Ты помнишь, как всё начиналось?

В XXI веке человек, который не владеет хотя бы одним языком программирования будет считаться неграмотным.

Мой папа

В качестве эпилога

Как-то ночью я проснулся и понял: «Хочу написать статью для Хабра». Но о чем? А ведь я родился в прошлом веке, и, как говорят современные дети, «видел еще динозавров». Вернее застал время, когда не то что сотовых, проводных телефонов в квартирах не было. По телевизору транслировалось два канала, которые так и назывались: первый и второй. А игры были либо на улице — подвижные, либо тихие типа шахмат и морского боя. При этом, вся моя жизнь так или иначе связана с информационными технологиями. Еще в детстве я изучал программирование по книгам, потом делал джойстики из мыльниц, а первый сайт нарисовал то ли в 1995, то ли в 1996 году. И не смотря на это я не стал ни миллионером, ни фаундером стартапа, ни даже профессиональным программистом. Живу я не в Калифорнии и даже не в Москве. Как и большинство моих друзей и знакомых. 

Данная статья или цикл статей, как получится, как раз возможно и является попыткой отрефлексировать сложившуюся ситуацию, а заодно повспоминать как все начиналось. 

Глава первая «До цифровая»

Первое знакомство с вычислительной техникой началось со счет. Кто-то помнит, а кто-то уже и нет, но в прошлом веке было такое устройство, состоящее из деревянной рамы, нескольких рядов металлической проволоки с нанизанными на нее деревянными цилиндрами. Оно использовалось для выполнения простейших арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Операции осуществлялись путем переброса костяшек с левой стороны на правую. Каждый ряд представлял разряд числа. Ряды находящиеся над четырьмя костяшками обозначали целые числа: единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Те, которые располагались снизу являлись десятыми, сотыми и тысячными долями. К своему стыду, я всегда считал, что четыре костяшки как раз и помогают считать десятичные дроби. И только при подготовке этого материала я узнал, что они являются данью традициям и служили для подсчета четвертинок и половинок монет, существовавших до 1916 года. 

Сложение и вычитание производилось поразрядно. Умножение можно было заменить сложением чисел соответствующее число раз. Для деления данный инструмент использовать было сложно, но можно, приноровившись использовать алгоритм, аналогичный делению столбиком. 

Да и не предназначались счеты для сложных математических расчетов, а использовались в основном в магазинах для подсчета сумм к оплате и размера сдачи.

Бабушка использовала счеты с поразительной скоростью. Мне же особо нравилось, с каким звуком костяшки ударялись друг об друга. Поэтому я часто ими щелкал, как делают современные дети с клавиатурой компьютера. Да еще использовал в качестве средства передвижения по комнате, перевернув их и усевшись верхом.

Вторым математическим прибором, с которым я познакомился в детстве, была логарифмическая линейка моего отца. Вот точь-в-точь как на фотографии. Даже цвета такого же. Кстати, она где-то до сих пор лежит у него в ящиках. Если хорошенько поискать, то можно найти.

Взято с сайта: https://www.drive2.ru/c/470205873814242020/

Взято с сайта: https://www.drive2.ru/c/470205873814242020/

Данное устройство, кроме простых арифметических  операций, уже позволяло осуществлять возведение в степень, вычисление корней, логарифмов и тригонометрических функций. Линейка была стандартной, 30 см. в длину. Принцип ее работы заключался в перемещении внутренней части относительно внешней. Например, для вычисления произведения двух чисел начало подвижной шкалы соединяли с первым множителем, а напротив второго множителя, расположенного на подвижной шкале, находился результат. Деление производилось в обратном порядке.

На тыльной стороне были нанесены непонятные мне тогда надписи. К слову сказать, я думаю что часть из них не пойму и сейчас. Хотя всего навсего там написаны часто встречающиеся математические константы и другие справочные данные.

 Папа несколько раз показывал как пользоваться этим чудом инженерной мысли, но в жизни мне его применить так и не получилось. Тем более, что скоро у нас появился новый аппарат.

И им стал арифмометр «Феликс-М», именуемый в народе «железный Феликс». Говорят, что данный аппарат был назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, одного из известных деятелей революции и создателя ВЧК. Но речь не о нем.

 Взято с сайта: https://escor.ru/news/zheleznyy_feliks/

Аппарат был списан на производстве, где работал отец, и принесен домой, чтобы показать мне и «поиграться».

Как понятно из названия, с помощью арифмометра также можно было производить простейшие математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Для сложения первое число выставлялось рычажками в верхней части, потом проворачивалась ручка и число переносилось на циферблат внизу. Затем выставлялось новое число и вновь вращалась ручка, а на циферблате отображался результат операции. Для вычитания ручку нужно было крутить в обратную сторону. Умножение, как и деление, происходило путем вращения ручки нужное количество раз. 

В ходе работы устройство издавало громкие лязгающие металлические звуки, которые ласкали ребячий слух и служили в качестве отличного развлечения.

Жизнь аппарата закончилась плачевно, путем разбора с целью познакомить меня, но я подозреваю что папе было даже интересней, с его устройством. Винтики и гаечки ушли для бытовых нужд, а диски и корпус еще несколько лет таскались по гаражу. Возможно до сих пор где-то лежат под завалами запчастей.

Сейчас все эти устройства выглядят как экспонаты музея, но в свое время они были реальными и используемыми в различных организациях и НИИ, а логарифмическая линейка даже летала на Луну. Да и в научно-фантастических произведениях той эпохи нет-нет, да и брали их в руки покорители далекого космоса, а арифмометры использовались для расчета межзвездных полетов.

Но все эти полезные изобретения использовались мной вовсе не по назначению и очень быстро отошли в сторону так как у нас появился первый калькулятор. И вот это была уже машина. 

Но это совсем другая история…

© Habrahabr.ru