Агротех в Марокко: какие стартапы эта страна дала миру

В прошлом материале мы рассказали вам про агротех-стартапы из Ганы. Сегодня продолжим тему африканского агротеха и поговорим о перспективных стартапах из Марокко.

ad14a74f2a949f41a53f53ce0b4f5e54.png

Холодильные установки BMTA&C

BMTA&C — технологический стартап из Марокко, разработавший автономную систему холодного хранения. Не имея возможности хранить урожай, мелкие африканские фермеры вынуждены продавать его по низким ценам, а в худшем случае урожай портится. Решения для холодного хранения от других производителей часто требуют доступа к электричеству и воде. Но у многих фермеров нет к ним доступа.

Эту проблему и решает BMTA&C. Их решение работает на солнечной энергии, а запатентованный холодильный агент не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Каждая холодильная камера BMTA&C вмещает до 5 тонн продукции (264 ящика по 25 кг фруктов и овощей). Установка может продлить срок хранения продукта до 20 дней.

Воспользоваться услугой можно без интернета: с помощью USSD, технологии обмена короткими текстовыми сообщениями, можно проверить наличие продуктов и забронировать место в холодильнике. Оплатить услугу можно через своего провайдера мобильной связи.

Корма и удобрения из насекомых от Entomonutris

Компания Entomonutris основана в 2018 году и находится в Марракеше. Она разрабатывает продукты на основе насекомых. Например, компания выпускает корма для птиц, домашних животных и аквакультур. Многие рыбы, включая форель, лосося и тилапию, питаются насекомыми в дикой природе. Личинки насекомых полезны для рыб: они богаты белком, незаменимыми жирными кислотами, аминокислотами и кальцием.

А из помета черной львинки стартап производит удобрения, которые богаты органическими веществами, улучшают структуру почвы, увеличивают удержание воды и восстанавливает полезную микрофлору почвы. Удобрение содержит вещества, повышающие иммунную систему растений. Это на 100% органический продукт, утверждают в компании.

Entomonutris решили заниматься насекомыми, потому что для их разведения нужно в 100 раз меньше места, чем для животноводства, в 2200 раз меньше воды, чем при выращивании говядины, и в 300 раз меньше воды, чем в птицеводстве. А еще для производства 1 кг белковой муки из насекомых нужно в 25 раз меньше продуктов, чем для производства 1 кг говядины. При производстве предприятие не применяет антибиотики.

d44e3534f5a15463e016a2d2c4286b26.png

B2B-маркетплейс фруктов Terraa

Terraa закупает свежие продукты напрямую от фермеров и поставляет их онлайн заказчикам: розничным продавцам, ресторанам и другим торговым посредникам. По словам сооснователя компании Юсефа Бенкирана, в Марокко цепочки поставок фруктов разрознены, а на самом рынке доминируют посредники, которые покупают продукцию у фермеров по низким ценам, а затем продают ее с огромной наценкой. «Они работают в бизнесе десятилетиями. Их работа неэффективна и непрозрачна», — рассказывает он.

Заказы Terraa принимает через сайт или WhatsApp. Бенкиран утверждает, что цены на продаваемую ими продукцию не будут завышены, продукты будут храниться и транспортироваться по всем правилам, а количество отходов будет минимальным.»… в Северной Африке 40% фруктов и овощей, произведенных фермерами, теряются или выбрасываются, потому, что фермеры не знают, что производить. Им не хватает достоверных данных для оптимизации производства, поэтому они занимаются сельским хозяйством, основываясь на привычках…», — сказал предприниматель.

Компания основана в 2022 году, а уже в феврале 2023 года привлекла $1,5 млн в ходе посевного раунда, который возглавила европейская инвестфирма FoodLabs. Деньги решили направить на развитие логистической инфраструктуры и расширение в городах Марокко. «В ближайшие несколько месяцев мы построим несколько центров сбора во всех крупных сельскохозяйственных городах Марокко. Мы будем использовать их для хранения продукции, которую собрали у фермеров и для распределения конечным потребителям», — рассказывал Бенкиран изданию TechCrunch. По его словам, сейчас приоритетным рынком для стартапа является Марокко, а когда компанию «почувствует уверенность», то начнет экспансию на континенте с большой страны в Африке.

d0d2480104a0c661c9ad068b5a021639.png

Борьба с опустыниванием от Sand to Green

Sand to Green — это марокканский стартап, который занимается агролесомелиорацией и помогает решить проблему опустынивания земель. По данным ООН, явление затрагивает треть поверхности Земли: Африку, Южную Америку, южную Европу, Китай и треть США.

Стартап обещает «за пять лет превратить участок пустыни в прибыльную плантацию». Для этого Sand to Green нужно только, чтобы рядом с участком был источник солоноватой воды. Воду опресняют, а затем на нем поэтапно высаживают различные плодоносящие деревья и травы и орошают их корни опресненной водой, чтобы свести к минимуму испарение.

В ходе эксперимента на площади в пять гектаров на юге Марокко, который проводится с 2017 года, компания Sand to Green опробовала множество растений в поисках лучших результатов. «Мои самые любимые деревья — рожковое дерево, инжир и гранат», — говорит сооснователь Sand to Green Виссал Бен Мусса.

В настоящее время Sand to Green работает над расширением коммерческого испытательного участка площадью 20 гектаров (он тоже находится на юге Марокко). Расширение обойдется примерно в $475 000 и начнет приносить финансовую прибыль примерно через пять лет. «Наша плантация может принести в 1,5 раза больший урожай и, следовательно, больший доход, чем монокультурная плантация на той же территории», — утверждает предприниматель. В будущем каждый участок земли будет разделен на плантации, а доходы будут разделены между инвесторами и Sand to Green.

Ранее в этом году компания привлекла начальное финансирование в размере $1 млн от норвежской компании Katapult и фонда Catalyst. Стартап основан в 2021 году.

Еще больше новостей и аналитики об агротехе, ИТ и бизнесе, а также актуальные вакансии и стажировки вы можете найти на платформе «РСХБ в цифре» и в нашем Телеграм-канале.

© Habrahabr.ru