В 2022 году крупные российские банки РФ выдали более 150 млрд рублей в виде кешбэка

489701032840356fe0f4bb53d675589a.jpg

Крупные розничные банки раскрыли объём кешбэка за 2022 год: Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф» и Совкомбанк выплатили клиентам 150 млрд рублей, следует из ответов их представителей.

Все банки отмечают рост размеров кешбэка относительно 2021 года. Больше всего клиентам вернул «Тинькофф» — за год банк списал 65 млрд бонусов в виде рублей, на 70% больше, чем в 2021-м. Всё больше производителей и магазинов используют финансовые программы лояльности в качестве альтернативы скидкам, объяснил рост размеров кешбэка представитель «Тинькофф».

Участники основной программы лояльности Сбербанка «Сберспасибо» списали в 2022 году 60 млрд бонусов — на 5% больше, чем годом ранее. В обоих банках 1 бонус равен 1 рублю.

В ВТБ за прошедший год начислили клиентам почти 20 млрд бонусов, предоставив выбор забрать их в качестве баллов или рублей. Клиенты купили товары на 15 млрд бонусов в каталоге «Мультибонус» и ещё 5 млрд обменяли на рубли в соотношении 1 балл/85 копеек (примерно 4,25 млрд рублей). ВТБ запустил обновлённую программу лояльности в мае, а конвертер бонусов — в октябре.

В Совкомбанке клиентам списали 3,3 млрд рублей, что на 38% больше 2021 года. В 2022-м объём начислений розничным клиентам Промсвязьбанка увеличился почти на 30% год к году, тогда как клиенты-предприниматели использовали более 40 млн рублей кешбэка, что сопоставимо с показателем 2021 года.

В Московском кредитном банке объём вырос на 1,7%, при этом клиенты использовали на 13% бонусов больше, чем год назад. Директор департамента карточного бизнеса и лояльности МКБ Татьяна Курзякова связывает это с тем, что клиенты стали целенаправленно копить баллы. Абсолютные цифры в ПСБ и МКБ по рознице не раскрывают.

Объёмы кешбэка за 2022 год выросли, несмотря на то что весной ряд банков ухудшил свои программы лояльности. ЦБ с 18 апреля по 31 августа ограничил эквайринговую комиссию банков на социально значимые товары и услуги планкой в 1%. До этого тарифы были на уровне 1,2–2,2%. К примеру, из-за требования ЦБ Сбербанк уменьшил размер баллов с 0,5 до 0,3% от суммы покупки в отдельных категориях. В «Тинькофф» начисления на категории из списка регулятора упали в два раза.

Ощутимой пользы для потребителей эта мера не принесла, признавала в конце июня первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Поэтому ЦБ не стал продлевать ограничения, а банки начали возвращать прежние условия. После того как ЦБ перестал регулировать комиссию, программы лояльности вернулись на прежние уровни, отмечали банки.

Ещё одна тенденция, которая зародилась в прошлом году, — это начисление кешбэка за оплату покупок через СБП с помощью QR-кода. Первым в России эту опцию в декабре запустил «Альфа-банк». С января 2023 года в программе «МКБ бонус» также можно получать баллы при оплате покупок с помощью QR-кода, кнопки или ссылки. Лимит по таким операциям составит 10 тыс. рублей в месяц.

Банки отмечают, что в 2022 году самыми популярными для списывания кешбэка стали категории, связанные со строительством и развлечениями. В Газпромбанке траты на эти сегменты увеличились на 53 и 19% соответственно. В Сбербанке категория «кафе и рестораны» стала самой популярной как в 2021-м, так и в 2022 году, сказал представитель банка. Категорию «фастфуд» и «развлечения» выбрали большинство (32%) клиентов МКБ в первом квартале. По мнению представителя Газпромбанка, такая тенденция связана со снятием коронавирусных ограничений.

К концу года предпочтения потребителей начали перемещаться к более социальным тратам. Клиенты увеличили транзакционную активность по повседневным покупкам: в продуктовых магазинах и аптеках. В Газпромбанке траты клиентов в розничных магазинах за год увеличились на 24%. В Совкомбанке главной тенденцией 2022 года считают возросший интерес клиентов к оплате услуг ЖКХ из-за кешбэка 1% в этой категории.

© Habrahabr.ru