Ukrainian outsourcing under the attack
Под катом крутейший замес сюжета из ИТ, Украины, одного из крупнейших аутсорсеров мира, маски-шоу, напуганные ботаны-айтишниги, поиск программистов-экстремистов… короче, всё как вы любите: свеженько-вкусненько.
Завязочка сюжетика
На прошлой неделе на Украине произошли очередные знаковые разборки между ИТ-отраслью и государством. Всё началось с намерения дряхлеющей на глазах страны немного подсрубить свободноконвертируемой капусты с «богатых буратин», в роли которых уже традиционно выступают местные ботаны-айтишники.
Чтобы далеко за реформами не ходить — украинским айтишникам подняли налоги.
Недавно в минфине Украины с помпой объявили об очередной налоговой реформе. Подаётся она, конечно же, под соусом из упрощения налогового законодательства, уменьшения налоговой нагрузки и прочего вывода зарплат из тени. В частности, при подготовке реформы были учтены рекомендации МВФ. Что же предлагают в МВФ? Во-первых, отменить мораторий на проверку бизнеса — дескать, он способствует росту теневой экономики. Во-вторых, представители фонда удивлены тем, что в Украине люди открыто признают использование упрощённой системы налогообложения для сокращения издержек на налоги с зарплаты.
Лавочку эту фонд предлагает прикрыть: объединить третью группу единоналожников со второй и увеличить налоги. Брать НДФЛ (в размере 15% и 20%) со всего заработка и взнос в пенсионный фонд с части дохода, не превышающей 30450 гривен. Таким образом, с зарплаты, скажем, в тысячу долларов родному государству придётся отдать 30+15 = 45%, то есть, вместо тысячи работник получит 650 долларов.
Легко понять, что квалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, работающие по схеме ЧП, отнеслись к данной инициативе, мягко говоря, отрицательно. А кто же это? Да программисты, конечно! А кто ещё у нас работает так?
Среди свядомых айтишников-космополитов сразу поднялось виртуальное бурление говен на предмет переноса бизнеса «туда, где нас ждут и любят». Короче, на повестке дня ребром встал вопрос: «пора валить».
Эскалация
Тут-то и проявилась яркая постсоветская специфика, которую в РФ любят даже ещё больше — у вертикальщиков всех мастей в ситуации «не ясно чо делать» принято с воплем «фас» выпускать из загона silovikov. В распоряжении издания AIN.UA оказалось письмо из рассылки крупного украинского разработчика своим сотрудникам, где речь идет о возможности следственных действий против крупнейших IT-компаний Украины:
Dear all, I assume many of you heard about SBU visiting Maximizer last Friday. Reason — non—licensed SW claim from an external company. We have an internal information that such visit is about to take place to Dnepr office of one of big 5 IT outsourcers TODAY and that it might be not the last visit to IT companies, but rather a start of such visits.
На чистом английском языке программерам-хохлам таинственный Некто объясняет: всё только начинается. Не будем здесь об интересной украинской компании Maximizer, которую совсем недавно слизнул языком заморский Oracle, поговорим лучше про «one of big 5 IT outsourcers».
Сегодня сотрудники СБУ пришли в офис крупного аутсорсера Luxoft в Днепропетровске. Официальных комментариев нет, оцеплен шестой этаж, на котором расположен офис, а часть сотрудников работает в связи с этим на дому. Охрана заблокирована, а телефон и интернет отключены.
#Дніпро RT @np1ng «Я вас поздравляю сердечно: люксофт оцеплен этаж. Сотрудники работают из дому. З думкою про вас…»
— Dmytro Denysenko (@cleanOK) September 1, 2015
Грациозные люди в масках завалили наземь айтишнегов из тех, кто не успел бежать на соседние этажи (не будем их винить, дадим скидку на их хронически ослабленные неподвижным образом жизни организмы).
Станом на 13:20 всіх співробітників відпустили, а співробітники СБУ, намагаючись отримати доступ до серверів, виломали двері серверної ломом.
Днем всё-таки появилась первая информация, что весь этот балаган с ломами и спецназом был на предмет проверки наличия/отсутствия контрафактного ПО, но…
К вечеру компания предоставила официальный комментарий по ситуации. Если вкратце: работу в офисе остановили из-за того, что силовики в ходе расследования электронной угрозы пытались установить личность человека, отправившего подозрительное электронное письмо.
Вот тебе, бабушка, и юрьев день! А ведь я сразу не поверил, что целое спецподразделение взметнули в ружье из-за кого-то там контрафактного ПО. Читая первые новости, узрел — всё дело в «подозрительном электронном письме»! Вот теперь понятно, почему эти грациозные существа в черном первым делом напрочь вынесли дверь в серверную Люксофта.
Держите меня семеро — да заради поиска «подозрительного электронного письма» я бы точно зашел гораздо дальше, и уж точно бы не ограничился маски-шоу в офисе крупнейшего украинского аутсорсера с выносом дверей и глумлением над дорогостоящей заморской аппаратурой, манящей сапог любого омоновца своими забавно поблескивающими и такими милыми его казенному глазу разноцветными огоньками.
Короче говоря, по всему видно, что грядут очень грустные и голодные времена, поэтому кто последний останется в стране — тот и «социально ответственный бизнес».
@roemru J2EE Is Not A Crime
— Daibhi O Domhnaill (@OhTheAnguish) September 1, 2015
Как жаль, но по словам PR-директор Luxoft в Украине Марианны Кониной, то самое «подозрительное электронное письмо» из-за которого малость приложили фейсами об тейблы белых воротничков, таки не нашли:
В ходе проверки представителям СБУ не удалось найти ни одного доказательства в нарушение Luxoft законов Украины или пособничества терроризму.
Запилит ли СБУ назад дверь, вываленную ломом в серверной аутсорсера-экстремиста Люксофта, Марианна ничего не сообщает. Как отнесся их главный клиент Deutsche Bank к проблемам их главного разработчика софта на местах локализации? Читая между строк, думаю, что сообщение украинской ИТ-индустрией было услышано: кто-то уже готовит деньги, а кто-то усиленно пакует чемоданы.
Выводы
Подведем же краткие выводы к этой заметке. И речь здесь вовсе не об Украине и не Luxsoft, поверьте.
«Совочек» медленно, но верно загибается. Денег у государства уже нет (и это плохая для гуманитариев новость), хорошая же новость в том, что ОМОНа ещё более чем достаточно. И что-то мне подсказывает, что по мере уменьшения бабоса, количество ОМОНа на душу среднестатистического пост-советского айтишника будет драматически нарастать. По мере нарастания этого диспаритета у каждого из нас будет шанс задаться вопросом: тварь я дрожащая, иль право на баксы имею?
А главное, грустно мне братцы, грустно — ведь никакого в отечестве почтения к аутсорсингу, никакого. Совсем прогнило что-то в нашем датском королевстве.
Update:
Россиянам, со своей нефтью и газом, никогда не понять, что для Беларуси или Украины значит ИТ, там это почти как национальная идея. Вот Батька хвалит местных хакеров перед парламентским собранием Беларуси — зал из застарелых законотворцев гудит от восхищения.
Всё-таки близость западно-европейской цивилизации однозначно сказывается на продвинутости генотипа восточно-европейского населения.