Систематизация публикаций в web. Часть 2: Три шага к научной респектабельности
William Gibson
В первой части статьи был проведен обзор статей на тему научной работы, опубликованных на habrahabr.ru, рассмотрено понятие индекса цитирования (h-index или индекс Хирша) и сделан вывод о необходимости навыков работы с наукометрическими базами данных для всех, кто встал на путь научной карьеры.
В продолжении статьи рассматриваются три инструмента управления публикациями в web:
1) Scopus;
2) Google Scholar (Академия Google);
3) Research Gate.
Шаг 1-й: Что Scopus«у в имени моем?
Если вы уже несколько лет пишете статьи на английском, то, несомненно, в Сети существует след от этой деятельности. Как его обнаружить? Как понять, не упустили ли вы по случайности какую-то важную публикацию?
Конечно же, существуют сайты журналов и цифровые библиотеки, например, в Computer Science одними из наиболее авторитетных и прогрессивных являются цифровые библиотеки IEEE Xplore, ACM и Springler. Если у вас есть статьи в журналах или трудах конференций, индексируемых в этих цифровых библиотеках, то найти их не составит труда (например, по фамилии автора).
Scopus умеет собирать и обрабатывать данные от многих цифровых библиотек. Основной функционал системы является платным, однако простой поиск, в том числе, и по имени автора, может быть выполнен без аккаунта.
Заходим на сайт Scopus.
В открывшемся неказистом окне кликаем по линку Author Preview.
После этого попадаем на страницу поиска. Достаточно ввести имя и фамилию в соответствующих полях. Для ускорения поиска внизу при помощи флажков можно задать направление своей научной деятельности (Subject Areas: Life Sciences, Health Sciences, Physical Sciences, Social Sciences and Humanities), например, так, как это сделано ниже (ищем мои труды).
Как оказалось, поиск отлично справляется с задачей. Поисковик побеждает разницу в инициалах и в разной транслитерации имен. Кроме того, если вдруг в базе обнаружилось несколько вариантов написания имени, то можно отправить заявку, и профили будут агрегированы.
После этого можно кликнуть по своему имени и ознакомиться с индивидуальной карточкой. Как видим, Scopus с внимательностью «большого брата» следит за нашими публикациями, карьерой и цитированием. Из моментов, на которые стоит обратить внимание, я бы отметил Author ID (иногда его полезно знать) и h-index (или индекс Хирша), о нем было сказано в первой части публикации.
Многие компоненты интерфейса недоступны, это предмет платной лицензии. В цивилизованных странах, идущих по пути научно-технического прогресса, университеты и наукоемкие компании обычно оплачивают корпоративные лицензии для своих сотрудников.
Из бесплатных инструментов я нашел лишь Author feedback wizard. Зайдя по этой ссылке, вы получите возможность в несколько шагов ознакомиться с базовой информацией относительно публикаций.
Можно, например, получить перечень своих публикаций в достаточно удобном виде.
А потом можно просмотреть карточки публикаций. Отредактировать ничего не получится, это прерогатива Scopus.
Разумеется, так можно просматривать информацию не только о своих, но и о любых интересующих вас публикациях.
Таким образом, если вы публикуетесь исключительно в высокорейтинговых журналах, то даже отпадает необходимость лично вести учет своих публикаций, Scopus все сделает за вас.
Шаг 2-й: Google Scholar: ждем наступления будущего
Зная мастерство Google в создании эффективных бизнес моделей, следует обратить внимание на сервис Google Scholar (Академия Google), интегрированный в гугловские сервисы. Очевидно, что на сегодняшний момент этот сервис развивается.
Не представляет собой труда создать профиль Google Scholar на базе общего аккаунта Google, после чего туда подтянутся все ваши индексируемые труды вместе с процитированными источниками и результатами расчета индексов цитирования.
В главном меню Google Scholar присутствует шесть основных опций (Моя библиотека, Мои цитаты, Мои обновления, Оповещения, Показатели, Настройки). Пройдемся по ним.
В разделе «Моя библиотека» можно найти полный перечень, как собственных индексируемых трудов, так и тех трудов, на которые у вас есть ссылки и которые также индексируются.
Если под какой-либо публикацией нажать ссылку «Цитировать», то получим такое окно, в котором ссылка конвертируется согласно стилям цитирования либо же в типовой файловый формат (внизу окна). Если не вся информация, необходимая для цитирования, корректно подтянулась в базу, то ее нужно доработать вручную. Коррекция в самой библиотеке также возможна. Набор шаблонов цитирования достаточно ограниченный. Интересно, что туда попал ГОСТ, но, например, шаблона IEEE на предусмотрено, то есть, надо допиливать вручную.
А вот в разделе «Мои цитаты» можно увидеть перечень собственных индексированных публикаций и статистику цитирования.
Публикации можно добавлять вручную в виде записи, однако, на мой взгляд, особого смысла в этом нет. Дело в том, что Google Scholar нельзя «заставить» индексировать добавленную статью, и она будет видна только посетителям вашего профиля. Кроме того, нельзя будет добавить ссылку на web ресурс со статьей, даже, если таковой и существует. То есть, вы получите в профиле частную цитату, не более, она не добавится к общей базе.
В разделе «Мои обновления» Google Scholar собирает ссылки на публикации, которые могут быть вам интересны, исходя из того, что уже собрано в личной библиотеке. Мне показалось, что здесь достигается отличная релевантность.
