Невесомость и пустота

2d2cd834db1c9e81f96818ae934006f8.jpg

«Интересно, почему нить накаливания прогибается, ведь там же вакуум?» — спросила девушка, задумчиво глядя на лампочку. Фраза, произнесенная много лет назад в компании физтехов, среди которых был и я, сдетонировала наше специфическое чувство юмора, наложенное на юношеский снобизм и полнейшую не политкорректность, вызвав продолжительный громкий смех. Меня и моих институтских друзей очень веселили подобные мизансцены и истории, но если разобраться, хотя это и выглядело как типичный вопрос блондинки, в действительности это не говорило о девушке ничего плохого, кроме того, что, скорее всего, физика была ей безразлична и даже чужда, ведь связывать вакуум и невесомость — часто встречаемое заблуждение.

Это довольно обычно, что вещи, кажущиеся базисными, хорошо известными и элементарными тем, кто в теме, на поверку являются непонятыми или даже незнакомыми большинству или многим, и иногда это может немного шокировать. Я расскажу несколько историй из своей жизни, когда я пережил своеобразный инсайт, связанный с этим диссонансом и немного о практических выводах, которые я сделал.

Невесомость

Давайте сначала разберемся с гравитацией и вакуумом. Действительно ли это типичное заблуждение? Вы все это можете проверить сами. Задайте своим знакомым простой вопрос:

«Почему космонавты на орбитальной станции находятся в невесомости?»

Я задавал этот вопрос многим людям. Результат следующий:

Первое место: «Там нет гравитации» (или его варианты)
Второе место: «Потому что там вакуум» (та-тааам)

Правильных ответов от людей, не связанных хоть как-то с точными науками, почти не было.

Выборка, конечно, незначительна — может быть 20 — 30 человек, поэтому можете проверить и поделиться данными.

Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Гравитация, вакуум — абстракции, с которыми обычный человек редко имеет дело. В принципе, это скорее ожидаемо, но следующий пример заставил меня немного пересмотреть свой взгляд на окружающих.

Элементарно

Однажды, в студенческие годы, мой друг, репетиторствуя, сделал небольшое открытие. Объясняя отрицательные числа своему ученику, он осознал, что и его отец, инженер (и даже главный инженер), тоже не понимает, как все это работает и не может выполнить элементарные операции с этими мифическими объектами. Мы решили провести небольшой эксперимент и протестировали наших знакомых не физтехов. Результат скорее озадачил, чем рассмешил. Мы задавали простые вопросы, типа

  • 8×7 = ? (да да, таблица умножения)

  • -3 -2 = ?

  • -2 + 1 = ?

  • ⅓ + ½ =?

  • ⅓ * ½ =?

    и выяснилось, что существенный процент опрошенных не смогли пройти этот тест.

Опять-таки выборка небольшая. Люди обычно не любят, когда над ними проводят эксперименты, выискивающие в них изъяны, но, если ваши друзья обладают чувством юмора и готовы посмеяться над собой, то можете поспрашивать их.

Если ваши подопечные прошли этот простой тест, то можно начинать «зверствовать». Попросите их отнять 10 процентов от 100, а потом прибавить те же 10 процентов от оставшегося или, скажем, попросите взять десятичный логарифм от 100. Если и в этом случае тест пройден, то перед вами либо человек, любящий математику или профессионально работающий с цифрами, либо ответственный родитель, только что изучивший курс математики со своим чадом.

Но по моим наблюдениям люди без высшего технического образования заваливают тест с завидной регулярностью, и даже выпускники технических ВУЗов часто не могли его пройти.

И опять-таки соглашусь, что это ничего не значит. Ну, не нужны людям все эти дроби, отрицательные числа, логарифмы. В принципе, почему бы и нет, принимаю, хотя, это и было неожиданным для меня, и мне пришлось поднастроить свое восприятие мира с учетом новых данных.

Однажды в одну из наших поездок, мы остановились с женой в гостинице, которая была расположена на возвышенности. В первую нашу прогулку, когда мы спускались вниз в город, я заметил, что возвращаться в горку будет сложновато, на что жена возразила, что мы поищем другую дорогу. Я не упустил возможности посмеяться и даже немножко (женитьба все таки способствует развитию чувства деликатности) поглумиться, но в действительности она права, ведь можно найти и более легкую обратную дорогу, и это совершенно не нарушает закон сохранения энергии.

Так что абстракции абстракциями, а жизнь жизнью, но не всегда все так безобидно.

Что такое «думать»?

Одна знакомая будучи студенткой МГУ жаловалась, что не понимает, как решать задачки. Будучи дисциплинированной, очень работоспособной, она никак не могла освоить этот навык. О ее упорстве говорит тот факт, что на физфак она поступила с 6-го раза и смогла окончить университет с неплохими оценками, а также то, что она была мастером спорта по плаванию. Конечно, она могла решить типичную задачку, но не понимала, как решить что-то новое. Ну, я тоже не понимал, никто не понимал, но все же наши нейроны обладали этим свойством находить новые решения или творчески применять старые — ее нет. И это действительно было так, она не могла, хотя и старалась.

