Управленческий труд

9000f4e9ebcb2efcd4f893443453aed2.jpg

Благополучие нации зависит от людей, менеджмента и правительства гораздо больше, чем от полезных ископаемых

Эдвардс Деминг[1]

В статье «Интеллектуальный труд» я указал, что управленческий труд — это один из очень сложных интеллектуальных трудов.

Вот о нём сейчас чуть-чуть и поговорим. Выясним, в чём заключается такой интеллектуальный труд, как управленческий, и в чём его сложность?

В Интернет тысячи гигабайт информации об управлении (менеджменте), а значит и об управленческом труде. Я не ставлю перед собой задачу переписать эти гигабайты. Зачем «молоть воду в ступе»?

Я ведь пишу эту книгу о новом, своём взгляде на управление и управленческий труд. Мне интересно описать управленческий труд с оригинального ракурса — в контексте управления потоком задач.

А с этой точки зрения, всё просто. Управленческий труд — это выполнение интеллектуальных задач по Управлению Потоком Задач. Вот такое масло масляное получается.

Ранее в статье «Задача (суть) блога» в разделе 1. «Введение в управление потоком задач» я написал, что процесс «Менеджмент» — это управление потоком задач[2]. Соответственно, тот, кто осуществляет этот процесс, тот и выполняет управленческий труд.

Раз задача — это главный объект управления, то всеми задачами в организации нужно управлять. То есть, надо выполнять в отношении всех задач стандартный набор так называемых функций менеджмента:

Многие используют более дробную детализацию этих функций, например, планирование, организация, координация, мотивация, учёт, контроль и регулирование. Подробнее о функциях менеджмента можно прочитать в книгах по менеджменту или в Интернет.

Я же хочу сказать, что в управлении потоком задач надо эти функции выполнять в отношении задач, как объектов. То есть надо:

  • задачи спланировать — сгенерировать;

  • организовать и скоординировать их выполнение;

  • смотивировать людей на их выполнение;

  • осуществить учёт и контроль их выполнения;

  • и при необходимости отрегулировать ход их выполнения, спланировав новые задачи или уточнив поставленные.

И сделать надо это таким образом, чтобы обеспечить наивысшую производительность труда.

Отсюда вытекает, что есть задачи по планированию и организации выполнения задач, задачи по мотивированию на выполнение задач и задачи по контролю за их выполнением. И это значит, что есть задачи по управлению задачами.

А выполнение этих задач — это и есть управленческий труд, заключающийся в управлении потоком задач. И выполняет их управленец (руководитель, менеджер, начальник, администратор). А измерителем успеха этого труда является — величина его производительности. То есть то, насколько производительно выполняются задачи по управлению потоком задач.

При этом эти задачи — это интеллектуальные задачи. Так как являются различными аналитическими, мыслительными, т. е. связанными с переработкой большого объема разнообразной информации с использованием интеллекта и, как следствие этого, — с мобилизацией работы мозга: памяти и внимания.

То есть, в управленческом труде основной, но не единственный, рабочий орган — это мозг.

Следовательно, управленческий труд — это интеллектуальный труд, а точнее — это выполнение интеллектуальных задач по управлению потоком задач.

Сложность управленческого труда заключается в следующем:

  • в многозадачности,

  • в неопределённости,

  • в переменчивости.

Многозадачность — это значит много задач, одновременно находящихся в работе, которые нужно выполнить. То есть в руках у менеджера не две вожжи, а десятки и сотни. А попробуй с ними управиться, если у тебя всего две руки, два глаза и одна голова, а ещё и всего 24 часа в сутках.

Многозадачность предполагает, что управленец должен оперировать перечнем задач ещё и из разных областей деятельности: продажи, финансы, маркетинг, производство, разработки, закупки и т. д. Надо иметь достаточно широкий спектр компетенций, чтобы квалифицированно управляться с многозадачностью.

Неопределённость говорит о том, что руководитель постоянно находится в такой ситуации, когда не ясно, что делать, какие задачи нужно выполнять на каждом следующем шаге.

Ему постоянно приходится собирать и анализировать много информации, взвешивать риски и принимать решения о вариантах задач, которые требуется выполнять. Вырабатывать задачи в ситуации неопределённости очень сложно, сложно принимать на себя ответственность за них.

Переменчивость означает, что обстановка и условия, в которых действует начальник, постоянно меняются, нужно постоянно менять задачи, которые требуется выполнять.

Одни нужно отменять, другие отодвигать, третьи вновь формулировать и ставить и т. д. А когда ты оперируешь десятками и сотнями задач, то делать это очень сложно. И так постоянно. Легко потерять управляемость.

Представьте, что вы управляете несущейся повозкой не двумя вожжами в двух руках, а десятком или сотней, и в каждый момент времени у вас вожжи выдёргиваются, изменяются, заменяются, перекладываются, повозка подпрыгивает и шатается из стороны в сторону, а вам требуется удержать повозку под контролем и пригнать её в заданное место. Трудно, да?

Поэтому управленческий труд и является одним из очень сложных интеллектуальных трудов.

Резюмируем.

Раз задача — это главный объект управления, то всеми задачами в организации нужно управлять. То есть надо выполнять в отношении них стандартный набор функций менеджмента: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Надо эти функции выполнять в отношении задач, как объектов. Это значит, что есть задачи по управлению задачами. Выполнение этих задач — это и есть управленческий труд. Эти задачи — это интеллектуальные задачи. Следовательно, управленческий труд — это выполнение интеллектуальных задач по управлению потоком задач. Сложность управленческого труда заключается в многозадачности, неопределённости и переменчивости.

Полная версия статьи доступна в моей книге «Задачи чудесные, или Козырная «ТУЗ» Мотаева!»

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале «Управление потоком задач».

[1] Стр. 32 раздел «Цепная реакция: качество, производительность, снижение затрат, закрепление на рынке» «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 370 с. ISBN 978–5–9614–0567–5

[2] Подробнее расскажу и аргументирую это в статье «УПЗ — это «МЕНЕДЖМЕНТ» в разделе 9. «Диспут по менеджменту — по управлению потоком задач»

© Habrahabr.ru