Умный, борзый, адекватный
Дискуссии о том, что важнее, эмоциональный интеллект (EQ) или IQ ведутся не первый год. Наиболее адекватные эксперты вполне справедливо утверждают, что выбирать между этими понятиями, это как выбор между сердцем и легкими в вопросе сохранения жизни. Одно без другого в успешной карьере вряд ли бывает.
Кого не купишь за деньги
«Ты чё, самый умный?! Ты чё, самый борзый?!» — такое еще часто можно услышать в наших школах и на улице. Возрастной диапазон употребляющих эти энергичные конструкции — от детского сада и до упора. Это такая вербализация профессиональных и просто человеческих ценностей индустриальной эпохи — ума и воли/характера.
Но мир уже давно меняется и сейчас все стремительнее. В текущей постиндустриальной реальности правильнее кричать: «Ты чё, самый адекватный?!» Одних ума и воли уже недостаточно — нужны разум, разумность, адекватность.
Собственно, разум был нужен всегда. Даже хит группы «Ария» времен горбачевской перестройки хоть и был откровенно пропагандистским по лирике (тут не хочу обидеть ничьих чувств), назывался «Воля и разум», а не «Воля и ум». Но приоритет числовых ценностей индустриального мира — отлить больше болванок, намолотить больше пшеницы, продать больше машин и просто заработать больше денег — требовал такого же числового подхода к персоналу.
В описании вакансий до сих пор набор требований по части этой числовой эффективности. Ни слова про адекватность. Ты должен столько-то лет проработать там-то, управлять таким-то количеством людей, уметь работать в режиме многозадачности, любить сложные кейсы и т. п. А примерами для подражания выступают Стив Джобс и Джефф Безос. Как будто ранее модные книги про эмоциональный интеллект (EQ) никто не читал.
Набери сотрудников с высочайшим IQ и нулевой, а то и минусовой эмпатией, но ты не станешь Apple. Асоциальное поведение и унижение сотрудников вовсе не рецепт создания великих компаний. Джефф Безос (Amazon) и Трэвис Каланик (Uber) сейчас, как Джобс ранее, тоже славятся своими выходками. И это не нравится не только сотрудникам, но и инвесторам. После того, как они публично раскритиковали поведение Каланика, из Uber ушли несколько ключевых людей. А про рыдающих после совещаний в Amazon мужиков ходят легенды.
«Позволить себе разгневаться — проще простого. Но разгневаться на кого нужно, когда нужно, в нужном объеме и адекватно ситуации — не так просто» — это Аристотель. То есть разумность/адекватность, они же эмоциональный интеллект, обращали на себя внимание уже тогда, когда философствовать было почетно, и само это слово еще не обросло негативом.
Многие века спустя, в 1870 г., отец эволюционной теории Дарвин попытался разобраться, как эмоции помогают приспособиться к ситуации и сохранить жизнь людям и животным (работа «Выражений эмоций у людей и животных»). В том же году родился будущий знаток EQ Ленин, который тонко прочувствовал, чем по-настоящему зацепить российский народ и в 1917 г. нажал на его самую красную кнопку — зависти и уравниловки (и здесь тоже не хочется задеть чьи-то чувства).
EQ, а не IQ поддерживает равновесие в нашем мире и сохраняет нас как вид фауны от неминуемой гибели. Не будь у человечества в целом этого даже очень средненького эмоционального интеллекта, мы бы себя давно уничтожили в какой-нибудь мировой войне. Хорошо, что пока этот сценарий разворачивается только на страницах многочисленных антиутопий-бестселлеров и в их высокобюджетных экранизациях.
Человек всегда чем-нибудь меряется с себе подобными. В привычную индустриальную эпоху мы мерились и продолжаем мериться IQ и волей. Но они формируются в человеке к подростковому возрасту, и дальше он с ними как-то живет, а конкурентным преимуществом начинает становиться EQ — разумность и адекватность. Причем, это касается и людей, и компаний, где эти люди работают. Заложенный с детства даже самый высокий IQ не даст взлететь высоко без EQ, который, в отличие от первого, можно и нужно развивать в течение всей жизни.
