UI / UX — когда миллионы людей ошибаются

UI-дизайн — это про то, как выглядит интерфейс, UX — про то как с ним работает пользователь. Хочется спросить — «Вы откуда это вообще взяли»?  

UI/UX концепция как «Пирамида потребностей Маслоу», которая и не пирамида, и не потребностей. А иерархия мотиваций в процессе здорового развития человека, выраженная через потребности. И выглядит по описанию самого автора она примерно так:

2765986f194a4cb567b1a33429e1c05d.png

У меня есть дословный перевод публикации, адаптированный и вот вам ссылочка на оригинал. 

С терминами UI и UX происходит тоже самое. Многие специалисты, педагоги, образовательные учреждения, рекрутмент и бизнес в целом, трактуют понятия не сравнивая с материальной частью. 

Если обобщить трактовки, то UI — это про то, как интерфейс выглядит, UX — его логика и то, как удобно пользователю с ним взаимодействовать. Пример:

Трактовка конструкции «UI/UX» с Яндекс.Практики. 

У меня один вопрос — откуда вы это взяли?  

Давайте обратимся к актуальной ревизия ISO стандарта от 2017 года и верифицированная в 2022 году.

03a2bdc5e3d6ff1f9905252a0c6d4a45.jpeg

  1. компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.

  1. совокупность программного и аппаратного обеспечения, позволяющего пользователю взаимодействовать с компьютерной системой.

  1. интерфейс, который позволяет передавать информацию между пользователем-человеком и аппаратными или программными компонентами компьютерной системы.

  1. все компоненты интерактивной системы (программное или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и средства управления для выполнения конкретных задач с помощью интерактивной системы.

Ни слова о том «как это выглядит». Ни о каком разделении ни на визуализацию, ни на логику — нет. UI — это комплексное понятие которое уже включает в себя и то, и другое. 

То чем занимаются так называемые «UI/UX» специалисты — это разработка GUI (graphic use interface) и информационной архитектуры. Если развивать тему «Выглядит», хотите сказать, что у «Алисы», «Алексы» и iPod Shuffle третьего поколения нет пользовательского интерфейса, если нет визуализации? есть только UX, только опыт?

У этих продуктов и навигация есть, и ее вложенность/ категории и списки. Есть элементы выбора «команды» вместо клика и даже элементы «перд-действия», аналогичные поведению мышки на кнопку, которые верифицируют корректность побуждения пользователя: алиса уточняет, iPod Shuffle звуковой сигнал дает. 

4c88150ec0b0d990b737855dc7da538b.png

Не нравится стандарт, сухо написано, слишком обще и однобоко только про UI? Хорошо, обратимся к словам Дона Нормана. Человека, который придумал сам термин и концепцию «User Experience». Дон прямым текстом говорит «Люди трактуют UX  неправильно. У сайта или приложения не может быть UX». Привожу ниже видео интервью и текстовый перевод на русский язык.

«Опыт» — это когда вы впервые узнаете о продукте, когда видите его в магазине, когда покупаете. Когда вы «Ох», — вздыхаете и не можете поместить эту большую коробку в машину.  И, наконец, вы привозите его домой, открываете коробку и думаете «Это выглядит страшно, не знаю, соберу ли я его». Все это — User Experience. Все, что касается взаимодействия с продуктом. И это может не касаться напрямую самого продукта. Напрмер, когды вы рассказываете кому-то о нем. Это то, что мы имели ввиду, когда разрабатывали термин UX и открыли департамент разработки пользовательского опыта в Apple. 

Сегодня этот термин понимают совсем не правильно. Люди говорят: «Я UX-дизайнер, я проектирую сайты и приложения». Они не понимают, что они делают. Они думают, что UX это про устройство, веб-сайт или приложение… 

Нет! UX — это все: как вы взаимодействуете с миром, как вы проживаете вашу жизнь, как взаимодействуете с сервисом, или, да, с приложением или компьютером. Но эта система включает в себя ВСЕ.

То ли я слепой и не вижу где в стандарте ISO про «то как это выглядит», то ли Норман неправ и вся его работа по популяризации корректной трактовки UX в рамках проекта «Nielsen Norman Group» гроша ломанного не стоит?! Жду ваших комментариев откуда вы узнали о UI/UX и где матчасть этих знаний, помимо того, что в курсе Яндекс.Практики, Скилбокс, Скилфактори и прочих (подставьте любой бренд) так написано. 

Товарищ, коллега, собрат дизайнер-проектировщик интерфейсов «упершийся в потолок», если ты фигачишь GUI уже как божешька и ищешь дальнейшее развития в профессии, не иди в компании с вакансиями UI/UX. В них люди не имеют ни малейшего представления о UX, или Дон норман не прав.

© Habrahabr.ru