Три актуальные технологии для 2022 года
Даже в неожиданно бурные 2020-е, уже оспаривающие у 1920-х годов звание «ревущих двадцатых», прогресс не собирается стоять на месте. Технологии шагают всё дальше и дальше, и не все они настолько на слуху, как диалоговые и графические нейросети, нейроинтерфейсы или самоуправляемые боевые дроны. Однако немало из них могут повлиять на нашу жизнь. В частности, эти три.
▍ 3D-печать костных и хрящевых имплантов
Аддитивные технологии наконец-то близки к революции в медицинском протезировании. Эксперименты и разработки в этой сфере идут уже не первый год, но, возможно, именно в 2022 году будет налажено систематическое производство протезов из напечатанных на 3D-принтеров костей и хрящей.
Так, датский стартап Particle3D рассчитывает уже в этом году полноценно реализовать 3D-печать костей, пригодных для имплантации человеку. Для печати используется ортофосфат кальция (он же трикальцийфосфата, TCP). Этот материал уже используется в протезировании, но раньше процесс изготовления искусственной кости на замену повреждённой был сложным, трудоёмким и дорогим. Ведь импланты из ортофосфата изготавливаются индивидуально на заказ на основе компьютерной томографии конкретного пациента.
Более того, 3D-печать, в отличие от «лепки», позволяет воспроизвести пористую структуру естественной костной ткани. Это очень важно. Именно напечатанный с помощью аддитивных технологий имплант организм воспринимает очень «правильно».
Тело человека не просто не отторгает такой костный имплант из ортофосфата: уже через восемь недель после операции в протез прорастают кровеносные сосуды, а менее чем за год вещество напечатанного на 3D-принтере костного импланта оказывается полностью идентичным естественному. По крайней мере, так показывают эксперименты на животных и людях-добровольцах. «Лепные» импланты из ортофосфата приживаются гораздо хуже и медленнее.
Пока выявлено только одно заметное «но»: до полного «превращения» импланта в кость материал остаётся заметно более хрупким, чем полагается природой. И давать нагрузки на отремонтированные части скелета придётся с крайней осторожностью, чтобы не заработать новый сложный закрытый перелом.
Напечатанный на 3D-принтере хрящевой имплант от Nanochon
Не только кости идут в 3D-печать. BICO, занимающаяся 3D -биопечатью, в самом конце 2021 года объявила о контракте на сумму 1,5 миллиона долларов со стартапом Nanochon, занимающимся регенеративной заменой суставов. Партнёры занимаются разработкой 3D-печатных регенеративных суставных имплантатов, которые, по утверждению разработчиков, обеспечат более быстрое выздоровление пациентов и снизят затраты для поставщиков медицинских услуг.
Только в США ежегодно проводится до 7 миллионов операций по замене суставов, в основном для пожилых людей. Однако существующие технологии позволяют обеспечить штатную работу импланта только на 15–20 лет из-за того, что такие протезы не растут, не восстанавливаются и снашиваются значительно быстрее природных. 3D-печать позволит сделать это «удовольствие» не только значительно более доступным, оно меняет саму физиологию процесса: специальные импланты из полимеров способствуют нарастанию на них естественной хрящевой ткани.
Всё это станет настоящей революцией в протезировании.
▍ 3D-печать жилых домов
Эксперименты с 3D-печатью жилых и не очень зданий тоже идут уже не первый год —, но 2022-й может стать временем прорыва и в этой сфере. Если раньше строительными принтерами реализовывали в основном отдельные заказы, то с конца прошлого года речь всё чаще идёт о крупных заказах на десятки и сотни зданий.
Ещё осенью 2021 года в мексиканском городе Накахука, штат Табаско, всего за 24 часа специалисты из техасского Icon напечатали сразу десять зданий. Так появился первый в мире напечатанный на строительном 3D-принтере Icon Vulcan II жилой квартал. Все дома имеют площадь около 46 квадратных метров, имеют две спальни, кухню, ванную комнату, внутреннюю сантехнику и построены так, чтобы выдерживать нередкие в тех местах землетрясения.
Mighty Buildings в Калифорнии с прошлого года возводят 15 «энергетически независимых» жилых домов с крышами из солнечных батарей в курортном Ранчо-Мираж невдалеке от Сан-Хосе. Желание поселиться в них изъявили уже более тысячи человек.
При этом речь всё чаще идёт совсем не о лакшери-сегменте для состоятельных любителей инноваций. Icon ориентируется прежде всего на массовую 3D-печать дешёвого социального жилья, в том числе в самих США, где жилищный кризис в последние годы принял впечатляющий размах.
Компания собирается в ближайшее время развернуть серийную печать сотен жилых домов в техасском Остине в сотрудничестве с местными застройщиками. По словам руководства Icon, главной проблемой и ограничителем роста сейчас выступает прежде всего низкая скорость производства их строительных принтеров.
Ход прогресса в отрасли подстёгивает впечатляющее удорожание строительных материалов и жилья, которое нанесло сильный удар по строительной отрасли во многих странах мира — и чревато большими социальными проблемами. Зато по современным расчётам массовая архитектурная 3D-печать может снизить затраты на возведение стен на 30% и более. В США уже в 2021 году были прецеденты выставления на продажу «напечатанных» домов за цену до двух раз ниже, чем построенных в том же районе традиционными методами — как, к примеру, случилось с одним из домов от нью-йоркской SQ4D на Лонг-Айленд.
