Угнетающая тенденция в казахской литературе. Или может я сума сошел?
Казахстан это большая и очень красивая страна. Здесь есть высокие горы, бескрайние степи, чистые родники, широкие озера. И у каждой сопки, каждой горы своя легенда, своя история. Как герои защищали свою родину, свою семью. Бились за справедливость. Совершали подвиги. Однако если мы посмотрим на учебники казахской литературы то увидем большое количество негатива в отношении казахов!
Путь Абая
В честь Абая Кунанбаева в Казахстане называют улицы, поселки, аулы, театры, университеты. Только его даты и отмечают в Казахстане. Например недавно отметили 175 летие. Каждый поэт или писатель когда выступает говорит слова Абая. Абай сказал так, или вот так. Абая считают в Казахстане великим философом мирового уровня (у него есть официальный титул хаким, его писатели и поэты Казахстана считают равным Ал-Хорезми, Аль-Фараби, Авиценне) и поэтом. Гордостью нации. Его лидером. Он жил в 19 веке.
Словом нужно быть очень глупым чтобы сомневатся в его словах. И еще быть более глупым чтобы об этом писать или говорить открыто.
У Абая есть такие слова «қазақ жалқау» то есть казахи ленивые! А есть еще и такие слова «Бас бастарына қойған өнкей қи-қоқым» в переводе это звучит примерно так: «поставили в главных людей хлам и гавно». Примерно такого же характера есть и другие слова, полные грусти, отчаяния и обвиняя остальных. Задивающие некоторых людей, например меня.
Я казах. Но почему я ленивый? Или почему вся нация ленивая? Есть ли доказательства по этому поводу? Может Абай провел научные исследования на эту тему? Собрал статистические данные, например при переписи населения и на основе конкретных цифр сделал такие выводы? Или как Аристотель и другие мыслители это вывел на основе логических размышлении?
Меня бесит когда говорят что казахи ленивые. Когда какой нибудь поэт или писатель повторяет слова Абая как мантру. При этом самое странное что сам Абай никогда и нигде не работал. Он был сыном богача Кунанбая.
Как вы считаете, правильно ли говорить что казахи ленивые детям? Например в школах это повторяют по сто раз. При этом никто даже и не подумает, а может это не правда? Может казахи не были ленивыми в 19 веке? Когда жил Абай. И сейчас тоже.
Конечно же казахи не были ленивыми в 19 веке! Есть много фактов которые подтверждают это. Имеются исторические очерки. Письма путешественников. Данные переписи населения проведенные царскими чиновниками. Есть еще и рассказы современников. Взять хотя бы произведения Беймбета Майлина. Кстати в трудах Беймбета ленивыми и гнустными были богачи. Они чтобы не платить наемным людям зарплату говорили мало работали, плохо трудились. Вы ленивые. То есть богачи судили бедняков с высока.
Школа Абая
Кроме Абая примерно как он писали его родственники. Шакарим Кудайбердиев, Мухтар Ауэзов и так далее. Например Шакарим написал стих под названием «Тағы да сорлы қазақ» (то есть «Еще раз несчастный казах»):
«Салынған қала жоқ, (Нету построенных городов (конечно же у казахов))
Оқытқан бала жоқ, (Нету обученных детей)
Қалалық жері жоқ, (Нету городских земель)
Еңбектін тері жоқ (Нету пота от труда)
и так далее»
Здесь тоже много негатива, неправды и обвинении в отношении казахов. В 19 веке у казахов были города. Сауран, Шымкент, Аулие ата, Алматы, Талгар и так далее. Каждый который к тому времени существовал по тысячу лет и больше. Да и грамотность была тоже на очень высоком уровне. В каждом ауле был свой мулла который обучал детей чтению, грамоте и счету. Еще Ыбырай открывал современные школы. Отделенные от религии. То есть у казахов было как у всех.
Не задевает ли негатив детскую психику?
