Умеешь делать качественные и приятные глазу селфи? Получи кредит
Подписка на паблик о путешествии и туристические фото теперь могут помочь получить кредит, фотография с «пьяной вечеринки» — повлечь за собой отказ банка в кредитовании
Фото: «ИЗВЕСТИЯ»/Владимир Суворов
Получить кредит во многих случаях не так легко — банк оценивает благонадежность заемщика по многим параметрам, включая место работы, доход, наличие движимого и недвижимого имущества. Теперь в ход пойдет и еще один фактор — поведение заемщика в социальных сетях, пишут «Известия». Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) совместно с IT-компанией Double Data запустило для этого специальный сервис Social Attributes. Новая система уже успела зарекомендовать себя: так, подписка заемщика на группы о сетевом маркетинге или антиколлекторах увеличивает риск невыплаты кредита в 2–4 раза. А вот подписка на паблики о путешествиях повышают вероятность выплаты заемщиком кредита.
Средняя вероятность невозвращения кредита и процентов по нему для пользователей в соцсетях составляет 7,4%. Если есть подписка на «негативную» (с точки зрения финансовой организации) группу, эта вероятность возрастает почти в два раза — до 14,2%. Подписка на несколько «негативных» групп увеличивает вероятность невыплаты кредита до 19,9%. Аналогичный показатель для активного путешественника — всего 3,55%. Социальными сетями пользуются около 60% заемщиков в России.
«На мой взгляд, будущее в управлении рисками в розничном кредитовании за внедрением инновационных решений, ориентированных на снижение рисков при кредитовании физических лиц. В современных условиях конкурентными преимуществами кредитора являются обязательное наличие высокого уровня технологичности всех кредитных процессов и умение обрабатывать огромные массивы информации», — отмечает гендиректор НБКИ Александр Викулин.
Новую систему уже начали использовать банки и МФО в своих оценочных моделях. «Мы провели тесты, с помощью которых удалось получить положительный экономический эффект от применения этой системы. Уже используем эту технологию, она повышает эффективность процесса принятия кредитных решений и дает дополнительные рычаги управления кредитными рисками», — говорит директор по управлению рисками онлайн-сервиса микрокредитования MoneyMan Екатерина Казак.
В скором времени информация из соцсетей может стать ключевой для оценки благонадежности заемщика, считают эксперты. «Действительно, социальные сети могут быть источником полезной информации о заемщике. Например, можно определить наличие различных девиаций в поведении заемщика, оценить степень его ответственности. Негативная информация из социальных сетей при принятии решения банком может «перевесить» положительные характеристики заемщика, полученные на основе иных источников», — отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
К примеру, если в аккаунте пользователя социальной сети много фотографий попоек с его участием, то в кредите такому заемщику может быть отказано даже несмотря на то, что все документы в порядке. А вот фотографии с зарубежных поездок в большом количестве — это плюс для потенциального заемщика.