Тату салон в Киеве запускает NTF платформу для татуировок
Довольно сложно сказать, когда точно человеку пришла мысль о нанесении рисунков на свою кожу. Но тем не менее можно с уверенностью заявить, что истории этой, оставившей весьма глубокий след в человеческой культуре и искусстве, насчитывается не менее шестидесяти тысяч лет. А берёт она своё начало в древнем Египте — именно там, среди древних пирамид, на мёртвых фараонах-мумиях, которым не дашь меньше четырёх тысяч лет, нашли весьма сохранившиеся и детальные татуировки. Что, помимо прочего, говорит нам о постоянстве — неотъемлемой части этого вида искусства, которое всегда оставалось связанным с его носителем, а именно, с его сроком жизни, от момента нанесения рисунка, до самой его смерти. Но в отличии от других форм изобразительного искусства, тату, служившее не столько причудливым украшением, сколько знаком принадлежности к тому или иному клану, роду, месту в иерархии, а также наделяющее, по верованиям их владельцев, магической силой, как вид творчества, было несколько недооценено. И такое положение сохранялось веками. И это несмотря на влияние, оказанное на весь мир. Впрочем, так было до недавних пор…
Цифровизация искусства
В наш чудный двадцать первый век повсеместной цифровизации нашли решение этой вопиющей несправедливости. Прогресс, к счастью, не стоит на месте. С каждым годом всё больше инноваций и технологий проникают в нашу жизнь, изменяя её, делая проще, а также заставляют пересмотреть свои взгляды и по-новому взглянуть на привычное и обыденное. Такой инновацией смогла стать NFT — технология, что перевернула мир деятелей искусства, дав новый виток развития в мире, где, казалось бы, уже нечему удивляться, и чуду места нет. Что это за технология и почему искусство перешло в виртуальную реальность?
По сути, это цифровой ключ, созданный на основе криптовалюты, причём уникальный и не взаимозаменяемый. Его нельзя уничтожить или заменить на другой подобный токен. Этакий сертификат неповторимости и уникальности цифрового объекта. Потому такой интерес в искусстве, ведь с помощью технологии NFT можно купить или продать любой цифровой объект: изображение чего-либо, 3D-объект, музыку и тому подобное за криптовалюту. Суть — регистрация права собственности на конкретный объект в блокчейне, который подтверждает право этого владения, а информацию о владельце нельзя заменить или удалить. Настоящая находка для всех людей от мира искусства, страдающих от кражи и копирования произведений.
Блокчейн работает вот так.
Эксперименты с этой технологией шли давно, с 2013 года, на основе скриптового языка Bitcoin. Но настоящий успех по этому направлению произошел в 2017 году, когда на блокчейне Ethereum разработали алгоритм для контроля, предоставления и создания информации о владении чем бы то ни было. А уже в 2021 году, в феврале, о чём даже сообщили СМИ, произошла первая продажа виртуального объекта искусства при помощи технологии NFT. Американский художник Майк Винкельманн выставил на нью-йоркский аукцион свою цифровую работу под названием «Ежедневно: первые 5000 дней», которую умудрился продать за весьма большие деньги — рекордные $69,34 млн. в переводе с криптовалюты Ethereum.
Коллаж «Ежедневно: первые 5000 дней» / «Everydays: The First 5000 days» Майка Винкельманна (Beeple)
Проданная картина представляет собою коллаж из 5000 изображений, которые художник кропотливо создавал на протяжении 13 лет, начиная с далекого 2007 года, причём делал это необычайно ответственно. Дав однажды себе обещание ежедневно выкладывать по одной работе, Майк не пропустил ни единого дня. Так к сегодняшнему дню у него собралось уже более пяти тысяч работ. Такой вот продуктивный товарищ.
А гражданин, купивший сей цифровой объект, на руках имеет как саму работу в виде изображения, так и токен, который сам по себе уникальный и содержит цифровую подпись художника. Помимо прочего, там заложена информация о времени создания этого произведения, о продажах если таковы были, записи о предыдущих владельцах. В общем, информацию в токен можно заложить любую.
Наглядная схема разделения на заменяемые и незаменяемые токены. Non-fungible — это невзаимозаменяемые товары, fungible — взаимозаменяемые, Intangible — нематериальные, а tangible — материальные. Именно благодаря этим токенам каждый желающий может без особого труда закрепить права на уникальный цифровой объект — картинку, видео или предмет в игре. Иными словами, NFT позволяет купить не сам товар, а право собственности на него, прикрепив токен с данными о владельце к файлу.
