Тысячи потраченных часов на компьютерные игры: стоило ли это того
В 1994 году, когда в США и Японии интерес к компьютерным играм в автоматах уже угас и на первый план вышли домашние игровые консоли, я все еще радовался, если мог запустить деревянную палку дальше своих дворовых друзей. А что поделать, Мурманская область образца 1994 года не могла похвастаться большим разнообразием гиковских развлечений. Зато, когда годом позже родители купили мне Dendy, количество тренировок по броскам палки резко сократилось. Кто знает, может быть, иначе я стал бы не программистом, а олимпийским чемпионом по метанию копья?
Одной из первых компьютерных игр считается Pong от Atari, которую выпустили в 1972 году. До 1995 набрали популярность и ушли в закат автоматы с Pac-Man, Missile Attack, появились шестнадцатибитные консоли и отрелизились Doom и Doom 2. Пока на западе полиция нравов решала, как запретить продавать компьютерные игры, а геймеры уже ассоциировались с тощими и бледными очкариками, на российском севере легко можно было стать лучшим другом любого подростка, если у тебя были Dendy или Sega.
С 1995 я потратил тысячи часов на компьютерные игры, хотя родители контролировали, сколько времени я мог проводить перед телевизором или монитором. Жалею ли я об этих часах? Нисколько, потому что, скорее всего, из-за них я стал тем, кто я есть.
Игры и хард скилы
Консоли подстегнули мое увлечение играми, но самое важное началось с компьютера. Когда он у меня появился, первым делом я начал искать, во что бы поиграть. В середине нулевых дистрибуция лицензионных компьютерных игр была не в лучшем состоянии, поэтому нередко в моих руках оказывались разные Акелы или Фаргусы, перевод которых которых мог сойти за сценарий Линча.
Но эти «поделки» научили меня многому.
Английский язык. Чаще я выбирал в игре оригинальные тексты вместо «фарша» из автоматического переводчика.
Системы исчислений. Когда установленная игра не работала как надо, на помощь приходил Dial-up и руководства. Я разбирался, какие шестнадцатеричные или двоичные конфиги надо поправить, чтобы ее запустить.
Взломщики. Отдельное приключение, когда тебе нужно запустить два или три game.exe файла, предварительно расположив их в хитрой подпапке и удалив какой-нибудь conf файл. И это еще не было стопроцентной гарантией, что все заработает.
Первая локальная сеть. Кабель тащили к соседям и друзьям через форточки, свитч обычно находился у того, кто чаще сидит дома и всегда на связи. Не могу сказать, что это очень полезные технические знания, но какую-то базу в IP-адресации я тогда узнал.
Технические бонусы от игр не выглядят грандиозными, все-таки это не кружок электротехники или моделирования. Но в то время все мелочи приводили к тому, что ты становился в семье главным техническим специалистом, который и винду переустановит, и антивирус скачает. А что делать с этими знаниями, каждый решал сам.
Игры и софт скилы
Важными для меня оказались и менее технические навыки.
Настойчивость и изобретательность. Многие механики в играх можно ненавязчиво комбинировать. Из последнего: в Zelda: Breath of the wild эти навыки пригодились в ситуациях с регулярным поджогом травы и длинными перелетами, заморозкой времени для дерева и полетом на нем. Еще одна игра — Divinity: Original sin 2. Она основана на правилах D&D и позволяет творить все что угодно.
Командная работа. Этому учат мультиплеерные игры. В Battlefield 1942 я выбрал инженера — не самый живучий класс в игре. Я пытался найти место применения основного навыка — починки техники. И мне удалось: один игрок на танке занял позицию на холме и вполне успешно сдерживал осаду. А я всю игру чинил его танк. Танкист заработал больше сотни фрагов, а я как инженер — около пяти.
Попадание из винтовки в движущегося в машине врага приводило к огромному выбросу дофамина, если удавалось спрятаться от пассажира
Зато мы победили. Было приятно читать в общем чате о том, что команда противника чертовски негодует и просит хоть кого-нибудь уничтожить наш танк.
Умение решать головоломки. Многие игры ими изобилуют: Zelda, Silent Hill 2, почти все квесты. Иногда приходится неплохо напрячься, чтобы их решить.
Желание писать. Это было действительно «золотое» время периодических журналов про игры: они выпускались с приложениями на дисках, демоверсиями игр, программами, кастомными картами.
Казалось, что статьи в них писали гонзо-журналисты: они уделяли формальному анализу игры совсем немного места и больше делились личными впечатлениями. Отчасти из-за них мне захотелось писать что-то самому. Кстати, мой любимый журнал уже был упомянут в статье, может быть, кто-то обратил на это внимание.
Увидел на обложке Warcraft. Купил журнал. Купил в ларьке пиратскую копию Warcraft. Так и не поиграл, потому что взломщик не работает
Игры и жизненный опыт
Игры сказались на моем восприятии мира. Я старался поиграть во многих представителей жанра, не зацикливаясь на чем-то одном.
