UX-проектирование на кошке

Я занимаюсь созданием IT-систем и продуктов для людей уже более 10 лет. Такая работа позволила мне изучить различные инструменты для принятия решений, проектирования и системного мышления. При этом практически никогда я не использовала полученные профессиональные навыки в личных целях. До последнего времени. В статье ниже расскажу, как можно знания разработки продуктов использовать для себя. Насколько интереснее становится их применять и глубже изучать.

Предыстория

Некоторое время назад я переехала в новую квартиру. Так сложилось, что переехала я туда с кошкой. И в этот момент выяснилось, что наши с ней понятия о комфорте не совпадают. Моя кошка очень полюбила ложиться в проходах. Пройти через нее в узком дверном пространстве — это значит объявить ей войну. Если попытаться через нее перешагнуть или подвинуть, она считает посягательством на нее и ее территорию. Выглядело это все примерно так:

Лежит в проходе, ждет жертву

Лежит в проходе, ждет жертву

Дискавери

Что с этим можно делать? Можно ругаться на кошку, драться с ней за территорию, отвлекать ее внимание, перепрыгивать, то есть придумать различные воркэраунды. Какое-то временное или альтернативное решение проблемы, которое позволит мне обойти текущие ограничения или трудности, не устраняя их полностью.

А вообще, к чему какие-то сложности, это же кошка. Но для меня кошка такая же пользователь квартиры (системы), как и я. А так как я — владелец системы, то значит здесь я могу воспользоваться своими знаниями проектирования удобного пользовательского опыта.

В UX-дизайне существует принцип, согласно которому система должна защищать пользователя и саму систему от действий, которые могут привести к ошибкам или сбоям. Этот подход часто называют «профилактикой ошибок». То есть, система не должна разрешать пользователю делать то, что мешает ее работе. Когда мы с кошкой сталкиваемся в дверях, это обоюдно мешает нам в наших жизненных процессах. Нужно найти такое решение, чтобы кошка сама не захотела лежать в проходе и при этом я без затруднений могла проходить через двери.

Пользователь ждет релиза своей юзерстори

Пользователь ждет релиза своей юзерстори

Что ж, в такой постановке задачи мне стало очень интересно найти подходящее решение. Сколько у меня займет поиск и реализация решения я даже не представляла. Но я точно понимала, что на начальном этапе мне лень делать что-то сложное и затратное, поэтому я решила использовать подход проверки гипотез от простого к сложному, который часто называют итеративным тестированием или итеративным подходом. Этот метод используется в различных областях, включая UX-дизайн, продуктовую разработку, науку и бизнес, чтобы минимизировать затраты и риски при проверке идей.

Сперва я сформулировала такое предположение: так как речь идет о физическом интерфейсе — дверной проход, значит и решение надо искать в преобразовании интерфейса. И моим самым первым решением стало просто открыть вторую дверь в дверной коробке, которая обычно закрыта.

Не я развязала эту UX-войну

Не я развязала эту UX-войну

Таким образом, я предположила, что станет больше пространства, а значит места хватит нам обоим. Кошка может продолжать спокойно лежать у двери, а мне будет достаточно места, чтобы обойти ее. Вообще, в этом решении был небольшой минус для меня, — вторая дверь стала немного перекрывать вход в другую комнату. Но я, обрадовавшись быстрой победе, решила потерпеть это неудобство. Пользователь-кошка тоже обрадовалась и решила полностью воспользоваться новой фичей:

Лежит в два раза сильнее

Лежит в два раза сильнее

Нет, это не для нас стало больше места. Это у нее появилось больше территории, которую надо охранять еще чаще и сильнее. Моя гипотеза об изменении формы физического интерфейса не подтвердилась. К этому моменту я стала все больше задумываться о том, что решать задачу, надо исходя из кошкопользовательского мироощущения, а не моего.

Есть исследования, которые показывают, что когнитивные искажения исследователя играют значительную роль при проведении кастдев-исследований и UX-аналитике, так как они могут существенно исказить результаты и повлиять на восприятие потребностей пользователей. Одним из наиболее распространенных искажений является предвзятость исследования, когда личные убеждения и восприятие влияют на результат.