Потому появление площадок по продаже цифрового искусства не заставило себя долго ждать. Это прибыльно, это интересно и перспективно. За цифровизацией, как говорится, будущее. Уже сейчас предметы цифрового творчества можно купить или продать на тех или иных площадках, таких как OpenSea, Rarible, Mintable. Ничего сложного в использовании сей технологии нет. Чтобы создать NFT виртуального предмета, нужно завести кошелек Ethereum и загрузить в него свой предмет искусства. Всё, останется только дождаться счастливого покупателя, который решит приобрести права собственности на тот или иной цифровой объект. NFT-маркетплейсы возьмут лишь комиссию за свои скромные услуги в случае успешной сделки.
Логотип OpenSea.
Казалось бы, зачем всё это? Есть ли в этом какая-то выгода, или это просто очередное баловство для богатых и состоятельных? Но NFT и те предметы, что выкладываются по этой технологии, это не только возможность обладать чем-то уникальным для клиента, но ещё и инвестиция. Ведь токен, так или иначе, имеет свойство роста в цене, пусть и постепенно, а это прибыль.
NFT и искусство татуировки
И теперь, когда мы разобрались с технологией NFT, вернёмся к теме искусства татуировки. Появилась новая платформа — All Our Best, поставившая перед собою цель увековечить для потомков лучшие дизайны тату. Также на этой площадке художники могут покупать и продавать свои дизайны в виде цифровых объектов. Запустил её владелец пока небольшой, но примечательной сети тату-салонов под названием «Brave Tatoo», расположенной в Киеве. Зовут организатора Богдан Зленко. Он талантливый и по местным меркам известный художник, который с радостью поговорил с нами о своей новой платформе, татуировке, её эволюции и будущем, таким, каким он его видит для этой сферы в частности и искусства в целом. Для нас это прекрасная возможность более глубоко разобраться в цифровизации информации и понять, что движет людьми от мира искусства осваивать новую технологию.
Он рассказал, что к тату он пришел на волне тяги к свободе. А свобода всегда была самым привлекательным аспектом в творчестве и жизни. Так как в жизни он умеет только хорошо рисовать, то уже в восемнадцать лет Богдан крепко задумался, на что жить. Учитывая неформальный круг знакомств, где полно татуированных ребят, художник быстро смекнул, чем ему заниматься, благо потенциальные клиенты вот, рядом, бери и делай. Так, отдав этому ремеслу двадцать пять лет и открыв несколько салонов, в иной сфере деятельности Богдан себя уже не представляет.
По мере роста и развития Богдан пришел к мысли о NTF, про которую слышал, но пока не решался пользоваться этой возможностью, решив понаблюдать и побольше узнать, что это такое. Ведь на глазах разворачивалось самое настоящее столкновение технологий и творчества. Это обещало стать революцией, а люди от мира искусства в этот момент находились в самом авангарде нового зарождающегося движения. Обсудив эту тему со своим приятелем, Кириллом Мартыновым, который одним из первых оценил все прелести новых открывающихся возможностей платформы NFT и обладает на такие вещи замечательной интуицией, Богдан решил, что самое время вливаться в тренды.
Занятие татуировками — это его смысл жизни. Но «холст» не вечен, в виду смертности. Потому всерьез этот вид творчества в большинстве своём не воспринимается или носит даже предвзятый характер, в отличие от других форм искусства, скульптуры или живописи, к примеру. И даже если ты самый лучший и известный татуировщик, всё равно воспринимаешься, как человек из сферы услуг, а работы твои служат лишь фоточками для Instagram. Понты, как говорится, и не более того. Именно поэтому организация платформы NTF поможет изменить этот устоявшийся стереотип. Как считает Богдан, таким образом он продает не время, проведённое в кресле, а самый настоящий предмет искусства, который, благодаря этой технологии, останется в веках.
Потому для этой цели на платформу добавляются не старые работы, а новые. Каталога, из которого всё берется, как такового нет. Всё, что создаётся для этого проекта, уникальное. А потому, превращение этих работ в NFT даст им новый смысл в глазах людей. Ведь эта версия татуировки, трансформированная в «цифру», не подвержена загару и поистине архивная и восхитительная. Это еще больше повышает ценность татуировки, как в глазах владельца, так и общества. По мнению Богдана, будь подобная технология раньше, на заре его карьеры, они бы избежали множества проблем. К примеру, был случай, когда один давний клиент умер, а его сестра обратилась с вопросом о наличии эскизов его татуировок. Она хотела собрать своего рода каталог, но увы, подобных эскизов или хотя бы фотографий не осталось. Будь тогда подобные технология и площадка, можно было бы предоставить всем желающим клиентам цифровые версии их тату, которые потом можно передавать вместе с наследством детям. Подарок весьма приятный и памятный. Это по сути делает татуировки вечными.