Ладно сказали что казахи ленивые. Ок. Но как на это будут реагировать дети? Как будет становится человек если основной тренд в учебниках состоит в обвинениях его предков? Как он или она будет расти? Негативные слова могут в хрупкой детской психике оставить раны и свормировать комплексы на всю жизнь. Таких казахов я знаю много.
Великий и могучий русский язык
В других странах если кто то скажет что его нация ленивая или такая и сикая то он получит в лоб. Взять хотя бы Россию. В учебниках РФ везде такие слова как — великая Русь, великий русский народ, великая русская цивилизация и так далее. Если вы посмотрите на учебники русской литературы то увидите восхваление героев и всей нации. Чтобы ребенок пойдя в школу имел достойное представление про свою родину, свою страну.
Или взять Кыргызстан. Там Манас батыра восхваляют. Ставят ему памятники, читают эпос в его честь и так далее. В Турции Кемаля Ататюрка хвалят. Так почему же мы казахи так не делаем? Например 2003 году было 200 летие Махамбета, а в 2011 году было 300 летие Абылай хана. Но про эти даты даже никто и не вспомнил.
Исконная философия казахов и ислама
У казахов говорить плохие слова и негатив в общем было запрещено до прихода европейской литературы. До пояления моды на трагедии в литературе.
По тенгрианству и исламу говорить плохие слова и негатив запрещено. Не принято по крайней мере.
Я не против творчества Абая
Я совсем не против Абая и его трудов. Написал так написал. Что тут такого? Каждый писатель пишет как хочет. Как думает. Как считает нужным.
Просто может быть не добавлять все это в школьную программу? Может детям не нужен такой негатив? Не лучше ли детей обучать в стиле восхваления своей родины? Чтобы каждый школьник был горд за свою родину. У нас же батыров много. Гениев, биев, жырау, султанов, ханов тоже много.
Как я сошел с ума?
В детстве я рос как все. Играл, учился, радовался каждому дню. Каждой возможности. Мне было интересна учеба, жизнь, у меня было миллион друзей. Но потом однажды один из учителей сказал что Абай говорил — казахи ленивые. Я не помню какой учитель это сказал. Потому что после этих слов я смотрел вниз. Потом пропал апеттит. Появилась какая то тоска. И эта тоска, грусть все усиливалась. От новых негативных слов. И чем больше я слышал их тем хуже мне становилось. Я тогда не давал себе отчет. Но моё поведение изменилось. Например смотря на фото тех лет можно заметить что я стал одевать все черное. И нигде я не улыбался. Взрослые говорили что я не смеюсь как все дети, не радуюсь.
Я постепенно перестал верить во все хорошее. У меня появилась какая-та апатия, нескончаеммая депрессия. И все выглядело как во сне. Сказать страшно, но в таком состоянии я провел примерно 10–15 лет! Конечно кто-то скажет я все придумываю. Что я сам дурак. Однако я не один такой. Есть большое количество людей кто страдает также. Не сказать что я стал чокнутым. И видел призраков или приведении, но все же такое расстройство говорит о психическом дисбалансе. Нарушения равновесия.
Есть много людей в Казахстане кто страдал или страдает также. От комплексов вызванных негативными высказованиями. Школьники по 5–10 лет слушают негавтиные высказования в отношении казахов на уроках литературы (Думаете это легко для детской психики?) И каждый школьник думает (в основном на уровне подсознания), раз я казах это относится и ко мне. Сначит и я тоже фиговый. (И при этом никто не скажет, а где доказательства этих негативных слов? Даже писатели, профессоры, академики молчат! Где доказательство того что мы казахи ленивые?)
