Тормозим вместе с NASA JPL
Полезная всё-таки вещь, этот парашют! И пилоту жизнь спасти может, и гуманитарную помощь доставить куда нужно. А особо любопытных — даже на соседнюю планету посадить. Парашюты в космонавтике — отдельная, заслуживающая внимания тема.Под катом я расскажу, а скорее покажу последние достижения NASA в испытании новых «тормозных» моделей.Для начала немножко истории парашютизма.Парашюты были изобретены очень давно — ещё Леонардо да Винчи сумел рассчитать приблизительные площадь и форму, необходимыю для безопасного спуска человека по воздуху. Однако, пока в том не было потребности, не было и хоть какого-то производства. Парашюты вошли в нашу жизнь в XVIII веке — как мера безопасности при полёте на воздушном шаре, и окончательно укрепились с развитием авиации. Сегодня трудно найти человека, хотя бы втайне не мечтающего о любительском прыжке с высоты.Но находчивое человечество нашло ещё одно полезное применение этому простому изобретению. С начала освоения космоса мы стали использовать парашюты не только для приземления, а и для при%planetname%ения — главное, чтобы атмосфера объекта позволяла. Не была слишком разрежённая, чтобы можно было воспользоваться сопротивлением. Ну и чересчур плотную не надо, чтобы космический аппарат не разбился о небесную твердь, хотя на самом деле в плане посадки как раз такое свойство было бы полезным.
Спускаемый аппарат входит в средние слои атмосферы Титана
Именно купол парашюта (пролежавший на поверхности планеты-соседа больше 40 лет) стал одной из зацепок, благодаря которой не так давно был найден советский космический аппарат Марс-3. Да-да, уже в 1971 году применялась комплексная система посадки — как раз из-за особенностей атмосферы Марса. Сначала был выпущен вытяжной парашют, который освобдил отсек основного (просто сорвав крышку). Когда скорость падения снизилась до околозвуковой, основной парашют полностью раскрылся, а на высоте примерно в 20 метров подобно своему вытяжному брату отсоединился от аппарата, предоставив права «тормоза» реактивным двигателям. Как видим, яблоко от яблони недалеко упало, в прямом смысле — купол указал, где стоит искать.
Ещё более интересная история посадки у Curiosity. Помимо прочих особенностей и новшеств, надёжно спрятавшись в капсуле, «Любопытный» выпустил свой парашют на двойной скорости звука. При таких огромных скоростях применяются специальные парашюты. Они так и называются — «сверхзвуковые». Сверхпрочные, сверхнадёжные — настоящий гений инженерной мысли! Главный их недостаток состоит в размерах: ведь чем более тяжёлый аппарат мы хотим, безопасно посадить, тем большей должна быть площадь парашюта. До поры до времени с такими размерами приходилось мириться, однако вопрос встал боком во время испытания последних моделей системы LDSD (Low-Density Supersonic Decelerator — Малоплотного Сверхзвукового замедлителя). Огромный купол просто не захотел помещаться в аэродинамической трубе! Как же NASA решило с этим справиться? Давайте послушаем их самих:[embedded content]
P.S. Я переводил и озвучивал видео для русскоязычного сегмента, но если кто-то ищёт оригинал — вот он. Кстати, там целый канал NASA JPL очень хорошо и доступно рассказывает о миссиях и планах. Советую.