Теперь я препод. Небольшой отзыв о первом опыте преподавания в Сириусе

Доброго дня всем читателям Хабра.

В апреле со мной случилась весьма интересная история, которой я хотел бы с вами поделиться. 

На одну неделю из проджекта Яндекса я превратился в преподавателя трека «Интернет Вещей». И не где-нибудь, а в научно-технологическом университете Сириус (тот, что недалеко от Сочи). Это был потрясающий опыт, и я обязательно хочу про него рассказать.

Что за Сириус?

Небольшая вводная. Сириус — это научно-технологический университет, созданный в 2019 году. Он заточен под работу с молодыми талантливыми студентами и мало похож на обычные российские ВУЗы.

Начнем с его расположения. Находится Сириус на одноименной федеральной территории. ФТ «Сириус» — это, по сути, поселок городского типа с прямым подчинением федеральному центру. Не буду углубляться в законодательство, просто держим в голове, что в поселке находится часть объектов с Олимпиады-2014, развлекательный парк, общежития, университет и все это на берегу Черного Моря. 

bafffd6b908296ac969773645a233990.jpg

Университет занимает огромное здание, перед которым стоит один из Буранов. 

Внутри — приятно-оформленные аудитории и учебные классы. И куча различных лабораторий. Меня больше всего впечатлила оранжерея.

У «Сириуса» нет какой-то однозначной направленности, есть специальности по математическому моделированию процессов, генетике, медицинской химии и ИТ. Пул профессий, в силу молодости университета, еще формируется.

«Сириус» сотрудничает со многими компаниями, такими как Росатом, Тинькофф или Альфа-Банк. Разумеется, есть в этом списке и Яндекс.

Одно из направлений такого сотрудничества — приглашенные преподаватели. Университет приглашает профильных сотрудников прочитать лекции по какому-то треку. И вот тут мы потихоньку подбираемся к истории, как я там оказался.

Как так вышло?

Если вкратце, то «Сириусу» нужен был человек, разбирающийся в теме Интернета вещей и способный прочитать студентам вводный курс. Трек совсем небольшой — всего 15 пар, даже без зачета, но с контрольной.

На меня вышли через мое участие в профильных IoT-сообществах и любовь к публичным выступлениям. Одна из моих коллег порекомендовала «Сириусу» поговорить со мной, что те и сделали.

Меня спросили интересно ли мне это и если да, то как я вижу трек. Предложение показалось мне интересным и необычным. Я уже читал лекции у студентов раньше, но это всегда была обзорная история в рамках одной пары. А тут целый трек. 

На часовом созвоне я представил преподавательскому составу свое видение программы, расставил акценты, привел примеры того, что буду рассказывать. Скелет программы одобрили.

Далее я составил собственно программу лекций, согласовал ее с «Сириусом», оформил в виде презентации и стал ждать поездки.

«Буран» грустит в клетке

Школы имени Яндекса.

Проживание в Сириусе мне оплатили от университета, билеты купил Яндекс. И тут важная вещь.

В Яндексе на протяжении многих лет выстроена целая система работы с молодыми специалистами: она включает в себя взаимодействие с университетами, различные школы и стажировки. Каждый год Яндекс принимает тысячи стажеров, и половину потом забирает в штат. 

Делается это несколькими путями:

  1. Полноценные школы. Это образовательные программы курсы в сфере ИТ на площадках Яндекса. Они бесплатные, но надо пройти отбор. 

  2. Краткосрочные программы — летние школы, ориентированные на более плотную подачу информации. Скоро как раз старт очередных потоков, кому любопытно — прикладываю ссылку.

  3. ШАД — двухгодичная программа, на которой вы научитесь разрабатывать сервисы и приложения на базе ML, решать задачи анализа данных, создавать системы хранения и обработки больших данных и многое другое. ШАД расшифровывается как Школа Анализа Данных.

  4. Различные интенсивы, студкемпы и смены на площадках ВУЗов. Для примера, вот список актвиностей по Сириусу.  

  5. Конференции и фесты, которые также приглашают в мир Яндекса увлеченных ИТ студентов. Самый масштабный — YoungCon — будет 27 го июня.  Это отдельная и очень интересная история. «Con» в названии не просто так — в духе комик-конов мероприятие будет разделено на девять интерактивных миров, которые объединены в киновселенную Яндекса. А закончится всё эффектным код-баттлом на сцене Live Арены с участием 4 вузов-финалистов. Идея — помочь студентам и молодым спецам сориентироваться в мире Яндекса. Ведь правильно выбрать нужное направление — это прям мега-задача для многих. Потому, мероприятия, подобные Conу помогают сориентироваться в компании. И вкратце показывают кто чем и где занимается.

  6. Образовательная махина работает в обе стороны. Помимо обучения на своей территории и своих программ на территории ВУЗов, ВУЗ также может запросить в Яндексе преподавателя по какой-либо дисциплине. И очень развита практика, когда приглашенные преподаватели читают тот или иной курс лекций. Прямой выгоды тут как будто нет. Это помогает сделать образование ВУЗов более приземленным на практику и актуальным, потому что у студентов становится больше возможностей узнать экспертизу людей, которые работают в IT. И по окончании такого обучения выпускники лучше понимают что происходит на рынке.

ef3d4b85e05c22f09530f5fee273b3fb.png

Именно руководитель одной из этих школ (искреннее спасибо тебе, Алексей) помог и поддержал мое стремление на недельку стать преподавателем. Мои непосредственные боссы тоже не возражали, хотя рабочих задач с меня никто не снимал. Просто я временно поработал из Сочи. Точнее из Сириуса.