Она стала ученым. Наверно, сейчас вполне хорошо решает рутинные «complex» задачи и является ценным членом команды, но она не умеет решать «difficult» задачи (я пользуюсь терминологией, введенной в этой статье). Думаю, таких людей много. Является ли это проблемой? Нет, если они занимают правильные позиции, где от них не требуется решения подобных задач, но всегда ли это так?

Я вспоминаю историю о том, как мы смеялись над «тупыми американцами» (тогда это было в тренде), когда один из моих одногруппников вернулся из командировки и рассказывал, что у одного американского «ученого» вокруг его стола висели разные напоминалки и одна из них была такая: «нечетные числа: 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19, … (и так до 99); четные числа: 2,4,6,8,10,12,14,16,…(и так до 100)».

Зреть в корень

Но бывают и противоположные примеры. Мой хороший друг отличался тем, что его мысль легко и быстро могла расщепить сложную задачу, добравшись до сути буквально на лету. В условиях стресса его способности только усиливались, чему я всегда завидовал. Но часто он не мог объяснить или воспроизвести свой логический путь, да и был ли там путь?

Однажды он встретил своего друга детства, которого лет 30 назад научил играть в шахматы. В те времена, играя с половиной фигур, он легко обыгрывал своего ученика. И вот, так получилось, что его знакомый стал гроссмейстером. Подшучивая, гроссмейстер предложил сыграть 10 партий. Договорились о том, что если хотя бы одна партия будет сведена вничью, то ему засчитывается поражение. Первая же партия была проиграна! Гроссмейстер в первой же партии проиграл человеку, который не имел никакого разряда, не читал ни одной книги по шахматам и не посещал никаких секций!

Ощущение, что такие люди живут смыслами. Его всегда и везде сопровождал и сопровождает хаос. Стезя науки быстро стала тяготить моего друга, и он стал … художником, причем довольно известным.

Как я стал ПТУшником

Нужна ли способность решать «difficult» задачи в IT, а именно в сетях?

Может быть не всем, но такие люди безусловно нужны в команде.

Думаю, мало кто понимает, какие убытки несут компании из-за того, что этот навык в IT сильно недооценен, особенно в Европе, где я работаю уже довольно давно. Конечно, умные, хорошие детки здесь идут в юристы, финансы, менеджеры, бизнес… Иногда кажется, что к IT специалисту здесь относятся, как человеку, который вот не смог поступить в хороший институт, и ему пришлось поступить куда уж получилось. Мы (несколько ребят, перебравшиеся из России) тут шутим, что к нам относятся, как к ПТУшникам. И это сильно отличается от того, что было и есть в России, где в IT часто уходят сильные и даже лучшие.

Я постоянно здесь сталкиваюсь с результатами подобной отрицательной селекции. Это проявляется, например, в непродуманном дизайне сети, в сырой пресэйл подготовке, в неумении траблшутить. Я могу привести много историй на эту тему.

При собеседовании на позиции сетевого инженера мы, конечно, не задаем математические задачки. Но иногда хочется проверить, насколько человек умеет хорошо логически мыслить.

И вот, что я усвоил — нет смысла задавать задачки из хорошо известных и опубликованных списков, которые могут решить сходу лишь гении и те, кто уже знают ответы. Что можно этим проверить? Прочитал ли претендент ответ на эту задачку ранее или нет? Для меня умение мыслить — как музыкальный слух, он либо есть, либо нет. Для того, чтобы это определить не нужно заставлять повторять сложные музыкальные произведения, достаточно сыграть ноту и попросить ее пропеть. Если слух есть, то дальше уже можно развивать.

Задавать нужно что-то простое (но не тривиальное), может быть даже из детства, например:

«Если полностью открыть кран, то ванна заполнится за час, если после этого выключить воду и вытащить пробку, то вода полностью сольется за 2 часа. За какое время наполнится ванна без пробки, с полностью открытым краном?»

Как вы думаете, часто ли решают эту (или подобную) задачу без подсказок за разумное время?

В IT безусловно нужна способность думать и решать сложные задачи. Не обязательно все должны быть сильными, но сильные должны быть в команде, тимлид должен быть сильным, решение должны принимать сильные люди, умеющие думать, иначе, все будет плохо. При этом искры политических войн будут витать в воздухе, над болотом «зажгутся новые звезды», мнящие себя суперспециалистами, вся эта чехарда замкнется сама на себя, и хорошие инженеры, если даже случайно и залетят, будут изрыгнуты, или будут использованы как рабочие лошадки с клеймом «в принципе, разбирается, но…»

По моим наблюдениям такие системы редко эволюционируют. Если места теплые, то за них держатся, и это болото может булькать бесконечно.

© Habrahabr.ru