Более того, в будущем эта NFT-платформа изменит образ работы мастеров и возымеет мгновенный эффект для популярных и востребованных мастеров. Добавит новый уровень ценности результатов, надо заметить, весьма кропотливого труда. К сожалению, в этой отрасли всегда будут мастера-художники, которые не делают ничего уникального. Они просто делают за ваши деньги то, что вы им скажете и покажете. Просто приносите изображение понравившегося рисунка или эскиза и получаете такую же копию, которая затеряется во времени вместе с её владельцем. А те, кто работает над созданием своего уникального стиля, смогут по достоинству оценить все преимущества платформы и технологии, ведь теперь ценящие их клиенты смогут иметь цифровые произведения искусства в дополнение к своим татуировкам. Потенциально, это может означать огромный сдвиг в функционировании отрасли татуировки.
Богдан предположил, что в перспективе эта технология может не просто изменить отрасль, а сделать это полностью. Ведь тату, как уже отмечалась, вещь личная, способная рассказать историю. И подобная платформа это хорошая возможность дать клиентам больше того, что они получают сейчас. Это не про расширение аудитории, это про большее количество опций и выбора. Это более разнообразная жизнь рисунков, которые создаются руками художников каждый день, ещё один уровень, возможность коллекционировать и делать это на более глубоком уровне, не только телом, но и «цифрой». И это совсем не влияет на направление развития тату-работ. Технология расширяет уже имеющиеся идеи и вдохновляет на дальнейшее развитие. Многие люди, с которыми говорил Богдан, и художники и потребители, спрашивали: «А чем NFT-тату будет отличаться от обычного? Ведь они выглядят совершенно одинаково.» Но суть в том, что продаются не эти три буквы NFT, продаются сами работы, сделанные лично художником, который по-прежнему ответственен за всё, что создал. Ценность определяет содержание. NFT — это просто инструмент, усиливающий идею, а идею, как правило, нельзя так просто уничтожить. В этом и смысл.
Будущее NFT
Подытожим. Технология пока новая, и несмотря на весь энтузиазм художников и авторов платформ, увы, пока всерьёз не воспринимается. К примеру, в начале марта одна IT-компания приобрела работу известного стрит-арт художника, известного как Banksy за $95 тыс., после чего в прямом эфире сожгла работу, таким образом создав NFT и увековечив её. Забавно, что художник своим полотном высмеивал всех тех коллекционеров, покупающих разного рода творчество за весьма большие деньги. На изображении показаны люди, участвующие в аукционе, где идут торги за картину с надписью «I can«t believe you morons actually buy this shit» / «Я не могу поверить, что вы, кретины, реально покупаете это дерьмо».
Но даже это не останавливает коллекционеров на пути к прекрасному и уникальному. За обладание таким предметом отдаются просто сумасшедшие деньги. В том числе и за оцифрованные объекты NFT, ставшие настоящим артефактом в эпоху интернетов. Обывателям, далёким от всех этих крипто-технологий сложно понять, что это за технология и почему она вдруг становится новой реальностью. Но так может сложиться судьба, что уже через несколько лет это станет нашей нормой и обыденностью, такой же, как оплата бесконтактным платежем картой или мобильным телефоном. К тому же, благодаря этой технологии, молодые и не пока ещё не очень известные художники уже сейчас могут зарабатывать большие деньги на своём ремесле. По версии CoinDesk, за февраль 2021-го покупатели потратили около 100 миллионов долларов на товары, не существующие физически. Например, арт-директор Halo Infinite Николя Бувье продал свой крипто-арт почти за 35 тысяч долларов, а бывший художник DC Хосе Дельбо заработал около двух миллионов долларов на рисунках Чудо-женщины.
Цифровая картина художника SloppyJ44 под названием Bubblegum Crisis. Сейчас стоит 2 тысячи долларов.
Уже сейчас NTF применятся для различных целей. Например, помимо сохранения коллекций тату, о которых мы упомянули выше, создают целые музыкальные альбомы или видео эпичных моментов со спортивных матчей или фильмов. Оцифровывают даже мемы или сообщения из твиттера, вконтактика и любой другой популярной социальной сети.
NFT-токены используют в играх для того, чтобы подтвердить владение виртуальными предметами — брони, оружия и скинами. Это нужно для того, чтобы игроки могли переносить предметы между своими аккаунтами, перепродавать их, а также с помощью токенов заявлять о владении.
Например, мем Nyan Cat принес своему создателю Крису Торресу $590 тыс., а первый твит Джека Дорси — основателя социальной сети Twitter — был продан в виде NFT за $2,9 млн.
Десятичасовая версия Nyan Cat.