True-crime в IT: аналитик пытался убить (в себе) менеджера

В статье расследуем дело Дуси, которая в один момент пыталась совершить убийство и что из этого вышло. Достаточно спорная и веселая статья о том, надо ли убивать в себе менеджера или нет. Советы просты и очевидны, выведены из личного опыта.

Досье​​

Имя: Дуся

Возраст: около 30 лет

Работа: системный аналитик уже пару лет. 

До этого много лет работала менеджером проектов в аутсосной компании

Особенности: контролфрик, организатор-тамада, перфекционист. Присутствуют ментальные проблемы: повышенная чувствительность и тревожность. Поэтому она решила уйти с позиции менеджера проектов из-за гиперответственности за всех и жгучего перфекционизма. После выгорания на позиции менеджера, решила, что попробует себя в роли системного аналитика, потому что работать с требованиями у нее получается очень хорошо. 

Дело

Инцидент: первая работа системным аналитиком после многолетней работы менеджером, нервный срыв  

Мотивация убийства: сохранение ментального здоровья 

Реальные примеры, выясненные при расследовании 

Опущены, чтобы не раскрыть тайну следствия

Аргументы сторон 

Аргументы защиты

Иметь бэкграунд менеджера — классно. Помимо развитых soft-skill, ты имеешь следующие явные преимущества:

  • Понимаешь обязанности и задачи менеджера: что он делает, какая у него ответственность перед командой и перед заказчиком.

  • Можешь на раз-два построить roadmap проекта, вернеуровнево прикинуть сроки и трудозатраты. 

  • Умеешь разбираться в куче договоров, доп. соглашений, знаешь как их составлять и править, а акты-сверки твои лучшие друзья.

Аргументы обвинения

Отработав много лет менеджером твой мозг не может быстро начать работать по-другому. Поэтому будучи системным аналитиком, Дуся использовала свой обычный Modus operandi (* латинская фраза, которая обычно переводится как «образ действия» и обозначает привычный для человека способ выполнения определённой задачи © wiki): перетягивала одеяло на себя, делая работу за менеджера.

В своей организации Дуся продавливала свою менеджерскую жилу, отчего менеджеры немного разленились, привыкли, что Дуся делает за них их работу и начали по такому же шаблону работать с другими аналитиками. 

Это мероприятие вылилось в то, что

  • Дуся просрочила все дедлайны по своим задачам, выполняя менеджерские задачи;

  • Дуся испортила отношения с коллегами, так как коллеги не готовы были брать менеджерские задачи и впоследствии конфликтовали с ними, которые привыкли перекладывать часть своих задач на аналитиков

Дуся превысила лимит своего уровня тревожности, выгорела и совершила попытку убийства в себе менеджера. 

Приговор

Решением суда рефлексии приговариваем Дусю к сроку от 1 до 3-х месяцев отдыха, а также рекомендуем следовать следующим правилам, чтобы сохранять свое ментальное здоровье без последующего совершения криминальных действий.

1. Четко очертить свои обязанности и свою ответственность

Это может быть сложно сделать в новой компании, но очень важно. Не зря на всех углах кричат об этом — это реально работает. Но не значит, что в ваш первый рабочий день вам нужно с пеной у рта в жестком формате перечислить список ваших обязанностей. Опираясь на свой предыдущий опыт, мягко перечислите отличия в процессах и уточните, почему эти обязанности переложены на аналитика. Это мероприятие должно устранить двоякость интерпретации процессов и указать будущим коллегам, что для вас может быть проблемой. (! Только потом не забывайте этому следовать). 

Конечно, все это касается ситуации, если на собеседовании вы забыли спросить эти же вопросы у нанимателей. 

2. Не бояться своей работы

Вам можете быть удобнее работать по-старому, делать старые задачи, потому что вы чувствуете в них себя увереннее, они привычные. Но разве не от этого Дуся бежала? И посмотрите куда это ее привело…

Окунайтесь в новые задачи, декомпозируйте их. Просите помощи, если не знаете как делать, но не возвращайтесь на прежние рельсы. Вы удивитесь (или нет), но людям нравится, когда к ним обращаются за помощью. Подобным процессом вы не только помогаете себе, налаживаете контакт с коллегами, но и помогаете им повысить их самооценку.

3. Научиться эскалировать и (или) делегировать

В новой организации вы можете бояться сказать менеджеру,   что эта задача не часть вашей работы. Особенно, если он продавливает линию, что задача в вашей ответственности. Такие моменты необходимо осторожно обсудить со своим руководителем. В качестве аргументов можно привести, что подобная работа отнимает много времени, которое вы бы потратили на документацию или усовершенствование проекта. Вы готовы проконсультировать менеджера, но это его работа. 

Уверена, что руководитель вам подскажет, как обсудить с менеджером эту задачу, даже может подключиться, если это понадобится. 

4. Не указывать менеджеру как выполнять его работу

Эта рекомендация перекликается с предыдущим пунктом. Вы проконсультировали менеджера, как сделать его задачу. Он ее сделал и вернулся к вам с результатом. 

Когда вы увидели результат, перфекционист внутри вас заорал: «Я могу сделать лучше! Дайте мне». В этот момент нужно остановиться, так как вы окажете медвежью услугу. 

Похвалите коллегу, скажите, что он проделал классную работу, мягко озвучьте свои мысли и дополнения, как можно улучшить. Может у коллеги не было времени и он знает, как лучше, а может и не знает. Таким образом вы его либо научите, либо убедите свой мозг, что на текущий момент эта работа выполнена в полной мере.  

5. Высказывать свое мнение, если у вас есть опасения, а не по любому поводу.

Если у вас есть беспокойство о договорах или каких-то документальных подтверждениях, то первым делом хочется открыть их и проверить все самому. Возвращаемся к излишней трате времени. 

Подсветите менеджеру свое беспокойство, уверена он разберется или вернется к вам за консультацией. Даже если вы были правы, оба в выигрыше. Пока вы делали задачу, менеджер сам разобрался и поставил себе дополнительную задачу на корректировки документов.  

6. Научиться доверять коллегам

Эта рекомендация обобщает все предыдущие. 

Не приходите с заведомо высоким самомнением, что все глупее вас, а вы тут сейчас разрулите, этакая Мать Тереза. Будучи на позиции менеджера, вы, как контролфрик, подвергаете все сомнению — это нормально, но в определенных количествах. 

Прислушивайтесь к культуре общения в компании, как коллеги общаются и доверяют друг другу и делегируют. Влейтесь в этот процесс. Если ваш руководитель доверяет этому человеку, сомнительно, что у вас могут быть какие-то контраргументы к этому. (Сейчас не рассматриваем ситуацию с сыном маминой подруги, сватом начальника и тд)

На позиции менеджера вы имеете прямой доступ к руководителям или к заказчику. И порой вам этого дико не хватает, просто прийти и напрямую договориться. На новом месте у вас может не быть этого канала. Не подставляйте коллегу, договоритесь сначала с менеджером, узнайте у него стратегию общения с заказчиком, так как у него может быть своя стратегия ведения проекта, отличная от вашей привычной. Общаясь не в тандеме с командой, вы можете навредить всем: проекту, отношениям с коллегами, отношениям с заказчиком, подпортить имидж организации. Помните об этом. 

Статья написана скорее для расслабления, нежели с каким то серьёзным намерением, но все тезисы выстраданы автором, хотя и могут быть очевидным.

Иногда мы не видим очевидное, пока не пропишем это и не убедим сами себя в этом.

Живите, работайте и следите за своим ментальным здоровьем. И будет вам work-life balance.

Все совпадения случайны.

© Habrahabr.ru