Учимся у лучших или как сделать ваше выступление запоминающимся

Выступления — это искусство, в котором важно не только содержание, но и то, как вы его преподносите. Даже самые сложные или сухие темы можно подать так, чтобы аудитория была вовлечена и активно участвовала. Рассмотрим на реальных кейсах известных спикеров то, какие приемы делают их выступления запоминающимися!

Истории (Storytelling)

Пример: Представьте, что вам нужно рассказать о сложных технических решениях в проекте. Вместо того чтобы сразу погружать аудиторию в детали, начните с истории: «Когда я был ребенком, я любил собирать конструкторы. Иногда не хватало деталей, и приходилось придумывать нестандартные решения. Подобная ситуация возникла и в нашем проекте, когда…».

Давайте посмотрим 2 отрывка из публичных выступлений и попробуем ответить на вопрос, а почему это работает?

1-ый отрывок из выступления Максима Дорофеева, автора книги «Джедайские техники».

2-ой отрывок из выступления Ильи Сегаловича

Ваша версия, почему это работает? (Ответ будет под спойлером)

Люди всегда лучше запоминают информацию, если она упакована в эмоциональный контент. Истории делают контент «близким», понятным и запоминающимся, так как они вызывают личные ассоциации и вовлекают аудиторию на эмоциональном уровне.

Кого еще посмотреть: Стив Джобс, Шимаманда Нгози Адичи (нигерийская писательница).

Использование аналогий

Допустим, вы объясняете сложную концепцию блокчейна. Можно засыпать зал схемами и терминами. Это Окей, если вы защищаете проект, но вряд ли задние кресла Хайлода не будут зевать от этой информации. Тот же термин вы можете подать иначе: «Представьте, что блокчейн — это гигантская бухгалтерская книга, где каждый может добавить запись, но никто не может ее изменить. Как если бы вы писали ручкой в тетради, которую нельзя стереть».

Пара интересных примеров с аналогиями.

1-ый отрывок из выступления американского бизнес-консультанта Исцхака Адизиса.

2-ой отрывок из выступления Максима Смирнова на ArchDays 2019.

Ваша версия, почему это работает? (Не открывая спойлер)

Аналогии помогают упростить сложные темы, связывая их с чем-то знакомым аудитории. Это делает абстрактные или новые понятия более доступными и легко усваиваемыми.

Кого еще посмотреть: Билл Гейтс, Нил Деграсс Тайсон (астрофизик), Дананжия Эторачи.

Визуализация

Замечали ли вы, какие слайды в выступлениях запоминаются вам больше всего?
Наверняка, вам вспомнятся минималистичные слайды с диаграммами, схемами и изображениями. А если бы спикер вынес груду кубиков и при помощи них объяснял какие-то термины? Думаю, что вы бы запомнили их лучше, чем любые слайды.

Если какой-то кусочек речи можно визуализировать — смело делайте это!

1-ый кусочек выступления шведского врача Ханса Рослинга. (посмотрите и другие его выступления — он мастер сторителлинга и визуализации)

2-ой отрывок из выступления Дананжия Эторачи

3-е видео — кусочек лекции Алексея Каптерева, автора книг об эффективных презентациях

Как думаете почему визуализация работает?
Визуальный контент помогает запоминать информацию и держит внимание аудитории. Когда люди видят, а не только слышат — это стимулирует разные типы восприятия информации, делая её более понятной. Не все из нас мастера визуализации — лучше попросить помощи дизайнера на работе или привлечь знакомого.

Кого еще посмотреть: Илон Маск, Ханс Рослинг, Алексей Каптерев, Билл Ней, Марк Цукерберг.

Совет от Алексея Каптерева: Слайды — не для чтения. Слайды — опорный конспект. Выносите туда только ключевые мысли или посылы.

Засекаем, через сколько аудитория уснет!

Засекаем, через сколько аудитория уснет!

По такому слайду легко раскрывать ключевые смыслы

По такому слайду легко раскрывать ключевые смыслы

Риторические вопросы и контакт с аудиторией

Задумывались ли вы, почему одни выступления заставляют вас больше размышлять, чем другие?

Посмотрите эти отрывки. Что вы видите в них? Как авторы пользуются инструментом «риторический вопрос» и что он им даёт? (Ответ, как водится, под спойлером).