Так как провести кастдев со своей кошкой я не могу, значит мне нужно каким-то другим способом понять ее потребности. Из различных методов сбора требований с пользователей можно попробовать метод наблюдения, чтобы понять где еще она предпочитает лежать, кроме дверных проходов.

Наблюдение за пользователями (User Observation) — это метод исследования, используемый в UX-дизайне и кастдев-исследованиях для сбора информации о поведении и привычках пользователей в естественной среде их использования продукта или услуги. Этот метод позволяет получить детализированные данные о реальных действиях пользователей, их проблемах, потребностях и предпочтениях, которые могут не проявиться при опросах или интервью.

Наблюдение за пользователем показало, что ей просто доставляет удовольствие мне мешать что ее привлекают для лежания и вот такие места тоже:

Кошкопользователь в своей естественной среде обитания

Кошкопользователь в своей естественной среде обитания

Тут я стала вспоминать, что когда-то давно смотрела видеоролики, как кошки ложатся в нарисованные на полу прямоугольники. И оказалось, что есть даже полноценные исследования на эту тему. Например, исследование, проведённое при участии Университета города Нью-Йорк и Австралийской школы психологии и общественного здоровья, показывает, что кошки могут воспринимать оптические иллюзии, такие как «канидза-квадраты». Они создают иллюзию присутствия квадратов даже без их физического существования. В исследовании говорится, что кошки предпочитают ложиться именно в такие оптические квадраты или в реальные нарисованные квадраты, поскольку это может давать им чувство безопасности и защищённости, связанное с их естественными инстинктами укрытия.

Поэтому мое следующее решение — создать для нее такой замкнутой формы квадрат, который будет расположен около дверного проема. Таким образом, она будет все еще продолжать лежать у двери, но не прямо в проходе.

Пользователь наблюдает за релизом новой фичи

Пользователь наблюдает за релизом новой фичи

Я была уверена на 99% процентов в успешности решения и вообще в том, что я взломала кошкино мироздание, победила и обыграла ее. Оказалось, что она тоже взломала свое мироздание, и этот баг у нее уже починен:

Когда потратила время на реализацию фичи, а пользователь ее не использует

Когда потратила время на реализацию фичи, а пользователь ее не использует

Ну если уж научные исследования не помогли, то что вообще тогда поможет, расстроилась я. И почти сдалась, но не зря же я столько лет играла в интеллектуальные логические игры. Исходя из полученного результат, я решила воспользоваться методом обратного мышления. Суть метода заключается в том, чтобы рассматривать задачу с противоположной перспективы или идти в обратном направлении от желаемого результата к начальным условиям. Этот метод помогает выявить скрытые причины проблем, найти решения и лучше понять задачи, взглянув на них с противоположного ракурса.

Раз она не ложится в этот квадрат, значит нужно положить этот квадрат туда, где она лежит. Но тут я сразу перепрыгнула к следующему способу, я решила не просто наклеить квадрат в проем двери, я решила наклеить разной длины и направления линий в проем, чтобы охватить еще и подходы к двери. Вот так:

MVP из говна и палок

MVP из говна и палок

На самом деле гипотеза сформировалась больше на интуитивном уровне, как комбинация всех предыдущих результатов эксперимента. Я предположила, что кошка будет избегать неоднородной поверхности, при этом и ей и мне будет без проблем проходить через такие полосы. Оказалось, что это самое рабочее решение из всех предыдущих.

Когда все требования выполнили, но пользователь все равно недоволен

Когда все требования выполнили, но пользователь все равно недоволен

Недочеты у этого решения в том, что иногда она садится между полос, или ложится практически сразу после того, как заканчиваются эти полоски. В целом, это поправимо изменением ширины и длины полосок, но это я отложила в бэклог как технический долг.

На этом мое UX-проектирование интуитивного понятного кошкоинтерфейса завершилось. Эксперимент по времени занял несколько недель. После этого прошел уже год примерно, решение все еще работает.

А вы применяете нотации и подходы из рабочих задач в своей жизни?

P.S. Кошку зовут Чуча, полное имя Чучундра. Если вам понравилась эта история и формат размышлений, то присоединяйтесь к моим экспериментам в тг-канал. Там я в таком же стиле рассказываю о когнитивных паттернах системного мышления через призму личного опыта и своей работы в IT.

© Habrahabr.ru