Мое отличие от многих в том что я в один прекрасный день себе сказал — я болен и буду лечится. Я начал читать разные книги по психологии. Ходил психологам. Делал анализ своих действии. Например, сегодя я купил плохие продукты. И в прошлый раз тоже. Почему? Ведь были и нормальные продавцы. Почему я купил картошку в ларке хотя рядом стоит супермаркет? Где я мог бы выбрать все самое лучшее! Или почему я доверился людям которые меня обманули. Ведь были подозрения и можно было все проверить. Если кто то думает что я один такой. То скажу что один мой друг потерял 35 миллионов тенге (по тогдашнему курсу это было 105 000 долларов) вложив деньги, по сути дела в пирамиду. Хотя он очень умный. И у него были сомнения. Но все же вложил деньги в пирамиду.
я в конце концов поставил себе диагноз — комплекс неполноценности (который через неделю подтвердил психолог).
Я не один такой!
Если вы думаете что я один такой то посмотрите на писателей, докторов наук в Казахстане. И вы увидите в их глазах печаль и грусть. А в произведениях те же психологические комплексы.
Нас таких миллионы! Просто кто то отрицает. И поэтому стоит на одном месте. А кто то говорит нет я не будут этому верить. И буду искать истину. Если кто то все же отрицает проблему то пусть посмотрит на русскую литуратуру. Там везде Великая Русь, Великий и могучии русский язык. Или на Китай который себя называет Поднебесной. Или Велико Британия. А почему у нас, у казахов не так? Ответ и даст вам приавильное направление.
Как я вылечился?
Прежде всего нужно было устранить источник, как мне сказал психолог. Я перестал читать Абая, и мне сразу же стало лучше. Буквально через несколько дней мне стало гораздо лучше! Потом я начал читать тех кто писал позитивно, это тоже мне сказал психолог. В этом деле мастер это Махамбет Отемис-улы. Его стихи прям зажигают. Ты прям хочешь делать лучше, старатся из всех сил. И на работе все стало намного лучше. Как написано в доктрине Рейлсов — счастливые люди пишут лучший код.
Здесь главное вовремя соскочить. А для этого нужно трезво смотреть на вещи и делать анализ своих поступков. Хотя бы для себя, тайно. Нельзя отрицать. Отрицание.
Комплекс неполноценности в казахской литературе
Чтобы понять как высказывания Абая влияют на народ нужно посмотреть его литературу. Ведь литература отражает народные настроения. Давайте возьмем самый популярный роман в Казахстане. Роман «Кочевники» Ильяса Есенберлина. Общий его тираж несколько миллионов.
Книга описывает историю казахов 15–19 веков. И многие учат историю по этой книге. Книга художественная, то есть в нем есть вымыслы автора. Они нам и нужны.
Лживая история смерти Хакназар хана
Приведу скриншот (часть «Отчаение»):
Дело в том что Хакназар хан умер в 1580 году. А Абдрашит хан умер в 1559 году. Вот если не верите то смотрите сами — https://ru.wikipedia.org/wiki/Абд_ар-Рашид-хан_I, https://ru.wikipedia.org/wiki/Хак-Назар-хан.
И как Хакназар хан мог умереть от рук Абдрашит хана если он умер на 21 лет раньше! Что машину времени придумали? Или заслали терминатора! Типа Т-1000 тебе нужно убить Хакназар хана (Джона Коннори)!
И здесь же мы видим явный признак комплекса неполноценности в отношении оценки казахского народа. Здесь написано что «Этим хан Хакназар лишь усиливал своего главного врага» то есть наш хан недальновидный, а Абдрашит-хан назван могучим.
Как писал Абай — казахи ленивые, а русским нет равных! Здесь тоже самое.
Следует отметить что Хакназар хан был великим правителем своего времени. Его многие боялись и уважали. Его правление было целых 42 года! А в книге написано что «сумевший на недолгий срок снова объединить».
Оклеветанный Шыгай хан
В книга написано что:
Здесь также искорверкована история. Написано что казахский Шыгай хан склонил колено перед узбекским правителем Адбуллах-ханом. И еще он оказывается предал своего сына Тауекеля (будущего хана). Также сказано что Шыгай враждовал с Хакназаром, убли свою жену. И предал казахов перейдя на сторону узбеков.
