Украина собирается построить в зоне отчуждения вокруг Чернобыля солнечную электростанцию
Со времени аварии на Чернобыльской АЭС прошло тридцать лет. Уровень радиационного загрязнения в некоторых регионах вокруг станции уже близок к норме. Но район площадью с Люксембург будет оставаться непригодным для жизни людей еще сотни лет. Сейчас Украина ищет возможность использовать зону отчуждения.
В этой зоне активно увеличивается популяция диких животных, растительность отвоевывает все новые метры некогда промышленного региона. Но человеку взять здесь нечего — охотиться на животных нельзя, ягоды и фрукты собирать тоже нельзя. И уж тем более не рекомендуется собирать грибы, которых, по слухам, здесь огромное количество. Но в Чернобыле есть один продукт, который можно без проблем утилизировать. Это солнечная энергия.
Возможно, через какое-то время в зоне отчуждения построят солнечную электростанцию. Место здесь есть — общая площадь фактически бесхозной земли составляет 2600 км2.
«Чернобыльская зона имеет неплохой потенциал в качестве источника возобновляемой энергии», — говорит министр экологии Украины Остап Семерак. «Здесь есть высоковольтные линии электропередач, которые ранее использовались для передачи энергии между объектами АЭС, земля очень дешевая, и у нас есть специалисты, обученные работе на электростанциях».
Сейчас источником энергии Украины являются АЭС, ГЭС, теплоэлектростанции, работающие на угле и газе. Газ страна закупает у России и европейских государств (по реверсной схеме), и активно ищет пути снизить зависимость от внешних поставщиков. Частичным решением проблемы может быть создание крупных солнечных электростанций. Общий уровень инсоляции на Украине превышает аналогичный показатель в Германии.
А в Германии построено уже несколько солнечных электростанций с общей мощностью в 39 ГВт. Эта страна вообще является лидером Европы по использованию альтернативных источников энергии.
8 мая Германия побила новый рекорд в генерации энергии из возобновляемых источников. Благодаря солнечной и одновременно ветреной погоде совокупное производство энергии солнечными, ветро-, гидро- и биоэнергостанциями составило около 55 ГВт. Всего же в стране в этот день было потреблено 63 ГВт энергии. Таким образом, доля возобновляемых источников составила около 87%. На несколько часов цены ушли в минус, что означает выплаты потребителям энергии.
Украине, в принципе, ничего не мешает развернуть у себя аналогичную энергетическую инфраструктуру. Нужны только желание, специалисты, которые могут провести эту работу и деньги. Их требуется немало — для создания изначально запланированного комплекса «солнечных» электростанций мощностью 1 ГВт стране нужно потратить $1,1 млрд.
У самого государства таких денег нет, но есть заинтересованные инвесторы, которые готовы вложить свои средства. Это два инвестиционных фонда из США и четыре канадских энергокомпании. Семерак утверждает, что все они выразили заинтересованность в участии в этом проекте. Европейский банк реконструкции и развития тоже выразил желание поучаствовать. «Мы можем рассматривать этот проект, как заслуживающий доверия и надежный, куда можно вкладывать деньги», заявил директор украинского подразделения ЕБРР.
Пилотный проект довольно скромный. До конца этого года в зоне отчуждения планируется создать солнечный энергокомплекс мощностью в 4 МВт.
Этот проект гораздо перспективнее другого, о котором сообщалось ранее: ряд чиновников Украины поддерживает идею создания в зоне отчуждения в радиусе десяти километров от Чернобыльской АЭС свалки ядерных отходов. Эту идею глава Государственного агентства Украины по управлению Зоной отчуждения Чернобыльской АЭС Виталий Петрук прокомментировал так: «Люди не могут жить на загрязненной земле еще 500 лет, поэтому мы планируем сделать ее промышленным комплексом».
Если пилотный проект окажется успешным, он может стать центром для создания энергостанции гораздо большей мощности. А энергетическая инфраструктура здесь уже есть — как говорилось выше, в этом месте есть высоковольтные линии электропередач, некоторые из них используются. Так что затраты на создание необходимой для солнечной электростанции энергетической инфраструктуры будут меньшими, чем если бы все делалось с нуля.