В Екатеринбурге показали челябинский двигатель для возвращаемой ракеты
Одним из главных экспонатов международной промышленной выставки «Иннопром» стала многокамерная ракетная двигательная установка с охлаждаемым центральным телом. В перспективе этот двигатель может стать «сердцем» возвращаемой космической ракеты — большого южноуральского проекта, разрабатываемого учеными из Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и специалистами Государственного ракетного центра имени Макеева из Миасса.
Проект возвращаемой ракеты, разрабатываемый на Урале, предполагает создание аппарата, у которого не отделяются ступени во время полета, а затем он сможет возвращаться на исходную позицию. Ученые подсчитали, что такая ракета сможет перевозить до 8 тонн грузов. Проект предполагает не только создание ракеты, но и специальной космической платформы откуда она сможет взлетать и возвращаться обратно.
Как пояснил Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ по научно-образовательным центрам и комплексным научно-техническим программам, основная задача инженеров — сделать так, чтобы многоразовая ракета возвращалась на место старта целиком, не сбрасывая какие-либо вспомогательные ступени. Над проектом одноступенчатой ракеты высотой 30 метров на Урале работают уже 20 лет.
Проблема с такой ракетой — в двигателе. Ракетные двигатели имеют определенную высотность: чем выше включается двигатель, чем меньше давление окружающей среды, тем больший размер должен быть у сопла. Сейчас для каждой ступени включается его двигатель:, а как это сделать на одноступенчатной ракете?
«Этим вопросом занимались давно. Для этого были проработаны варианты кольцевых сопел, сопел внешнего расширения с центральным телом. Здесь наиболее подходящим для нас является сопло с центральным телом без внешней оболочки. Двигатель должен работать, а сопла снаружи нет. Непривычно абсолютно, но такая конструкция позволяет давлению окружающей среды всегда соответствовать давлению на выходе газовой струи из этого ракетного двигателя», — сказал проректор ЮУрГУ.
Сейчас над проектом трудится около 100 человек по трем направлениям. В двигательном направлении занимаются теоретическим расчетами, опытно-конструкторскими работами, экспериментальной работой и изготовлением. Материаловеды занимаются топливными баками, а третья группа работает над системой управления. С территории Россия такая ракета-носитель может вынести нагрузку в 8 тонн, но если ее запускать ближе к экватору, то этот показатель вырастает до 12 тонн.