Вот здесь также мы видим искомый комплекс. Когда наш хан Шыгай склоняет колени перед узбекским ханом. То есть мы такие ушербные, слабые, немощные, а другие прям мачо.
Дело в том что Шыгай был сподвижником Хакназар хана. Вот что про него писали послы Ивана Грозного:
И после его смерти он занял престол Казахского ханства на законных правах (у кочевников трон не идет по наследству, хана выбирает Курултай, то есть парламент).
Также неверно написано что он склонял колени и был пешкой в руках Абдаллах хана. Вот что написано в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Шигай-хан_(Казахское_ханство).
И таких истории как в книге «Кочевники» так и во всей казахской литературе полно. У нас каждый правитель прошлого или феодал или злодей.
Типа нацизм, но только наборот. Нацисты говорили что они лучшие. Казахи говорят что они худшие!
При этом следует отметить что Ильяс Есенберлин был другом Д. Конаева, а значит имел железнобетонную поддержку и мог писать не боясь. Да и времена были Брежнева. Здесь следует отметить что я не обвиняю Ильяса Есенберлина. Людей не обвиняют из за их болезней. То что он страдал комплексом неполноценности видно из его трудов. Как и многие писатели он скорее жертва. А не злодей. Я наборот сочуствую ему.
Что в этом такого?
А вы попробуйте такое же написать в России про Петра Первого или про Екатерину Великую. Вам дадут по бошке. Вас вышвырнут из всех университетов, лишать докторской и прочих звании, ваши книги никто не будет печатать, вас будут обходить за километры (я это знаю, потому что подвергаюсь такой же критике, хотя не говорю что кто то плохой. А наборот пишу что нет плохих народов). Вас обгадят во всех газетах и тв.
Вы будете жалеть о своем существовании! О том что вы появились на этом свете. В России Петр Первый является великим и точка! И так везде, в Англий, Китае, Кыргызстане и так далее.
В других странах относятся к своей истории, народу с любовью. Иногда романтизируя своих королей, сглаживая неровности. Я не прошу чтобы было также. Может хотя бы у нас не будет клеветы. Может хотя бы мы будем писать как было? Не очерняя людей. Может нужно писать хотя бы правду!
Нулевой пацент
Хоть и сказано что в творчестве Абая есть много негатива в отношении своего народа я не считаю его автором этой идеологии. То есть Путь Абая не выдумал Абай! То что нужно учится, или у человека есть потребность в еде и прочие очевидные вещи конечно же относятся к его творчеству. Однако самые фундаментальные идеи наверное ему кто то нашептал.
Это так сказать нулевой пациент. С нулевыми пациентами происходит почти всегда странные истории. Вроде знаем пятого, второго, а вот первого почти никогда не удается определить. Как будто дьявол все сделал и зачистил.
На мой взгляд нулевым пациентом является человек очень коварный, злой, с большим опытом в темных интригах. Типа как Макиавели. Шутка ли целый век все казахи верили и верят что они не такие как все. Что мы прокаженные!
У Абая не было такого опыта. Он не участвовал в таких делах. И вряд ли смог бы написать такие вещи сам. А вот если подсказали то это другое дело. И опять же я не осуждаю его. Он по моему мнению тоже был обманут. Как многие писатели, ученые, историки и в целом народ Казахстана. Я считаю что иделогия должна работать на благо народа. Воспевая лучших людей. Помогая людям находить правильные решения. А негативом ничего полезного не сделаешь.
Ну и конечно же я знаю что мои слова не научат никого. Что в мире науки и литаратуры правит не логика, а правят авторитеты. Догмы. Просто если хоть одному человеку будет полезно то этого будет достаточно. Главное зажечь огонь оптимизма в сердцах людей. И сказать что не все так плохо. Что все можно исправить. Что все лучшее у нас впереди. Нас ждут победы и солнечные дни.