Управляем подсветкой клавиатуры при смене языка ввода

099cb8fc7e47b792a5ada0cc53430bcf.png

Недавно я купил себе клавиатуру от Corsair модели K55 RGB Pro. У нее есть модная нынче цветная подсветка, а чтобы ее настраивать, производитель предлагает скачать программу iCUE. На сайте написано, что некоторые игры могут управлять подсветкой совместимых устройств. Гугл обнаружил официальный SDK с примерами, а также документацию. Я решил сделать что-то полезное для себя, а заодно посмотреть, как создаются приложения под Windows.

Мой код (для Visual Studio) можно найти здесь.

Выглядит это вот так

Для того, чтобы начать работать с периферией, достаточно подключить библиотеку, заинклюдить заголовки и положить dll рядом с программой. В комплекте идет несколько версий, я взял последнюю, CUESDK_2019 для 32 бит.

Начинается работа с вызова CorsairPerformProtocolHandshake(). Если что-то пошло не так, CorsairGetLastError() вернет код последней ошибки.

CorsairPerformProtocolHandshake();
    if (const auto error = CorsairGetLastError()) {
        std::cout << "Handshake failed: " << toString(error) << std::endl;
        return 2;
    }

Метод toString — обычный switch-case, возвращающий строку по коду. Ошибок всего 6, я не буду их здесь перечислять, можно посмотреть, как это сделано в примере.

К компьютеру может быть подключено несколько устройств, для каждого устройства может быть доступно несколько светодиодов. Каждый из них имеет свой ID, координаты в пространстве относительно устройства, цвет, и может управляться независимо. Вот структура, описывающая светодиод:

	struct CorsairLedPosition
	{
		CorsairLedId ledId;				// identifier of led.
		double top;
		double left;
		double height;
		double width;					// values in mm.
	};

Я хочу сделать все максимально просто и менять цвет сразу всем диодам, поэтому мне надо получить список их идентификаторов. Меня не очень интересует их расположение, но, в принципе, зная его, можно попробовать высвечивать флаг страны или что-то более интересное.

Сначала вызовем CorsairGetDeviceCount(), чтобы узнать, сколько у нас вообще подключено совместимой периферии, и, если есть хотя бы одно устройство, вызовем CorsairGetLedPositionsByDeviceIndex(i) для каждого. В моем случае устройство всего одно, и я передаю i=0. В примерах из документации можно посмотреть, как управлять разными устройствами. Сразу же, как только мы получили идентификаторы светодиодов, можно создать массивы с нужными нам цветами (CorsairLedColor)

void getAllLeds()
{
    if (CorsairGetDeviceCount() > 0) {
        if (const auto ledPositions = CorsairGetLedPositionsByDeviceIndex(0)) {
            for (auto i = 0; i < ledPositions->numberOfLed; i++) {
                const auto ledId = ledPositions->pLedPosition[i].ledId;
                leds1.push_back(CorsairLedColor{ ledId, en_r, en_g, en_b });
                leds2.push_back(CorsairLedColor{ ledId, ru_r, ru_g, ru_b });
            }
        }
    }
}

Я использую два языка ввода, для них я создал два пресета: голубой для английского и оранжевый для русского.

Теперь, чтобы изменить цвет, мы должны вызвать CorsairSetLedsColorsBufferByDeviceIndex и передать туда индекс устройства (в моем случае 0 — у меня оно всего одно) и массив из CorsairLedColor-ов.

CorsairSetLedsColorsBufferByDeviceIndex(0, static_cast(leds1.size()), leds2.data());

Изменения вступят в силу, как только мы вызовем CorsairSetLedsColorsFlushBuffer().

В принципе, на этом месте можно уже скомпилировать и запустить код и посмотреть, как это все выглядит. Но я хочу, чтобы цвет менялся в зависимости от языка.

Как узнать язык ввода?

О, а вот тут начинается интересная часть. Из нескольких способов, описанных в документации к winapi, у меня заработал только один — использовать SetWindowsHookEx на событие WH_SHELL. Описание можно найти в документации по ссылке, если кратко, это работает так:

  1. Создаем специальную функцию ShellProc, которая должна вызываться на различные события, связанные с оболочкой windows.

  2. Нас интересует параметр nCode, который может принимать значение HSHELL_LANGUAGE, означающее, что пользователь сменил язык ввода.

