Трус не играет в аэрохоккей: как победить, когда нет шансов

Хочешь заниматься своим бизнесом? Готовься рисковать.Эту нехитрую мораль нетрудно вывести из каждой второй истории успеха, будь то статья в журнале Forbes или биография известного бизнесмена.

Риск, конечно, дело благородное (мы и сами его уважаем). Только вот реальная практика предпринимательства на деле далеко не так романтична. Хотя бы потому, что любой риск идет рука об руку с блефом.

Развивая свое дело, вам волей-неволей постоянно приходится блефовать. Пускать людям пыль в глаза. Надувать щеки. И обещать то, чего у вас (пока) нет.

Нравится вам или нет, так делают все, кто строит свой бизнес с нуля. А как еще из ничего сделать что-то? Главное, блефуя, все же иметь на руках козыри — и в нужный момент достать их из рукава.

В этой истории, о которой я хочу рассказать, наши шансы на успех с самого начала стремились к нулю.

Мы рисковали не просто потерять деньги, но и сесть в лужу на глазах у важных федеральных чиновников и руководителей крупнейших российских IT-компаний. И наш блеф мог выйти нам боком.

Но и приз ведь стоил того…

ebd778dbdbff9551b32fca0caea2c268.jpg

НА ПОЛМИЛЛИМЕТРА БЛИЖЕ К МЕЧТЕ За все стоит сказать спасибо этому блогу.В феврале мы приняли участие в выставке 3dprintexpo, представив на ней 3D-ручки 3doodler и принтер Form 1. Потом написали отчет на «Хабре». И нашу запись прочитали в Mail.ru.

В общем, благодаря нашей неумной активности и некоторому везению MadRobots получила предложение поучаствовать в открытии технопарка Mail.ru в Бауманке. При условии, конечно, что наша славная компания сможет презентовать на мероприятии по-настоящему нетривиальные гаджеты.

Мы решили, что это наш шанс хорошо заявить о себе. Открытие технопарка планировалось масштабным. Ждали замминистра связи. Ректора института. Гендиректора Mail.ru Group Дмитрия Гришина. И многих известных на IT-рынке людей.

Кроме того, условия сотрудничества предлагались вполне коммерческие. И выручка от мероприятия позволяла привлечь в MadRobots инженеров, которые требовались для налаживания техники.

А это значило, что мы могли еще на полмиллиметра приблизиться к нашей мечте: превратить со временем интернет-магазин в компанию, которая не только продает, но и сама разрабатывает инновационную электронику.

609df68c595d74ae4231960243ea8ae6.jpg

В общем, от таких предложений не отказываются. Мы составили шортлист разных интересных штук, которые могли бы показать. И постарались сделать его по-настоящему впечатляющим.

Из этого списка Mail.ru выбрала наши ручки 3Doodler, шоколадный 3d-принтер Choc Edge Creator, шлем виртуальной реальности Oculus Rift и робота, играющего в аэрохоккей.

В итоге мы заключили контракт. И все было бы просто замечательно, если бы мы были счастливыми обладателями всех этих суперустройств. Но, кроме ручек, у нас в действительности не было ничего (пока).

Ни шлема, ни аэрохоккея, ни шоколадного принтера не было. Была только уверенность, что мы успеем все эти инновационные гаджеты раздобыть в нужные сроки.

Как-то в четыре часа дня я получил письмо из Mail.ru: хотим завтра утром подъехать к вам в офис, посмотреть на шлем виртуальной реальности. Да пожалуйста, ответил я. А сам тут же полез в «Яндекс» и открыл доску объявлений «Авито».Хотя проект шлема получился шумным и собрал на «Кикстартере» три миллиона долларов, прежде мы и не думали его покупать. Потому что его первая версия была сырой и предназначалась только для разработчиков программного обеспечения.

То есть, отправляя письмо, я еще не мог знать наверняка, сможем ли на самом деле показать утром этот шлем. У нас оставалось всего несколько часов, чтобы найти и купить работающую модель. Я блефовал —, но примерно представляя, какие карты у меня на руках.

Посидев на телефоне и немножко понервничав, мы этот шлем раздобыли и на следующий день с гордостью его продемонстрировали в нашем офисе.

Однако решить проблему с аэрохоккеем и шоколадным принтером оказалось несколько сложнее. Потому как, строго говоря, у нас не было никакой уверенности, что и тот, и другой вообще существуют в природе.

КУЧА ЖЕЛЕЗОК — И НИ ОДНОЙ БУМАЖКИ Про шоколадный принтер мы сказали нашим замечательным партнерам в Mail.ru, что он уже заказан и должен быть вот-вот доставлен.Это была не то что не правда… Скажем так: художественная гипербола. Заключив контракт с Mail.ru, я тут же написал в Великобританию разработчикам этого шоколадного агрегата. На мое счастье, они мне довольно быстро ответили, пообещав в сжатые сроки отправить свой аппарат.

Но дальше у нас начались бюрократические заморочки. Они выставили нам счет в фунтах. По закону, мы не могли его оплатить с нашего валютного счета, потому что он был открыт в долларах. Пока мы разбирались, как им заплатить, прошло почти две недели (в итоге заплатили через PayPal).