Теперь ты препод.

Как я уже говорил, я люблю выступать и стараюсь делать это при любой возможности. Был у меня и опыт чтения лекций в нескольких университетах. Однако, опыт преподавания разительно отличается от публичных перфомансов. Возможно, я напишу очевидные для кого-то вещи, то для меня они стали открытием.

  1. Стандартное выступление длится от 10 до 60 минут. Редко дольше. Такой тайминг позволяет рассказать все максимально интересно, живо и ярко. Плюс — это легко отрепетировать и несколько раз прогнать. Прогнать 15 пар (30 академических часов) — задача совсем другого уровня сложности. Тут есть лишь план и основные тезисы, которые приходится раскрывать по ходу. 

  2. Как следствие первого пункта, крайне тяжело контролировать тайминг. Реальное время прочтения всего трека становится непредсказуемым. Мне казалось, что я составил подробную и насыщенную программу. Но в первый же день я на четырех парах рассказал запланированные восемь. Пришлось тормозить себя и глубже погружаться в каждый пункт плана, т.к. тайминг позволял. Не молчать же остаток времени. Предполагаю, что при бОльшем опыте преподавания чувство контроля времени появится. Но по первости это правда сложно.

  3. Определения. В своем плане я выписывал лишь основные тезисы и мысли, чтобы идти по программе и не сбиваться. Внезапно выяснилась интересная вещь. Я помнил и понимал какое-либо определение, но мне было крайне тяжело объяснить это студентам. Особенно сильно забуксовал, донося что такое MCS и OFDMA в wi-fi. Оказалось, что выразить словами эти понятия никак не выходит.  

    В отчаянии уже хотелось начать гуглить и зачитывать определения из Интернета. Но вовремя остановил себя и воспользовался своими любимыми аналогиями. Старался объяснить сложное на простых вещах и примерах. «Давайте представим, что у нас по дороге едет десять фур…»   

  4. В любом выступлении очень и очень важна личная заряженность спикера. По ходу рассказа он как бы делится энергией с аудиторией. Или не делится. Или скатывается в унылый бубнеж, что я считал жесточайшим грехом.

    Но, сюрприз-сюрприз, после двух утренних пар, после рабочего дня, после полуденной пары на вечернюю пару сил не остается совсем. А ведь там не только говорить надо и не читать откуда-то. Там надо мозгами шевелить, доставая информацию из глубин своей памяти. В этой ситуации быть веселым и энергичным уже никак не получается. Я до последнего старался говорить живо и не скатываться совсем уж в бубнеж. Рассчитываю, что у меня это получилось. Но был я не такой живчик, как обычно. Да.

  5. Отклик аудитории. При живом и ярком выступлении всегда будет отклик аудитории, будут эмоции, комментарии, вопросы. Это тоже дает сил, показывает, что происходит диалог, а не монолог. Однако, ожидать полноценной обратной связи от студентов, подгруженных своей учебой, не стоит. Нет, ребята молодцы. Включались, что-то спрашивали, клювом не щелкали. Я вообще очень доволен уровнем тех людей, что достались мне в ученики. И все же это не тот отклик, к которому я привык. И это нормально, учитывая все вводные. Тоже надо помнить.

Второй этаж Сириуса

Второй этаж Сириуса

Примерно такие мысли были у меня вечером в среду, когда я сидел в кафе и обдумывал прошедшие пары. Впереди предстояло прочитать еще две лекции и провести две практики. Изначально, я планировал в качестве практик разбирать различные IoT-кейсы, «приземляя» прочитанный материал и показывая, как теория используется в жизни.

Но по ходу лекций мне и так постоянно приходилось это делать, чтобы оживить рассказ и сделать его более понятным. Выделить на это еще две отдельных пары и назвать это практикой? Сомнительно. 

Кроме того, хотелось вовлечь ребят в работу, и показать что-то важное, что-то такое, чего они еще не поняли.

Решение пришло внезапно. Я машинально перебирал завтрашние темы и вдруг наткнулся на CJM.

Вспомнилось, что отрисовка карт пользователя на работе всегда вызывает живую вовлеченность коллег и мощные холивары. Я подумал — может сработает и в это раз?

Кроме того, это отличная возможность показать, насколько важна CJM и насколько много вариантов может быть во взаимодействии с самым простым устройством. 

Сработало!

663cddd00746149cae8745431b8dd8ae.png

Мы отрисовывали умный домофон сначала с точки зрения пользователя, а потом рисовали механику работы устройства. Обе схемы получились внушительные, процесс занял почти три пары, зато народ втянулся. По ходу я подсвечивал важные моменты: что не должно быть тупиков, непредусмотренных действий и прочих неочевидных, но безумно значимых вещей. Короче, удалось разнообразить практику.  

Заключение.

Неделя пролетела быстро, но насыщенно. По возвращении коллеги спрашивали, как я там в Сочи отдохнул. Хм. Как ни странно, отдохнул хорошо. Несмотря на двойную нагрузку, эта неделя заставила посмотреть на преподавание с нового ракурса и о многом задуматься. Скажем так, труд преподавателей я теперь буду ценить куда больше. Ну и развивать новые скиллы всегда интересно. 

Однако, я был рад вернуться к работе, где не надо совмещать с совещаниями и проектами по четыре пары в день…)

© Habrahabr.ru