В погоне за адекватами
В последние годы проводилось немало исследований того, что сейчас считается профессиональными ценностями. Университет Британской Колумбии проводил опрос бизнесменов об их видении идеальных сотрудников. Практически все назвали самым важным качеством здравомыслие, под которым они понимают ответственность, эффективность и уместность — ведение коммуникации, подходящей ситуации.
В книге Томаса Стенли «Мышление миллионера» более 700 последних называют драйверы своих внушительных достижений. Первые три места у честности, дисциплины и договороспособности. Именно высокий EQ позволяет проводить переговоры win-win. Это самое сложное, но и самое эффективное.
Высший эмоциональный пилотаж — эффективность взаимодействия в критических ситуациях, когда ни вы не орете, ни на вас не орут, все по делу и никто никого не обводит вокруг пальца. Все прозрачно и понятно. Тут замеры IQ ни к чему.
IQ и волю будем считать имеющимися по умолчанию, а EQ собираем из трех само- (осознание, контроль, мотивация), социальных умений и эмпатии. Выигрывают сотрудники, которые позитивно контактируют и которым симпатизируют. Эдакие профессиональные зайки. Они выигрывают у конфликтных и асоциальных гениев с высочайшим IQ.
Человек с высоким эмоциональным интеллектом оценивает ситуации и влияет на них, чувствует боли и желания людей, понимает их плюсы и минусы, стрессоустойчив и симпатичен. Ну чем не вождь мирового пролетариата? Хотя бы в части чувствования болей и желаний людей и фирменной улыбки.
Хорошую метафору придумал Харви Дючендорф в «Другой разновидности умных». Езда на машине — это наша жизнь. Наш IQ — это сама машина. А водитель/гонщик — EQ. Круто, когда крутая тачка управляется крутым гонщиком. Причем, крутизна последнего это не закись азота и газ в пол, а именно разумность и адекватность — чувство машины и дороги. Кто-то сойдет с дистанции на самой крутой тачке, а кто-то победит на менее мощной машине.
Баланс умственных способностей, воли и разума — наше постиндустриальное золото.
Индустриальная эпоха с ее числовыми оценками — про то, что можно пощупать, увеличить, накопить. Ценность обладания — главный драйвер. Зарплата, одежда, машина, квартира, дача и т. д.
Настоящее и будущее
Постиндустриальное общество, в которое с некоторым запозданием переходит и Россия, больше про пользование, чем про владение. Тут услуги доминируют над производством. Зачем покупать машину, если есть такси и каршеринг? Зачем строить или арендовать офис, когда можно работать из любой точки мира, зачем ходить в магазин, когда есть доставка? Происходит постепенное обесценивание того, что можно пощупать — материального — и рост капитализации пресловутого человеческого фактора.
Кстати, сейчас ровно век самому этому термину «человеческий фактор». Его придумал в 1921 г. британец Бенджамин Сиб. Наш Михаил Горбачев поднял его на знамя своей перестройки в 1985 году. Постепенно человеческий фактор стал синонимом причин аварий на производствах и везде, где человек контактирует с чем-то механическим. Сейчас этот негативный нарост стали убирать новым сочетанием — человеческий капитал. Именно он основа постиндустриального общества. Он уже на 70–80% формирует общемировой продукт.
Промышленности переходят от количественного роста к качественному, инновационному. То есть постулат «экономика должна расти» постепенно растворяется. Владислав Иноземцев называет это переходом в постэкономическую фазу, где не экономика главнее людей, а наоборот — основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей. В этой логике ценность зарплатных гонок уходит. Нужного вам сотрудника с высоким EQ просто за деньги уже не схантишь.
Какой зарплатой заманить такого постиндустриального супермена, который не психует в кризисы, а спокойно делает дело, позитивен к людям и понимает все их заморочки, моментально разбирается в ситуациях и уверен в себе? Как вам описание вакансии на каком-нибудь популярном рекрут-ресурсе: нам нужен умный, борзый, адекватный? Ищем.
P.S. Кстати, в Parallels есть открытые вакансии. И, да, мы адекватные, хоть и не борзые.