Топ-10 качеств идеального ментора в IT. Мы опросили сто аналитиков

Всем привет! Меня зовут Артём Полуян, я руководитель системных аналитиков в SM Lab. В этой статье хочу поделиться одной любопытной статистикой, которую мне удалось собрать за два года. 

Что за статистика и откуда она у меня взялась? Дело в том, что у меня есть своего рода хобби: раз в три месяца я провожу тренинг по менторству (наставничеству) для сотрудников нашего департамента системного анализа. За два года я провёл девять таких тренингов, которые посетило суммарно около ста системных аналитиков и аналитиков данных. 

На тренинг приходят ребята с самым разным опытом. Кто-то только готовится стать ментором в своей команде, а кто-то, уже имея некоторый опыт, приходит обменяться экспертизой с коллегами. Формат мероприятия больше напоминает дискуссии, в рамках которых определяются оптимальные варианты выхода из различных ситуаций, в которых может оказаться ментор. 

На всякий случай обозначу, кто такой ментор в нашем понимании. Ментор — опытный участник команды, который прикрепляется к новому сотруднику (менти) для осуществления онбординга. Тут у нас всё примерно так же, как и в любых современных IT-компаниях. 

Есть:

  • план онбординга, который составляется индивидуально под менти;

  • страница quick start, на которой собраны все важные ссылки по продукту;

  • ментор, который отвечает за погружение менти;

  • руководитель, который контролирует весь процесс.

Вернёмся к тренингу и перейдём, наконец, к самому опросу. После окончания основной части мероприятия я прошу ребят перечислить качества, которыми, на их взгляд, должен обладать идеальный ментор. 

Смысл в том, чтобы участники, проанализировав полученную информацию, сделали для себя выводы о том, что важно в работе ментора. Варианты ответа не даются, называть можно неограниченное число качеств. Хоть я обещаю ребятам, что всё, что мы говорим на тренинге, остаётся на нём и не выносится за пределы, я всё-таки решил опубликовать результаты этого опроса в обезличенной форме. Думаю, что им самим будет интересно посмотреть, что в итоге получилось за два года, да и стыдиться тут точно нечего. 

Итак, вот топ-10 качеств, которые называли ребята:

Диаграмма

Диаграмма

#1 Эмпатичность (91%) 

Кого-то может удивить, что первое место заняла эмпатия. Но тут фишка в том, что каким бы ты ни был невероятным экспертом в своей области, если ты не сможешь наладить контакт с менти, не сможешь прочувствовать, в какой момент ему нужна твоя поддержка, а где ему стоит справиться самостоятельно, онбординг рискует стать проблемным.

#2 Терпеливость (83%) 

Пункт слегка перекликается с первым. Всё о том же контакте с менти. Если не быть готовым отвечать на множество вопросов спокойно и методично, есть риск утратить этот контакт и доверительную среду. А если человек, которому надо во всё въехать, перестанет задавать вопросы, то ситуация начнёт становиться тупиковой.

#3 Профессионализм/экспертность в своей области (78%) 

Тут всё просто. Если ты учишь людей чему-то, желательно самому в этом неплохо разбираться.

#4 Самокритичность/cпособность к самоанализу (63%) 

Здесь речь о том, чтобы в случае возникновения проблем в процессе онбординга задумываться о том, всё ли ты сам делаешь правильно. И благодаря этому корректировать методы подачи информации и задачи для менти.

#5 Решительность/смелость (49%) 

Тоже относится к ситуациям с проблемами в процессе онбординга. Если ты понимаешь, что онбординг проходит не так, как предполагал позитивный сценарий, нужно обладать определённой долей смелости, чтобы сказать об этом руководителю. Замалчивание проблем, как правило, со временем только усугубляет ситуацию.

#6 Ответственность (40%) 

Когда ты занимаешься погружением менти, нужно понимать, что на тебе лежит определённая доля ответственности. Ответственный подход к выполнению своих задач — важная черта для любого работника. Менторство здесь не исключение.

#7 Коммуникабельность (34%)

Пункт спорный. Не все айтишники обладают развитыми коммуникативными навыками, но это не значит, что они не могут быть хорошими менторами. Скорее речь о том, что с такими навыками контакт с менти установить будет проще. Ну и не забываем, что опрашивались всё-таки аналитики.

Следующие пункты набрали менее 30%, кратко их перечислю:  

#8 Честность (25%)
#9 Беспристрастность (17%)
#10 Дружелюбность (12%).

Таким вот получился топ-10 качеств идеального ментора по версии начинающих и опытных менторов департамента системного анализа SM Lab, которые сами раньше побывали в роли менти.

Ну и напоследок без какой-либо назойливости и исключительно из хороших побуждений хочу порекомендовать две ссылки:

Всем добра!

© Habrahabr.ru