Только 59% самозанятых продавцов в России торгуют через маркетплейсы
«AliExpress Россия», Ozon и Wildberries провели исследование и выяснили, с какими ограничениями сталкиваются самозанятые в онлайн-торговле. Компании заявили, что пока потенциал самозанятых реализован только наполовину.
В настоящее время через маркетплейсы работают более 90 тысяч самозанятых продавцов. На Wildberries количество самозанятых превышает 80 тысяч человек, а всего на маркетплейсе более 400 тысяч продавцов. На «AliExpress Россия» работают 7 тысяч самозанятых. Ozon только начал работать с самозанятыми в конце сентября, и за это время на маркетплейсе начали размещаться 3300 самозанятых предпринимателей.
В ходе опроса компаний 61% респондентов заявили, что они занимаются исключительно производством товаров. По закону эти товары не должны требовать сертификации. Самозанятые предпочитают продавать товары для дома и сада, для автомобилей, для красоты и здоровья, игрушки, сувениры и товары для хобби, спорта, офиса, аксессуары и украшения.
В качестве менеджеров по ведению магазина работают 11% опрошенных. Они занимаются оформлением карточек товара, загрузкой ассортимента на платформу и т. п.
Главным каналом продаж 59% респондентов признали маркетплейсы (хотя эти же площадки и проводили опрос, поэтому реальный показатель может отличаться). На втором месте оказались соцсети (23%), далее идут офлайн-продажи (10%) и собственные интернет-магазины (9%).
Основной причиной для регистрации в статусе самозанятого участники опроса назвали желание продавать свои товары онлайн и на маркетплейсах (35%), а 29% торговцев на маркетплейсах стали самозанятыми, чтобы оптимизировать налогообложение. Еще 9% назвали в качестве причины требование работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации.
70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвертый сделал это в период от года до двух лет. До этого 64% работали по найму, 21% официально не работали.
Большинству опрошенных самозанятых (63%) не хватает разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% — производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке (одежда, обувь, духи, косметика). 50% опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. Так, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приемом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Наконец, не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать.
71% самозанятых хотели бы увеличить лимит по обороту (2,4 млн рублей), однако при этом 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 тысяч рублей.
Весной 2021 года Минпромторгу предложили шаги для упрощения выхода предпринимателей на маркетплейсы и агрегаторы услуг. Самозанятым могут дать возможность регистрироваться в данном статусе прямо на площадках, например, с помощью госуслуг.
Между тем Центробанк разрабатывает меры, которые упростят выдачу кредитов самозанятым. Регулятор сделает справку из приложения «Мой налог» документом, подтверждающим доход. Эти изменения планируется внести до конца 2021 года.
По данным ФНС, в ноябре статус самозанятых в России имеют больше 3,5 млн человек. В сентябре Минпромторг оценивал это число в 3 млн человек.