«Оповещения», на мой взгляд, не столь важны.
Если зайти в «Показатели», то увидим перечень индексируемых журналов. Журналы заботливо разложены по категориями и ранжированы по индексу цитируемости. Это важно для анализа и выбора журналов для последующих публикаций. В левом нижнем углу окна видим, что индексируются не только англоязычные журналы. Русского языка пока нет. Интересно, когда там появится «великий и могучий»?
«Настройки» аккаунта (также, как и имеющийся Help) достаточно простые.
Замеченные странности работы Google Scholar связаны с неидеальностью алгоритмов индексирования. Например, недавно был выпущен и проиндексирован сборник статей одной из конференций. В нем было опубликовано две моих статьи, однако, Google Scholar почему-то выбрал только одну из них. Scopus «увидел» обе статьи.
В принципе, заложенный функционал представляется достаточно адекватным. Я не нашел, как можно сформировать список работ. На мой взгляд, эта опция достаточно важна, причем она достаточно просто может быть реализована.
Шаг 3-й: Research Gate: масштабируем личный репозиторий
После знакомства с первыми двумя инструментами, возникает вопрос:, а можно ли самому добавлять публикации, которые не индексируются ведущими наукометрическими базами? Для этого существуют научные социальные сети, из всего множества которых мне больше всего понравился Research Gate.
Хорош Research Gate тем, что в нем есть свой поисковый движок, что позволяет создать свою собственную наукометрическую базу. Таким образом, ваш профиль формируется автоматически, даже если вы об этом и не ведаете.
Кроме того, Research Gate обладает типовым функционалом социальной сети с точки зрения размещения профиля, разнообразных поисковых опций, обмена сообщениями и т.п. Есть функции размещения и поиска вакансий с соответствующей спецификой, т.е. университетских позиций. Есть функции размещения профессиональных вопросов участников сети и ответов на них.
Впрочем, пусть о функционале скажет сама команда разработки. На сайте Research Gate вы найдете такое вот краткое описание. Собственно говоря, это и есть весь Help, все остальное только интуитивно.
У вас есть возможность публикации научных результатов в виде статей, разделов книг, отчетов и т.п. Как вариант, именно в Research Gate есть смысл вести полный своих публикаций, а также и других работ и проектов. Опция создания и ведения проектов полезна, если есть необходимость собрать коллекцию материалов в единой рубрике.
Кроме того, на сайте достаточно подробно будут измеряться ваши социальные достижения вроде количества прочтений и просмотров профиля, на базе этого будет определен персональный рейтинг по версии Research Gate, и будет посчитан h-index.
Список публикаций (например, в виде таблицы) у меня сформировать не получилось.
Еще одним недостатком является то, что единожды внесенную информацию по публикации откорректировать уже не удается. В случае необходимости, наиболее простым решением является удаление публикации и внесение заново.
Web of Science: платная, но крутая
В данной статье Web of Science (WoS) не рассматривается как рабочий инструмент, поскольку использование его является платным. Однако, неправильно было бы полностью проигнорировать Web of Science, поскольку, наряду со Scopus, WoS позиционируется, как ведущая наукометрическая база. У меня лично на данный момент нет доступа к Web of Science, просил знакомых «с доступом» выполнить поиск. Данная платформа является собственностью глобальной медиа группы Thomson Reuters. Похоже, именно эти люди формируют лицо современной наукометрии. Принципы работы похожи на принципы работы со Scopus. Моих публикаций в Web of Science получилось меньше, чем в Scopus, хотя, собственно говоря, это вопрос стратегии продвижения.
Основные выводы
За появлением собственных научных публикаций и их цитированием в наукометрических базах следить надо, и на то есть множество причин.
Упрощенный поиск в Scopus на данный момент доступен бесплатно, а вот Web of Science признает только платные аккаунты.
Google Scholar пока является не столь широко признанной, но перспективной наукометрической базой. Учитывая простоту работы, открытость, быстрое развитие и некоторую вероятность подключения в скором времени русскоязычного сегмента, Google Scholar однозначно рекомендуется к использованию. Кроме того, Google Scholar реализует конвертацию в различные форматы ссылок на цитируемые источники. С другой стороны, в данном сервисе не в полной мере решаются вопросы управления научным контентом.
Тем не менее, вам может понадобиться научная социальная сеть с функциями хранения в ней всего личного контента, независимо от включения его в наукометрические базы. На такую роль вполне подходит Research Gate. Достоинством Research Gate является собственный поисковый движок, а недостатком — весьма скромный функционал библиографического менеджера. Существуют и другие научные социальные сети (опыт их применения другими авторами описан на «хабре», ссылки на публикации есть в первой части данной статьи), их применение является вопросом личного вкуса.
Возможно, у почтенной публики есть наработки по выше обозначенной теме, поэтому, хотелось бы продолжить обсуждение в режиме диалога.
Кроме того, после ознакомления с базами, я так для себя окончательно и не ответил на вопрос: какая база «круче», та, где индексируется меньше всего изданий (высокая избирательность) или та, где индексируется больше всего изданий (больше материала и перекрестных цитат)?
Мной в скором времени планируется:
— подтянуть перечень публикаций в соцсеть linkedin;
— разобраться с функционалом сервиса ORCID;
— рассмотреть возможные стратегии продвижения научного бренда на базе анализа индекса цитирования (с учетом топовых журналов, в которых есть смысл публиковаться).