UI / UX — когда миллионы людей ошибаются
UI-дизайн — это про то, как выглядит интерфейс, UX — про то как с ним работает пользователь. Хочется спросить — «Вы откуда это вообще взяли»?
UI/UX концепция как «Пирамида потребностей Маслоу», которая и не пирамида, и не потребностей. А иерархия мотиваций в процессе здорового развития человека, выраженная через потребности. И выглядит по описанию самого автора она примерно так:
У меня есть дословный перевод публикации, адаптированный и вот вам ссылочка на оригинал.
С терминами UI и UX происходит тоже самое. Многие специалисты, педагоги, образовательные учреждения, рекрутмент и бизнес в целом, трактуют понятия не сравнивая с материальной частью.
Если обобщить трактовки, то UI — это про то, как интерфейс выглядит, UX — его логика и то, как удобно пользователю с ним взаимодействовать. Пример:
У меня один вопрос — откуда вы это взяли?
Давайте обратимся к актуальной ревизия ISO стандарта от 2017 года и верифицированная в 2022 году.
компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.
совокупность программного и аппаратного обеспечения, позволяющего пользователю взаимодействовать с компьютерной системой.
интерфейс, который позволяет передавать информацию между пользователем-человеком и аппаратными или программными компонентами компьютерной системы.
все компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.
Ни слова о том «как это выглядит». Ни о каком разделении ни на визуализацию, ни на логику — нет. UI — это комплексное понятие которое уже включает в себя и то, и другое.
То чем занимаются так называемые «UI/UX» специалисты — это разработка GUI (graphic use interface) и информационной архитектуры. Если развивать тему «Выглядит», хотите сказать, что у «Алисы», «Алексы» и iPod Shuffle третьего поколения нет пользовательского интерфейса, если нет визуализации? есть только UX, только опыт?
У этих продуктов и навигация есть, и ее вложенность/ категории и списки. Есть элементы выбора «команды» вместо клика и даже элементы «перд-действия», аналогичные поведению мышки на кнопку, которые верифицируют корректность побуждения пользователя: алиса уточняет, iPod Shuffle звуковой сигнал дает.
Не нравится стандарт, сухо написано, слишком обще и однобоко только про UI? Хорошо, обратимся к словам Дона Нормана. Человека, который придумал сам термин и концепцию «User Experience». Дон прямым текстом говорит «Люди трактуют UX неправильно. У сайта или приложения не может быть UX». Привожу ниже видео интервью и текстовый перевод на русский язык.
«Опыт» — это когда вы впервые узнаете о продукте, когда видите его в магазине, когда покупаете. Когда вы «Ох», — вздыхаете и не можете поместить эту большую коробку в машину. И, наконец, вы привозите его домой, открываете коробку и думаете «Это выглядит страшно, не знаю, соберу ли я его». Все это — User Experience. Все, что касается взаимодействия с продуктом. И это может не касаться напрямую самого продукта. Напрмер, когды вы рассказываете кому-то о нем. Это то, что мы имели ввиду, когда разрабатывали термин UX и открыли департамент разработки пользовательского опыта в Apple.
Сегодня этот термин понимают совсем не правильно. Люди говорят: «Я UX-дизайнер, я проектирую сайты и приложения». Они не понимают, что они делают. Они думают, что UX это про устройство, веб-сайт или приложение…
Нет! UX — это все: как вы взаимодействуете с миром, как вы проживаете вашу жизнь, как взаимодействуете с сервисом, или, да, с приложением или компьютером. Но эта система включает в себя ВСЕ.
То ли я слепой и не вижу где в стандарте ISO про «то как это выглядит», то ли Норман неправ и вся его работа по популяризации корректной трактовки UX в рамках проекта «Nielsen Norman Group» гроша ломанного не стоит?! Жду ваших комментариев откуда вы узнали о UI/UX и где матчасть этих знаний, помимо того, что в курсе Яндекс.Практики, Скилбокс, Скилфактори и прочих (подставьте любой бренд) так написано.
Товарищ, коллега, собрат дизайнер-проектировщик интерфейсов «упершийся в потолок», если ты фигачишь GUI уже как божешька и ищешь дальнейшее развития в профессии, не иди в компании с вакансиями UI/UX. В них люди не имеют ни малейшего представления о UX, или Дон норман не прав.