Таксономия ЕС: проект закона о деятельности в ядерной и газовой областях
Евросоюз может уже к середине года принять решение о том, что АЭС являются «устойчивыми» — зелёными, устойчивый тут в контексте sustainable development «устойчивого развития» (также гармоничное развитие, сбалансированное развитие, т. е. когда развитие общества учитывает все факторы и не пренебрегает ничем, в т. ч. экологией). Еврокомиссия до середины января выдаст проект закона, который будет в течении нескольких месяцев рассматриваться Европарламентом. Газу повезло меньше и его готовы признать зелёным только в случае, если он поступает из возобновляемых источников (т. е. биогаз, причем не любой, а особо чистый). В случае принятия решения в Европе может начаться новый ренессанс атомной отрасли, так как в Европе назрело понимание, что без атомки в светлое зелёное будущее сейчас шагнуть не выйдет. Решение о признании атомки сильно лоббировалось Францией — где самая высокая доля АЭС в энергобалансе, а также странами Восточной Европы, так как у них без этой отрасли не будет сходиться баланс. Решение это будет важно, так как может придать новый импульс атомной отрасли.
Но новость об этом вызвала резонанс, внезапно, в Германии. Berliner Zeitung сообщает, что вице-канцлер Хабек (от партии Зелёных) и министр окружающей среды Лемке (тоже от партии Зелёных) выступили с резко негативной реакцией на такое решение:
Я считаю абсолютно неправильным, что Европейская комиссия намерена включить ядерную энергетику в таксономию ЕС по устойчивой экономической деятельности. Навешивать ярлык «устойчивая» на ядерную энергию — это неправильно по отношению к этой высокорискованной технологии. Атомная энергия — это форма энергии, которая может привести к разрушительным экологическим катастрофам и оставить после себя большое количество опасных высокорадиоактивных отходов, «не может быть устойчивой.
Собственно, ничего удивительного, что немецкие зелёные в правительстве выступают против атомки и апеллируют к её опасности (т. е. Чернобылю и Фукусиме), да и партия ещё с самого своего основания в 80-е последовательно боролась с атомной отраслью в любых проявлениях. Сама Германия, напомню, после Фукусимы по волевому решению Меркель решила полностью отказаться от АЭС и начать активно вкладываться в ВИЭ и СЭС. Правда, на этом пути немцы столкнулись с множеством проблем и их энергосистема в значительной мере пережила их благодаря подпитке от АЭС Франции, что не раз вызывало злорадство в т. ч. и у самих французов.
Так как Зелёные теперь входят в немецкое правительство, мнение их, как минимум, будет учтено, как максимум — станет основой для противодействия Германии планам Брюсселя. Если Германия станет главным фрондёром ЕС, то это будет мегаиронично, так как долгое время именно Германия была драйвером сплочения стран Европы вокруг институтов ЕС.