  3. Handle языка ввода передается в lParam. Я не смог найти полное описание этого параметра, отчасти потому что в разных местах эта штука называется по-разному (handle to a keyboard layout, input language handle). Однако, эксперименты показали, что каждому языку (методу ввода) соответствует одно числовое значение, которое, к тому же, не меняется от запуска к запуску и даже от перезагрузок, что позволяет вынести нужные нам значения в константы (или в конфиг).

Здесь нужно немного поговорить о структуре нашего приложения. Дело в том, что для установки глобального хука его обработчик должен быть в DLL. Эта DLL затем подключается ко всем запущенным процессам. Однако мы живем в век 64-битных систем, и это накладывает дополнительные ограничения. Так, в 64-битные процессы можно загружать только 64-битные DLL, и наоборот. Чтобы наше приложение работало везде, нам понадобятся две DLL разной разрядности и два приложения, которые будут их подгружать/выгружать. В моем случае DLL собирается из проекта ShellHook. Его код очень простой. Функции установки и удаления хука выглядят вот так:

extern "C" SHELLHOOK_API void install()
{
    hook = SetWindowsHookEx(WH_SHELL, hookproc, module, 0);
}

extern "C" SHELLHOOK_API void uninstall()
{
    UnhookWindowsHookEx(hook);
}

SHELLHOOK_API описан рядом в заголовочном файле, который инклюдится в проект приложения, использующего эту DLL. Это стандартная практика для библиотек, как утверждает туториал: так мы можем описать импорт или экспорт в зависимости от того, какая сторона инклюдит заголовки.

При срабатывании хука вызывается функция hookproc из этой же библиотеки. Чтобы не тащить логику в DLL, мы просто сообщаем родительскому приложению через отправку сообщения окну о событии смены языка, а оно там уже само разберется, что с этим делать.

extern "C" LRESULT CALLBACK hookproc(int nCode, WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
    if (nCode < 0) // do not process message
        return CallNextHookEx(hook, nCode,
            wParam, lParam);
    switch (nCode)
    {
    case HSHELL_LANGUAGE:
    {
        HWND wnd = FindWindow(L"CueLangApp", L"CueLangApp");    // we're hard-coding the strings here for simplicity
        if (wnd != NULL)
            PostMessage(wnd, WM_USER + 1, wParam, lParam);
    }
    default:
        break;
    }

    return CallNextHookEx(hook, nCode, wParam, lParam);
}

Как говорилось выше, ShellHook.dll надо собрать для двух архитектур, x86 и x64. Кроме того, чтобы хуки правильно работали, эти библиотеки должны иметь разные названия. Используем суффикс .x64 для 64-битной версии — установим в настройках проекта Target name в $(ProjectName).x64 для платформы x64.

Для загрузки этой DLL нам потребуется приложение, разрядность которого совпадает с разрядностью библиотеки. Его задача проста: вызвать install, ждать сигнала о завершении, вызвать uninstall. Библиотеку можно либо включить в проект через LIB-файл, либо подгрузить в рантайме с помощью LoadLibrary. Используем второй вариант.

HMODULE dll = LoadLibrary(HOOKLIBNAME);
if (dll == NULL)
	return 2;
	
install_ = (InstallProc)GetProcAddress(dll, "install");
uninstall_ = (UninstallProc)GetProcAddress(dll, "uninstall");

install_();

Так как имя библиотеки зависит от разрядности, можно воспользоваться макросом Visual Studio _WIN64:

#if _WIN64
#define HOOKLIBNAME L"ShellHook.x64.dll"
#else
#define HOOKLIBNAME L"ShellHook.dll"
#endif

Это вспомогательное приложение, и ему ни к чему иметь окно и вообще как-то отсвечивать, поэтому мы не будем его создавать. Очередь сообщений в windows привязана к треду, и мы можем сделать цикл обработки сообщений прямо в WinMain:

while (GetMessage(&msg, NULL, 0, 0) > 0) {
		if (msg.message == WM_CLOSE) {
				break;
		}
}

Windows не отправляет никакого WM_CLOSE потокам без окна, это сообщение выбрано произвольно, чтобы можно было остановить выполнение из родительского приложения.

В конце снимем хук и освободим ресурсы:

uninstall_();
FreeLibrary(dll);

Как этим всем управлять?

