Устройство компилятора Swift. Часть 1

-nj6ottc75qfwwp1doueskrlwca.png

Swift — это не только язык программирования. Это проект, в который помимо компилятора входит много других компонентов. Да и сам компилятор — это не большая и страшная коробка, которая с помощью магии превращает ваш код в набор понятных для машины инструкций. Его тоже можно разбить на компоненты. Если вам интересно, на какие именно — добро пожаловать под кат.

Я не специалист по компиляторам и не имею опыта в этой области. Но мне стало интересно, как же он работает, и я начал изучать компилятор Swift. Так как статья получилась слишком большая пришлось разделить её на 4 части:


  • общий обзор компонентов,
  • разбор исходного файла,
  • Swift intermediate language,
  • LLVM IR и кодогенерация.

Swift уже более двух лет является проектом с открытым исходным кодом. За это время в него было добавлено немало улучшений от комьюнити. Следить за ними можно на специальном сайте, а так же на форуме. Там же можно обсудить предложения по улучшению языка или выложить свои идеи. Но чтобы это сделать, нужно сначала разобраться, как устроен проект.


ewclbkueutefh4lzrof1hgme5wy.png

Основными частями Swift, конечно же, являются компилятор и стандартная библиотека функций. Они развиваются параллельно и практически неотделимы друг от друга.

Компилятор написан на C++, а основная часть stdlib — на Swift. Однако язык, используемый в ней, имеет несколько особенностей:


  • Стандартная библиотека через модуль Builtin имеет прямой доступ к функциям компилятора. Это позволяет ей обращаться к низкоуровневым представлениям языка и «сырым» указателям.
  • В стандартной библиотеке не используется модификатор доступа private. Вместо этого имена сущностей, не являющиеся публичными, начинаются с подчёркивания. Подробнее можно прочитать тут.
  • Используется кодогенерация с помощью утилиты Generate Your Boilerplate (GYB) для уменьшения повторений в коде стандартной библиотеки.

Стандартная библиотека обычно ассоциируется с контейнерами и полезными функциями, упрощающими жизнь разработчику, но это лишь одна из её частей. Всего можно выделить 3 наиболее интересных компонента:


  • Core. Ядро со всеми её протоколами, типами данных и функциями. Исходники.
  • Runtime. Промежуточный слой между стандартной библиотекой и компилятором. Он отвечает за приведение типов, работу с памятью, рефлексию и другие динамические возможности языка. Написан на C++ и Objective-C. Исходники.
  • SDK Overlays. Обёртки над Foundation и другими системными фреймворками, которые делают обращение к ним из Swift более удобным. Исходники.


duomcnan-0gsq2nxfmkudjtksgu.png

Помимо компилятора и стандартной библиотеки в открытом доступе находится множество других подпроектов. Некоторые из них перечислены ниже.


SourceKit

Фреймворк для поддержки IDE: индексация, подсветка синтаксиса, автодополнение кода и так далее.


SourceKit-LSP

Реализация LSP для Swift, созданная на основе SourceKit. О том, что это такое, можно почитать тут.


Swift Package Manager

Пакетный менеджер для проектов на Swift.


Foundation

Порт библиотеки Foundation, которая является одной из основных для ОС от Apple под сторонние платформы.


libdispatch (GCD)

GCD для сторонних платформ.


XCTest

XCTest для сторонних платформ.


LLDB

LLDB с поддержкой Swift и REPL.


Playground Support

В проект входят два фреймворка — PlaygroundSupport и PlaygroundLogger. Они обеспечивают взаимодействие с Xcode и красивое отображение данных соответственно.


llbuild

Билд-система.


gyb

Утилита для кодогенерации.


libcxx

Реализация стандартной библиотеки C++.


in-jnl0ritpgkknpeqrlhj2fjjc.png

Компилятор в широком понимании — программа, преобразующая код из одного языка в другой. Но чаще компиляцией называют преобразование исходного кода именно в машинный (или в другое низкоуровневое представление), который можно потом использовать для создания исполняемого файла.

Компилятор часто делят на три части: frontend, middlend, backend. Первая отвечает за преобразование исходного кода в промежуточное представление, с которым удобно работать компилятору. Middlend выполняет оптимизацию, а бекенд генерирует машинный код из оптимизированного промежуточного представления.

Однако в Swift оптимизация выполняется и во фронтенде, и (большая часть) в бекенде. Поэтому промежуточный шаг на схеме не показан.


kxrn8kpusx2doqo3jpajqa12eju.png

В качестве бекенда в компиляторе Swift используется LLVM. LLVM — это большой проект, включающий в себя множество технологий. В его основе лежит intermediate representation (IR). Это универсальное промежуточное представление кода, которое можно преобразовать в исполняемый код на любой платформе, поддерживаемой LLVM.


llyjwkcnzj-gym8tt1rgfx7u_-w.png

Если появится новая архитектура, то достаточно будет добавить в LLVM генерацию машинного кода из IR под эту платформу. После этого все языки, для которых есть компилятор с генерацией IR, будут поддерживать эту архитектуру.

С другой стороны, для создания компилятора под новый язык программирования достаточно написать трансляцию исходного кода в IR, а поддержку различных архитектур возьмёт на себя LLVM.

Ещё одним плюсом такой системы является то, что LLVM умеет оптимизировать промежуточное представление, и фронтенд может не заниматься оптимизацией. Это значительно упрощает разработку компилятора.

IR имеет три вида отображения:


  • Дерево объектов в памяти. Каждый объект соответствует определённой сущности в исходном коде: функции, оператору, строке, указателю и так далее. Это дерево создается фронтендом на этапе генерации IR.
  • Текстовое представление. IR можно вывести в виде низкоуровневого исходного кода. Его можно сохранить в файл и выполнить с помощью интерпретатора.
  • Сериализованный битовый формат «биткод» (не путать с байткодом, который используется, например, в Java). Его можно использовать в качестве конечного результата работы бекенда и передавать в линкер для оптимизации на уровне линковки. Преобразование в машинный код в этом случае будет осуществлено линкером.

Линкер — программа, которая генерируюет исполняемый файл. Её описание выходит за рамки статьи.

Исходный код версии LLVM, используемой в Swift, можно найти тут, а документацию — на официальном сайте.

Как видите, в Apple выложили в открытый доступ много интересных проектов. В следующей части я расскажу о разборе исходного файла и генерации AST.

© Habrahabr.ru