Ранее сложность в значительной степени состояла в необходимости использования в строительных принтерах специального мелкозернистого бетона, освоение производства и применения которого оказалось не слишком простыми задачами, но эта проблема успешно решается. Полимербетоны могут стать таким же обыденным строительным материалом ближайших десятилетий, как сейчас силикатные кирпичи и монолитный железобетон, а 3D-принтеры на стройках — такой же обыденностью, как ныне строительные краны.
▍ Виртуальные инфлюенсеры
Люди любят интересных и ярких «ЛОМов и инфлюенсеров». Ещё больше их любят те, кто используют знаменитостей с большой аудиторией для решения всяческих задач: от маркетинга товаров и услуг до политагитации. Вот только живой инфлюенсер… живой. Он не идеален, он может изменить взгляды, выгореть, заболеть, запить, сорваться, продаться конкурентам и всё такое прочее.Но!
Виртуальные инфлюенсеры — явление не новое. Они известны с нулевых годов: взять хотя бы прославленную и меметичную киберпевицу Мику Хацунэ, появившуюся на свет в 2007-м. Но тогда прогнозы о появлении целых сонмов виртуальных звёзд не сбылись, подавляющее большинство звёзд десятых годов остались человеками из плоти и крови. Наши дни могут начать настоящую эпоху киберзвёзд: условий для этого теперь гораздо больше, как технических, так и социальных.
Благодаря совершенствованию CGI технологии имитации живого человека на экране шагнули далеко вперёд. Специализированные нейросети вроде thispersondoesnotexist.com генерируют статичные изображения человеческих лиц, которые неотличимы от фотографий настоящих людей и не вызывают эффекта «зловещей долины».
С активными в кадре моделями с движениями и мимикой пока что дело обстоит сложнее: даже в наши дни осуществить описанное в пелевинском «Generation П» было бы затруднительно —, но уже понятно, что появление полностью человекоподобных виртуальных моделей людей, каждый ролик с которыми уже не придётся делать целой команде профессионалов, не за горами. Даже успевшую порядком устареть виртуальную fashion-блогерку Lil Miquela от стартапа Brud с более чем тремя миллионами подписчиков при появлении в 2016 году не все сразу заподозрили в виртуальности.
Впрочем, полная человекоподобность далеко не всегда нужна. Часто аудитория только радуется подчёркнутой виртуальности или даже анимешности объекта восхищения. А спрос на киберзвёзд растёт, и показатели вовлечённости у них нередко оказываются значительно лучше, чем у живых людей (в случае с Lil Miquela говорят о вовлечённости 2,7% против средней 0,7% у «живых» инфлюенсеров), особенно в Восточной Азии.
В восточноазиатских культурах с живыми знаменитостями сейчас всё довольно сложно. Их особенно не «отменяют», как бывает в Штатах с их накалённой общественной дискуссией вокруг woke-движения, зато хватает других сложностей и своей атмосферы. Скажем, в Южной Корее безжалостная корпоративная индустрия «айдолов» буквально выжигает звёзд жесточайшими рабочими графиками и требованиями к поведению, что вызывает всё больше вопросов в обществе о том, насколько этично и хотя бы законно так обращаться с живыми людьми.
В КНР живые знаменитости всё чаще оказываются идущими не совсем в ногу по генеральной линии партии, в стране даже запретили онлайн-рейтинги музыкальных исполнителей. Зарубежные «айдолы» из той же Южной Кореи рассматриваются как ещё менее благонадёжные. Всё чаще звучат призывы к тому, чтобы живые звёзды «служили моральным образцом для воспитания подрастающего поколения в духе государственных ценностей, а не вот это вот всё».
В том числе поэтому уже в 2021 году КНР переживала нарастающий бум интереса к виртуальным звёздам, не конфликтующих с компартией и правительством, но имеющим многомиллионную аудиторию и целые армии фанатов. Китайский рынок виртуальных «идолов» по итогам 2021 года составил почти 16 миллиардов долларов при казавшихся сверхоптимистичными прогнозах в 6 миллиардов, и продолжает расти.
Кэрол из A-soul, популярная виртуальная певица из КНР от корпорации ByteDance
Если метавселенные «выстрелят», а не окажутся очередной мимолётной модой, с большой вероятностью виртуальные инфлюенсеры будут яростно в них интегрироваться. Собственно, в КНР за их «Золотым щитом» это уже происходит весьма активно, и взрыв популярности метаверсов у китайской аудитории тесно связан с увлечением виртуальными «идолами».
А если виртуальных инфлюенсеров ещё и сопрячь с мощными и сложными нейросетями, скажем, уровня претендующей на разум и самосознание «LaMDA» … последствия могут быть весьма непростыми, но крайне интересными. Они могут выглядеть и быть несравнимо более живыми и «настоящими», чем образы, «живущие» усилиями целой команды людей, и потому представлять для потенциальной аудитории куда больший интерес.
Однако корректность и подконтрольность их поведения может оказаться ещё более непредсказуемыми, чем в случае живых человеков. Впрочем, поведение «классических» виртуальных инфлюенсеров, за которыми нередко стоят крупные корпорации, может вызвать не меньше вопросов и создать не меньше проблем в будущем. Понятно одно: с большой вероятностью они могут стать привычным и важным элементом информационного ландшафта ближайших десятилетий.
RUVDS | Community в telegram и уютный чат