1-ое видео выступления Павла Дурова

2-ое видео из мастер-класса Тони Робинса

3-ий кусочек выступления Мартина Фовлера

Что меняют риторические вопросы в выступлении спикеров?
Риторические вопросы активизируют мышление аудитории, заставляют её обдумывать ответы. Люди чувствуют себя более вовлеченными, когда спикер обращается к ним лично. Такой контакт помогает создать более тесную связь с аудиторией и стимулирует её активное участие.

Кого еще посмотреть: Барбара Коркоран (бизнесвумен и инвестор из «Shark Tank»), Саймон Синек (автор книги «Начни с вопроса 'Почему'), Тони Робинс.

Юмор

Допустим, вы объясняете сложности распределенных систем. Можно пошутить: «Когда серверы пытаются синхронизироваться, это напоминает мне танцы на свадьбе: все двигаются, но никто не знает, куда идет».

В чем же сила юмора?
Юмор помогает снять напряжение и делает выступление менее формальным. Он может разбавить даже самую сложную тему, помогая аудитории расслабиться и легче воспринимать информацию.

Кого еще посмотреть: Тут я бы посоветовал обратить внимание на комиков — Джимми Карр, Конан О«Брайен, и т.д…

Юмор, допустим и в презентациях, в виде мемов, но тут важно не переборщить.

Кринж

Кринж

База

База

Использование примеров из жизни

Рассказывая о том, как внедрение новых технологий изменяет индустрию, приведите реальный пример. Например: «Недавно одна компания полностью автоматизировала свой склад с помощью роботов, что позволило сократить время обработки заказов на 50%».

Смотрим пример из выступления Даниэла Левитина.

Что же делает примеры из жизни хорошим инструментом?
Примеры из реальной жизни делают ваш рассказ более достоверным и наглядным. Это помогает слушателям увидеть практическую ценность того, о чем вы говорите.

Кого еще посмотреть: Мелинда Гейтс, Дэвид Аттенборо, Ханс Рослинг.

Использование пауз

Когда вы озвучиваете важную мысль, сделайте паузу: «Эти данные показывают… что в ближайшие пять лет наш рынок изменится кардинально.» После ключевой фразы сделайте паузу на 2–3 секунды, чтобы дать аудитории время обдумать услышанное.

Классический пример — это презентации Apple. (Видео на английском, чтобы вы оценили как Стив Джобс расставляет акценты)

В чем сила пауз?
Паузы помогают акцентировать внимание на ключевых моментах и дают аудитории время на осмысление. Это создает ритм выступления и делает его более интересным для восприятия.

Кого еще посмотреть: Уинстон Черчилль, Илон Маск, Стив Джобс.

Интерактивные элементы

Зрители в зале тоже люди. Может быть так, что ваше выступление попало сразу после обеда. Первые ряды еще держатся, вторые клюют, а третьи уже просто уснули. Это значит время включать интерактив — попросить поднять руки или организовать короткий опрос в режиме реального времени через приложение, чтобы получить мгновенную обратную связь.

Тут хочется показать довольно креативный пример из выступления эксперта по звуку и коммуникации Джулиана Трежера.

Почему интерактив важен?
Интерактивные элементы помогают создать динамику и вовлечь аудиторию в процесс. Люди чувствуют, что участвуют в выступлении, а не просто пассивно слушают информацию.

Кого еще посмотреть: Тони Шей (бывший CEO Zappos), Брене Браун (психолог).

Финал

Вот вы проделали с публикой большой путь. Кажется, что пора заканчивать выступление.

Посмотрите 2 этих видео.

Что их объединяет?
Позитивное завершение оставляет у аудитории приятные эмоции и вызывает чувство уверенности в будущем. Это создает запоминающийся финал и мотивирует слушателей на дальнейшие действия.

Заключение

Не бойтесь экспериментировать, адаптировать приемы под ваш стиль — аудитория обязательно это оценит!

Выступать вовсе не так страшно, как кажется. Наверняка в вашей компании есть люди, которые выступали и обычно эти люди охотно делятся экспертизой. Не бойтесь спрашивать у них.

Вариант №2 — в вашей компании есть DevRel, вроде меня. Его работа помочь вам подготовиться, прорепетировать, сделать презентацию лучше и найти наиболее релевантное место для вашего выступления. Если вы к нему придете с запросом выступить, то он будет только рад!

Если вы знаете еще классные примеры и приемы, кидайте их в комментарии. Подписывайтесь на мой Linkdin (открывается только с vpn). Ну, и не забывайте голосовать за публикацию, если статья была полезной.

© Habrahabr.ru