Потом, как всегда, стали мучиться с доставкой, и поняв, что не успеваем, в отчаяние отправили принтер в Италию и вытащили его оттуда, отправив самолетом курьера. Он забрал принтер и привез его в багаже.

На то, чтобы собрать агрегат и понять, как он работает, у нас оставалось два рабочих дня. И когда мы вскрыли коробку, охнули.

Потому что внутри увидели кучу каких-то странных железок — и ни одной бумажки, где рассказывалось бы, как их собрать в единое целое.Мы позвонили в Англию, после чего парни прислали нам какую-то невнятную инструкцию. Это отчасти облегчило задачу по сборке. Только вот по пути коробку тряханули — и у принтера погнулась важная деталь. Пришлось повозиться.

Судьба аэрохоккея складывалась еще драматичнее. Его вообще нельзя было купить — его можно было только сделать самостоятельно, воспользовавшись инструкцией, выложенной в интернете его изобретателем.

e985981b5ae56c61a4ed3aa470e7c5eb.jpg

Схема в общем-то выглядела несложной. Сложно оказалось раздобыть все необходимые детали, поскольку некоторые из них, по замыслу, нужно было печатать на 3d-принтере. А наш принтер, как на зло, сломался.

Пришлось снова искать запчасти сломя голову по всей Москве, а то и России (некоторые мы в итоге нашли в Казани). В результате последние детальки для робота, играющего в аэрохоккей, приехали к нам за день до открытия технопарка.

История достигла драматического накала вечером в канун торжественного мероприятия.

Принтер мы кое-как наладили, но нам так и не удалось раскочегарить робота. Инженеры окопались в офисе, служившем нам производственном цехом, поскольку поклялись не сомкнуть глаз, но побороть аппарат. Поэтому на сборке стендов в технопарке банально не хватало рабочих рук.

Менеджеры Mail.ru забеспокоились и даже хотели меня запереть на объекте, чтобы я помогал монтировать оборудование, несмотря на все мои увещевания, что руки у меня растут не из того места и от меня будет больше вреда, чем пользы. Посреди ночи я поехал в «Юлмарт» покупать рабочим второй шуроповерт…

Никто уже, кажется, не верил, что мы успеем.

e42423d333652e5f2c7d4998a28faaf4.png

БЛЕФ-КЛУБ Но мы успели.Принтер печатал шоколадные фигурки. Наш робот довольно резво отбивал шайбу в аэрохоккее. Мы выплавляли фигурки на 3Doodler. Показывали людям будущее виртуальной реальности.

Как будто готовились к этому мероприятию полгода, а не прикручивали последние детали накануне ночью.

MadRobots окопался в самом сердце российской технологической индустрии. На нашем фоне Владислав Сурков и Дмитрий Гришин раздавали интервью о будущем технологий.

И когда все волнения остались позади, выяснилось, что в Mail.ru нашей работой остались, кажется, весьма довольны.Что еще важнее, благодаря этой истории мы узнали о существовании спроса на технологические шоу и интерактивный дизайн. Поняли, что это интересное направление — и для бизнеса, и для творчества. И мы хотим им заниматься.

Создавать инсталляции из катушек Tesla. Играть с их помощью имперский марш из Звездных войн. Печатать произведения искусства на шоколадном принтере (и не обязательно шоколадом — можно и майонезом по колбасе). Разрабатывать роботов — и не только для игры в аэрохоккей…

Если вам нужно реализовать что-то подобное для вашей компании или вам самим интересно поучаствовать в реализации подобного проекта, пишите.

Легко представить, что бы с нами было, если бы все-таки мы облажались. Да, надувать щеки, пускать пыль в глаза, блефовать — дело может и не слишком благородное. Но в бизнесе, как и в жизни, победителей не судят.

А что нужно, чтобы победить? Готовность не спать ночами, много трудиться, искать нетривиальные решения… И еще банальное везение. И чем дальше — тем все этого нужно больше.

Ведь с каждым новым шагом ставки растут. Повышается доза адреналина. Появляется азарт (который, наверное, сгубил не одного начинающего предпринимателя). Но, по-моему, иначе никакого бизнеса вообще не построишь.

Хотите стать предпринимателем? Добро пожаловать в блеф-клуб.

///

Предыдущие части истории Madrobots: Часть 1. Как я купил wi-fi весы, уволился с работы и начал житьЧасть 2. Чемоданы айфонов и гопники в Бутово: как мы чуть не разорились на продукции AppleЧасть 3. 80 встреч за 3 дня: как мы сыграли по-крупному в Вегасе

Вы можете следить за тем, как я строю Madrobots в прямом эфире, подписавшись на мои аккаунты в imageТвиттере, imageВконтакте, в imageGoogle+ или в 1284bc22c631cb4713df1254c6354852.pngFacebook.

Напоминаю, что у Madrobots есть страницы в социальных сетях, где можно будет следить за новостями компании. Подписаться можноimageна странице компании (кнопка «подписаться»), в imageВконтакте, в imageТвиттере, в imageGoogle+, или в 1284bc22c631cb4713df1254c6354852.pngFacebook

© Habrahabr.ru