Хотя любимчики были.
Dendy и кислотные взломщики со своей восьмибитной музыкой подготовили меня к Crystal Castles лучше, чем чарты журнала Rolling Stones.
Стратегии научили планировать. Ресурсы, юниты, время — все ограничено. Приходится достигать цели с тем, что есть, и не рассчитывать на внезапное улучшение положения.
Где-то в середине этой карты сидят 500 королевских наг и ждут, когда ты к ним придешь. Я перезагружался несколько раз, прежде чем удалось уничтожить всех
Шутеры сформировали привычку всегда быть начеку, смотреть по сторонам и быстро реагировать на изменяющуюся обстановку. А еще искать укрытия.
Ролевые научили играть за добрых дядек и теток, помогать зверушкам и стараться делать правильный выбор. Считается, что такие игры развивают эмпатию. Конечно, чаще сюжет предполагает, что пользователь играет за протагониста. Но есть и более богатые на возможности игры, где можно примерить на себя даже роль совершенного подонка, как в Fable или Divinity.
Квесты и адвенчуры. Ох уж этот пиксель-хантинг! Теперь мне не кажется зазорным потратить несколько минут, если надо отмерить 137 пикселей мышкой.
Full Throttle. Красиво и брутально. Каюсь, не прошел до конца
Ужасы. Не. Ходить. Одному. Ночью. В. Пустом. Городе.
Любая игра учит планировать. Многие из них нельзя пройти с первого раза, а значит каждая новая попытка будет корректировать план и добавлять в него более эффективные действия. Часто бывает, что для достижения цели игры не нужно получать все самые навороченные улучшения и уровни, достаточно базовых навыков и ресурсов, как, например, в реализации тактики «Зерг раш».
Хорошие игры могут познакомить с историей (Europa universalis), техникой (Ил-2: Штурмовик), культурой и мифологией (The Banner Saga). Конечно, они не претендуют на академические труды, но могут стать отправной точкой для более вдумчивого изучения.
Увлечение играми — триггер для начала погружения в конкретную тему или даже появления серьезного хобби. Затравка, чтобы разобраться в программировании, алгоритмах, сетях, в чем угодно.
Игры и сегодняшний я
Это все рефлексия о потраченных часах. Что же я имею сейчас? И не только — я спросил у своих знакомых, как повлияло увлечение играми на них.
«Сначала я хотел стать разработчиком компьютерных игр, как и многие другие фанаты. В те годы это было, скорее, про компьютерную графику, чем про линейную алгебру, движки и огромное количество кода. Но сам порыв был интересен. С тех пор я заинтересовался компьютерами: они стали для меня чем-то большим, нежели просто еще одной платформой для игр. Сегодня я могу без проблем писать макросы и 1С код, да так, что обычным бухгалтерам и снилось», — Вадим, финансист.
«Каждый редактор карт, модов и прочего фактически заставлял изучать новую среду разработки. Это как фреймворк, только в другом формате», — Игорь, программист.
Поклонники Morrowind помнят, что у этого бедолаги можно добыть очень прыгучие свитки Икара. Главное, не разбиться самому. С другой стороны, редактор Morrowind позволял делать и не такие свитки
«Изучение нового не пугало. Вырабатывался вполне успешный подход: 15 минут тратишь на туториал и идешь закреплять изученные механики, добавляя эксперименты», — Дмитрий, программист.
Есть ли у увлечения играми будущее для тех, кто только набирает свою четвертую или пятую тысячу часов? Мне трудно ответить на этот вопрос, но есть некоторые наблюдения.
- Все ушло в онлайн, даже однопользовательские игры, а значит VPN, потоковое аудио и видео используются чаще, чем у меня (только по работе). Лелею надежду, что среди пользователей есть те, кто захочет понять, как же это все устроено.
- Прошивки для консолей. Целые копии консолей в наше время уже невозможны, а прошивки — вполне. Пускай современные геймеры не создают их сами, но некоторые могут применить по инструкции, если прижмет.
- Да, любое злоупотребление приводит к болезням, уже сформировавшийся киберспорт это подтверждает: суставы, позвоночник, глаза — все это довольно сильно «изнашивается».
Жалею ли я о приблизительно 8000 часах, потраченных на игры? Однозначно нет. Хотя, может быть, немного жалею о том, что в то время у меня не было доступа к D«n"D. Но это уже совсем другая история.
А еще игры сформировали мой специальный словарь для важных переговоров. Он применим только в соответствующей аудитории, но его тоже считаю знаковым:
- Нужно больше золота
- BFG
- Рокет-джамп
- Астрологи объявили неделю <тут любое словосочетание по желанию>
- Зерг раш
- Потрачено
- Our princess is in another castle!
- Flawless victory!
- Тебя даже вчерашний шторм не разбудил
Может быть, у вас есть свои?