Для того, чтобы это все заработало, нам надо:

  1. Запустить обе версии HookSupportApp

  2. Реагировать на сообщения WM_USER+1 из коллбэка хука

  3. Остановить все и снять хуки, когда пользователь закрыл программу

Для этого сделаем третье, основное приложение. Оно представляет из себя консольное приложение (мне так было удобнее выводить дебажные сообщения и ошибки), но создает невидимое окно, чтобы принимать события о переключении языка. В нем же определены языки, цвета и реализована работа с CUE SDK, описанная в начале статьи. Код, по сравнению с предыдущими двумя проектами, достаточно объемный, поэтому я предлагаю интересующимся ознакомиться с ним по ссылке, а ниже я опишу то, что, на мой взгляд, достойно внимания.

Точкой входа для консольного приложения является main. Внутри подключаемся к CUE и инициализируем цвета для светодиодов. Затем создаем невидимое окно, которое будет получать сообщения:

WNDCLASS wc = {};
wc.lpfnWndProc = WndProc;
wc.hInstance = hInstance;
wc.lpszClassName = CLASS_NAME;

RegisterClass(&wc);

hwnd = CreateWindowEx(
    0,
    CLASS_NAME,
    L"CueLangApp",
    WS_OVERLAPPEDWINDOW,
    CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT,
    NULL,
    NULL,
    hInstance,
    NULL
);
if (hwnd == NULL) {
    return 0;
}
ShowWindow(hwnd, SW_HIDE);

Здесь нужно использовать те же имя класса окна и его заголовок, которые использованы в FindWindow внутри DLL, иначе окно не найдется. WndProc это обработчик событий окна, на все неизвестные события вызывается DefWindowProc, кроме двух, интересных нам: WM_CLOSE на закрытие окна и WM_USER+1 на изменение языка.

LRESULT CALLBACK WndProc(
    _In_ HWND hWnd,
    _In_ UINT message,
    _In_ WPARAM wParam,
    _In_ LPARAM lParam
)
{
    switch (message)
    {
    case WM_USER + 1:
        changeLang(wParam, lParam);
        break;
    case WM_CLOSE:
        PostQuitMessage(0);
    default:
        return DefWindowProc(hWnd, message, wParam, lParam);
    }
    return 0;
}

Для запуска и контроля дочерних процессов, ответственных за хуки, используем CreateProcess:

STARTUPINFO si;
PROCESS_INFORMATION pi;
ZeroMemory(&si, sizeof(si));
si.cb = sizeof(si);
ZeroMemory(&pi, sizeof(pi));

if (!CreateProcess(NULL,   // No module name (use command line)
        &childexe[0],        // Command line
        NULL,           // Process handle not inheritable
        NULL,           // Thread handle not inheritable
        FALSE,          // Set handle inheritance to FALSE
        0,              // No creation flags
        NULL,           // Use parent's environment block
        NULL,           // Use parent's starting directory 
        &si,            // Pointer to STARTUPINFO structure
        &pi)           // Pointer to PROCESS_INFORMATION structure
        )
{
    printf("CreateProcess 32 failed (%d).\n", GetLastError());
    return 1;
}
//...
childThread32 = GetThreadId(pi.hThread);

childThread32 затем используется для того, чтобы отправить ему сообщение об остановке:

PostThreadMessage(childThread32, WM_CLOSE, 0, 0);

Еще одна деталь: так как у нас консольное приложение, а дополнительное окно невидимо, мы должны как-то реагировать на остановку приложения пользователем (CTRL-C, закрытие окна консоли, и т.д.). Для этого у нас есть функция-обработчик таких событий CtrlHandler, которая устанавливается с помощью SetConsoleCtrlHandler(CtrlHandler, TRUE).

После того, как окно и консоль созданы, дочерние процессы запущены, и подключение к CUE SDK прошло успешно, запускается цикл обработки сообщений. Здесь он выглядит немного не так, как в HookSupportApp, мы используем DispatchMessage(), потому что на этот раз у нас есть окно с указанной для него WndProc.

while (GetMessage(&msg, NULL, 0, 0) > 0) {
    TranslateMessage(&msg);
    DispatchMessage(&msg);
}

Вот, собственно, и все. Здесь еще большой простор для улучшений: можно добавить полноценный GUI для удобного взаимодействия с пользователем, список устройств и языков, конфиг, более сложные цветовые комбинации — все, что может прийти вам в голову!

Список того, что мне помогло в процессе работы над проектом.

© Habrahabr.ru