Устройства Theranos для демонстраций инвесторам запускали в демо-режиме, без реального анализа
Американские прокуроры допросили бывшего менеджера по продуктам Theranos Дэниела Эдлина о взаимоотношениях стартапа с инвесторами и иных внутренних процессах. По его словам, на демонстрациях, во время которых проходил сбор крови инвесторов для дальнейшего анализа, устройства работали в демо-режиме и на самом деле не осуществляли никакого анализа крови. Реальные тесты проводились в лаборатории вдали от посторонних глаз.
Глава Theranos Элизабет Холмс в суде
Дэниел Эдлин участвовал в ряде мероприятий, связанных с инвесторами, в том числе проводил экскурсии. Каждая встреча проходила по сценарию, предварительно одобренному главой Theranos Элизабет Холмс. Перед показом на Theranos запускали демонстрационное приложение, скрывающее рабочие ошибки, или «нулевой протокол», из-за которого устройство вообще не проводило анализ. Эту уловки использовали в течение месяца.
В ходе демонстраций в 2013 году у Theranos обнаружили несколько серьёзных проблем. В частности, устройство выдавало разные результаты анализа крови у одного и того же человека, посетившего презентацию в Нью-Йорке и в штаб-квартире стартапа в Калифорнии. Исполнительный директор Theranos сказал Эдлину изменить контрольные диапазоны, чтобы ошибка не повторялась.
В свою очередь инвесторам представили гиперболизированные характеристики Theranos. Холмс описывала его как устройство с высочайшим уровнем точности и качества тестирования, для которого необходима лишь 1/1000 часть от обычного забора крови. Однако при создании сайта Theranos (перед массовой передачей устройств в аптечную сеть Walgreens) на эти заявления обратили внимание юристы. Они посоветовали либо смягчить обещания, либо предоставить твёрдые доказательства правдоподобности высказываний.
Ко всему прочему в ходе судебного заседания Эдлин подтвердил, что Theranos никогда не использовался для тестирования солдат в полевых условиях. Ранее Холмс заявляла, что устройства используют в Афганистане в вертолётах медицинской эвакуации. Эдлин указал, что Theranos может работать при температуре до 22—27 °C, поэтому категорически не подходит для использования в жарких регионах. Устройство отправляли на оценку военным в штат Кентукки, но там им не заинтересовались.
Элизабет Холмс с Theranos
Обвинение планирует использовать показания Эдлина, чтобы доказать полноценное участие Холмс в мошенничестве. Адвокаты опираются на утверждения о том, что партнёр по бизнесу и сексуальный партнёр Холмс Рамеш Балвани подвергал её психологическому, эмоциональному и сексуальному насилию. Таким образом обвинение пытается доказать, что фактически стартапом управлял Балвани и он ответственен за обман инвесторов. В свою очередь Эдлин указал, что между Балвани и Холмс не было никакого напряжения. Они всегда спокойно общались и даже жили вместе, но не рассказывали о своих отношениях инвесторам, даже после того как в 2009 году Балвани возглавил Theranos. На всех рабочих встречах всегда руководила Холмс.
В общей сложности Холмс обвиняют по 10 пунктам, среди которых указаны мошенничество и сговор с целью совершения мошенничества с использованием электронных средств. Она заявляла, что созданное её компанией устройство Theranos может диагностировать более 200 заболеваний с помощью нескольких капель крови из укола пальца. В 2013 году его установили в крупнейшей аптечной сети США Walgreens. Обман раскрылся после журналистского расследования издания Wall Street Journal, вышедшего в 2015 и 2016 годах.
Theranos показывало неверные результаты, а сам стартап всеми силами старался скрыть неудачи и влияние ошибочных диагнозов на дальнейшую жизнь пациентов. Например, устройство довольно часто определяло ВИЧ у здоровых пациентов, что не могло не отразиться на их психоэмоциональном состоянии и отношениях с семьёй, знакомыми и коллегами. Множество других случаев связано с тем, что Theranos не определял факт наличия беременности.
Под давлением инвесторов и общественности в 2018 году компания прекратила работу. В свою очередь Холмс обвинили в обмане инвесторов и мошенничестве. В начале сентября этого года начались первые судебные заседания по этому делу. Холмс грозит до 20 лет лишения свободы.