В двух словах о NEXUS
Весной этого года команда наших разработчиков побывала на тренинге по многокомандному скраму с использованием фреймворка Nexus. Это оказался очень интересный инструмент, и мы хотим поделиться с вами впечатлениями от его возможностей.
Nexus — это фреймворк Кена Швабера, являющийся органичным и эволюционным расширением классического скрама для крупных проектов с многокомандной разработкой. Он базируется на тех же привычных scrum-основах: ролях, артефактах и ивентах, дополняя их аналогичными ивентами и артефактами для выявления и управления зависимостями, своевременного обмена информацией и доменными знаниями между командами и удержания фокуса на конечном продукте, а не индивидуальных инкрементах.
Роли
К стандартным scrum-ролям добавляется новая — Nexus Integration Team, отвечающая за успешную интеграцию всех сделанных инкрементов и решение технических и нетехнических ограничений между командами.
Эта группа участников состоит из выбранных представителей команд, которые озвучивают интересы команды. Если рабочее время участников делится между NIT и командой разработчиков, то более приоритетна работа в Nexus Integration Team.
Состав интеграционной команды может меняться по необходимости.
События
С камнем преткновения многокомандного скрама — перекрёстными зависимостями между фичами и командами, — в процесс официально добавляются refinement sessions, время проведения которых жёстко не задано и выбирается в любой удобный момент спринта.
Событие проходит в несколько этапов: сперва NIT разбивает содержимое бэклога на мелкие и независимые части до уровня, когда одна команда может закончить фичу за один спринт.
Затем выявляются и визуализируются все зависимости между фичами и командами. На этом этапе NIT определяет своеобразную «дорожную карту» фич и зависимостей: что и какой командой будет сделано, в каком спринте.
Дальше фичи спускаются на уровень команд и пересматриваются более подробно с помощью того же подхода: разделить на более мелкие части, выделить и визуализировать зависимости.
Планирование в Nexus также проходит этапами:
- На начальном этапе, где присутствуют все команды, Product Owner озвучивает и поясняет общие приоритеты спринта, цель общего инкремента. Представители команд еще раз корректируют распределение работы исходя из найденных зависимостей. Также на этом этапе формулируется общая цель спринта.
- Дальше команды продолжают планирование в индивидуальном порядке, и результаты планирования по всем командам вносятся в Nexus Sprint Backlog.
Помимо Daily Scrum для каждой команды, добавляется Daily Scrum для NIT — для ежедневного перепланирования оставшейся работы по общему инкременту.
Классические три вопроса скрама для интеграционной команды трансформируются в:
- Что было успешно интегрировано до сегодняшнего Daily Scrum?
- Какие новые зависимости обнаружили?
- Какую информацию нужно распространить среди команд сегодня?
Информация, полученная в ходе Nexus Daily Scrum, используется для обсуждения на командных Daily Scrum.
Nexus Retrospective состоит из трёх частей:
- NIT определяет проблемы, затронувшие более одной команды, и передает их как дополнительную входную информацию для командной ретроспективы.
- Командная ретроспектива, на которой обязательно принимаются во внимание общие проблемы, определённые на первом этапе
- Финальная часть ретроспективы, где формируется общее видение, как визуализировать и отслеживать сформулированные пункты.
Стоит отметить, что длина спринтов у команд в Nexus может отличаться, но должна быть кратной (например, 1, 2 и 4 недели или 1 и 3 недели), чтобы пересекаться на общем планировании, спринт ревью и ретроспективе.
Артефакты
Чтобы видеть целостную картину по продукту, Product Backlog всегда сохраняется в единственном числе, как и инкремент. В Nexus нет командных Sprint Review, и результатом спринта является сумма всего, сделанного командами — Integrated Increment по продукту. Помимо Sprint Backlog, добавляется новый артефакт — Nexus Sprint Backlog, который является набором фич для всех команд с указанными между ними зависимостями — своеобразным общим планом спринта, — и используется для отслеживания прогресса и ежедневного перепланирования по общему инкременту.
Definition of Done формируется NIT, пересматривается и поддерживается в актуальном состоянии после каждой ретроспективы. Команды могут дополнительно создавать свои DoD, но правила должны быть строже, чем у общего.
Масштабирование
Масштабирование начинается с хорошо настроенного скрама в рамках одной команды — те же основы и опыт фрактально переносятся на многокомандный уровень. Постепенно исходная команда делится на две-три команды и итеративно и инкрементально добавляются новые разработчики. Нужно следить, чтобы общий инкремент оставался устойчивым и предсказуемым. В ином случае количество потраченных усилий будет несравнимо выше, и сложность зависимостей, интеграционных и коммуникационных проблем будет расти в геометрической прогрессии при добавлении каждой следующей команды.
Nexus предполагает работу над одним продуктом 3–9 команд. Существует еще Nexus+, представляющий собой следующий уровень надстройки над фреймворком (Nexus для Nexus-а), но стоит трижды подумать, прежде чем его применять. В какой-то момент количество времени, уходящее на менеджмент зависимостей, перевешивает пользу от добавления новых команд.
Single source control, continuous integration/build/test/deploy, use of SOLID principles, API«s, DevOps concepts и т.п. — чем больше масштабирование, тем большее количество техник и подходов необходимо использовать.
Product Owner отвечает за верхнеуровневое видение продукта, за стратегию, приоритезацию и определение ценности. В независимости от масштаба проекта, существует только один бэклог и один PO на продукт. Он или она может иметь помощников по ежедневными задачами: описывать критерии истории, разъяснять командам детали, обращаться за помощью к экспертам в какой-то доменной области. Но финальное слово по приоритезации остаётся за Product Owner.