете провести анализ с вашей проектной командой о том, что сработало, а что нет в последние две недели, и стратегически направить следующие две недели так, чтобы команда улучшала свои результаты, используя прошлый опыт для синергии и кумулятивного роста. Нижеприведенный рисунок иллюстрирует оба типа завершения арок.
Два типа завершения арок (Simon Kavanagh — LEARNING ARCH DESIGN)
Теперь, когда мы знакомы с концепцией арок обучения и различными типами их завершения, давайте рассмотрим наихудшие и наилучшие сценарии, которые могут проявиться в нашей жизни. В самом неблагоприятном сценарии мы оставляем за собой множество мелких арок‑задач, которые так и не были успешно завершены; в то время как наша основная арка — представляющая саму жизнь — завершается преждевременно, сигнализируя конец жизни без достижения наших целей.
На противоположной стороне, в идеальном сценарии, каждая арка задаётся, поддерживается и успешно завершается последовательно. Подход с циклическим завершением особенно выгоден: каждая арка бесшовно передаёт свои результаты следующей, способствуя созданию цепочки кумулятивных, синергетических эффектов для нашей жизни. Обратитесь к рисунку ниже для наглядного представления.
«Жизнь человека». Вверху — пример плохого завершения. Ниже — пример правильного завершения
Используя мой собственный опыт, я представлю два убедительных примера, которые иллюстрируют влияние правильной «посадки» (завершения) на нашу энергию и производительность. Используя арки обучения как модель, я покажу изменения уровней личной энергии, которые возникают, когда мы (а) перегружены многочисленными арками‑задачами, которые остаются незавершёнными, против (b) методично установленной и завершённой каждой арки поотдельности. Мы обратимся к аркам, изображённым на предыдущем рисунке, чтобы показать различия между сценариями (а) и (b).
В сценарии (а), когда мы имеем дело с многочисленными арками, которые остались незавершёнными, наш личный уровень энергии монотонно затухает. Незавершённые задачи и обязательства накапливаются, создавая умственную и эмоциональную нагрузку. Это может привести к стрессу, усталости и снижению мотивации, что, в свою очередь, отрицательно скажется на нашей способности продуктивно работать и ощущать удовлетворение от жизни.
В сценарии (b), вне зависимости от того, сталкиваемся мы с личной или профессиональной задачей, мы подходим к ней с целью полного её завершения. Каждую арку мы устанавливаем, поддерживаем и завершаем осознанно. Этот организованный подход позволяет нам сфокусироваться на одной задаче за раз, сохранять высокий уровень энергии и предупреждать умственное и эмоциональное выгорание. Как результат, мы не только успешно завершаем задачу, но и сокращаем возможность стресса, улучшаем свою производительность и усиливаем чувство удовлетворения от наших достижений. Рисунок внизу поможет ясно увидеть, как структурированное и последовательное завершение арок может принести позитивные изменения в нашу жизнь.
Уровни энергии при (а — верх) наличии большого количества незавершённых арок и (б — низ) постоянном их завершении
В примере (а), где есть множество незавершенных арок, мы можем наблюдать снижение уровня энергии, за исключением отдельного случая, когда наблюдается легкий прирост в момент завершения одной из мелких арок. Такая ситуация может произойти в реальной жизни, когда вы занимаетесь несколькими проектами одновременно, но завершаете задачи только изредка. Завершение и успешная «посадка» даже небольшой задачи может дать прилив энергии. В примере (b), где арки завершаются последовательно, имеется стабильное восполнение уровня энергии. Фактически, к концу энергия достигает более высокого пика, чем там, где она начиналась, благодаря успешному завершению всех арок (задач)!
Однако, важно отметить, что это не обязательно означает, что мы должны строго следовать линейной или «каскадной» модели и полностью отказаться от многозадачности. Главный вывод здесь заключается в том, что систематическое завершение задач обычно помогает поддерживать высокий уровень энергии и способствует ощущению достижения и наличия прогресса.
Итоги
Давайте подведем итоги статьи с несколькими важными идеями, которые вы можете применять в своей повседневной жизни:
Сфокусируйте внимание: избавьтесь от хаоса в голове, акцентируя внимание на ограниченном числе важных задач и доведите их до конца — завершите их!
Применяйте цикличное завершение: используйте свой прошлый опыт для будущих задач; ищите способы создать синергию между тем, что вы уже узнали, чем занимаетесь сейчас и чем планируете заниматься далее.
Последовательное движение вперёд: установите правило заканчивать текущие начинания (завершать их) перед тем, как браться за новые (устанавливать новые арки) в вашем жизненном путешествии.
Постоянство в достижениях: стремитесь завершать все начатые инициативы при условии, что они не являются в данный момент «в работе».
Понравилась статья? Отлично! Пусть она будет маяком, направляющим вас к успеху как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности!
Благодарность
Автор выражает благодарность команде школы KAOSPILOT за обучение и предоставление материалов.