“Так ты хочешь кролика или нет?”: как простая автоматизация общения в Авито может принести вдвое больше лидов

11b5812ebc2ab44886f60942edb41255.png

Привет, Хабр! Меня зовут Владислав, и один из моих проектов — интернет-магазин карликовых кроликов. Сегодня по приглашению коллег из ChatApp, я расскажу, как автоматизировал свой бизнес. Нет, речи ни о каком роботизированном выращивании кроликов не пойдет — только о продажах. Для меня это был интересный опыт, который в итоге помог прийти к значительному росту показателей. В этой статье мы поговорим о программировании чат-ботов, об особенностях ведения бизнеса на АВИТО, а также немного о ботовой этике и эстетике. Текст будет интересен тем, кто является владельцем или открывает свой интернет-магазин, тем, кто сомневается, что чат-бот может быть этичным и удобным решением как для покупателя, так и для продавца.

aa5897fe8eb4263a6b943d27fc7d5d63.png

Если честно, я и сам раньше не думал, что для малого бизнеса актуальна автоматизация продаж. Поскольку я далек от программирования, идея создать какой-то алгоритм, обрабатывающий заявки, сначала казалась мне очень сложной. Но буквально год назад случилось то, что заставило меня думать об автоматизации по-другому. И это — ГОД КРОЛИКА!!!  

520d2951ba43323f140e824e7c50b612.png

Почему я решил автоматизировать контакты с клиентами?

Представьте себе ноябрь и декабрь 2022 года. Год Кролика — на носу. Количество людей, которые хотят подарить кому-то кролика, либо купить себе миниатюрное милашное создание — зашкаливает. Разумеется питомники подготовились к такому ажиотажу: основной окрол состоялся после 5 ноября, чтобы много-много маленьких крольчат успели подрасти к середине декабря.

Казалось бы, все хорошо! Но при этом нет никакой гарантии, что каждый пришедший к вам с вопросом человек действительно станет покупателем. Скорее наоборот, абсолютное большинство так и не купит кролика, чаще люди только присматриваются. Да, спрос становится выше, но в итоге выловить из потока заявок реальных покупателей становится еще сложнее.

Приведу в качестве примера нашу статистику: нам писали и звонили каждые 2–5 минут. Происходило это все с 7 утра…и до 4 утра следующего дня. Было три часа какого-то почти необъяснимого перерыва, а потом все снова и в том же объеме. В этой ситуации:

  • Мы теряли от 50% входящих заявок, потому что менеджер просто не успевал их разгребать

  • Несколько раз я сталкивался с тем, что менеджер мог просто не выйти на работу на следующее утро или сделать это, скажем, позже на 4 часа

  • В период высокого спроса практически ни одна заявка не обрабатывалась сразу

  • Некоторые уже подтвержденные заявки на покупку кролика оставались длительное время без ответа, потому что менеджер отвлекался на другие потоки общения

  • Иногда терялись оплаты, и это приводило к неприятным ситуациям с реальными покупателями

  • Разумеется, никакой фидбек не собирался, никакие опросы не проводились вообще, потому что менеджерам было не до этого

Как выйти из такой ситуации?

Во-первых, мне пришлось подменять менеджеров, которые не выходят на работу, тратить свое время, вместо того чтобы заниматься развитием бизнеса. Но в этом был и плюс, так как я увидел, что целый набор действий (особенно в начале обработки каждой заявки) — совершенно стандартный.

Во-вторых, можно было задуматься о расширении штата менеджеров, которые смогли бы обрабатывать все эти заявки. Но в этом случае возникал целый набор вопросов —, а что делать с ними, когда интерес к кроликам снижается? А как обучить их всех вести диалог правильно и контролировать соблюдение норм общения? Где взять для этого дополнительные деньги? И что делать, если одного менеджера снова не хватит — обучать 2 или 3?

В итоге начала созревать идея сделать чат-бота. Ей, правда, мешала мысль о том, что…

Я не люблю чат-ботов!!!

Да, именно так. Как клиент сотового оператора, банка и парочки маркетплейсов, я не люблю чат-ботов. Мне не нравится, что от них невозможно добиться нужного ответа, и приходится искать способ попасть на менеджера как можно быстрее. Поэтому в своем интернет-магазине я подходил к созданию чат-бота с особым пристрастием.

Мы работали с агрегатором мессенджеров ChatApp уже некоторое время, чтобы свести все коммуникации в один чат — обращения через сайт, мессенджеры и один из главных наших каналов поступления лидов — АВИТО. 

Однако отличительная черта АВИТО — трафик. Покупатели с АВИТО говорят вам: «Хочу здесь и сейчас!». Фактически, кто первый из продавцов ответит на запрос заинтересованного покупателя, тот и продаст. 15 минут ожидания — это потолок. А покупателя, разумеется, не интересует, 3 часа дня сейчас, или 3 часа ночи. А еще на Авито есть:

  • Конкуренты, которые просто отнимают время своими сообщениями 

  • Дети, которые не будут вообще ничего покупать

  • И, конечно, вопросы не по теме — «а у вас деревянные тумбы есть…или только кролики?». 

Или лосося предложат...

Или лосося предложат…

При высокой нагрузке на менеджеров все это надо отсекать. И я решил гнать трафик из Авито в мессенджер. Можно выбрать практически любой мессенджер, который вам удобен. Я выбрал WhatsApp и попробовал запрограммировать чат-бота так, чтобы он не напрягал пользователей своим ботовым дубизмом, общался похоже на человека, не выносил мозг и помогал как можно быстрее выйти на менеджера.

c5d58a92a962a162de62327a79f7a870.png

Получился вот такой сценарий. Когда я смотрю на него сам, он выглядит пугающе. Но это только кажется, потому что с технической стороны, я его делал, может быть, часа два и мысленно готовился к реализации, наверное, пару недель. Так что вопрос организации такого бота больше не технический, а организационный.

e8600205d02d223e11b0af96a1e8a254.png

Итак, что же делает наш кроликовый бот? Он открывает диалог и говорит: «Давай пообщаемся в WhatsApp», причем делает это через 5 секунд, чтобы у пользователя не создавалось отторжения (моментально отвечающие боты бывают очень невежливыми).

b2f709c2b77551526fb8cfb8615b53b9.png

Далее следует блок «ожидание», который необходим, чтобы не отправлять впустую новые сообщения. 

fda561a1843404818b52c66878d86c11.png6b6e2c5ec4a244fdf1cf575f8a3051ef.png2a4117358cfc019f2e9d8d0be6dad488.png

Разветвление происходит в том случае, если в присланном тексте есть цифра »9». Это, пожалуй, самый простой критерий, который позволяет с большой долей вероятности определить, действительно ли нам прислали телефон. Если цифры 9 нет, можно с уверенностью сказать:   

«Телефон неверный — укажите верный, пожалуйста»

e8b25fdbf214a2d754ed1f8e9c15aa82.png

Впрочем, если кроме проверки сообщения по критериям «это вообще номер или какая-то чушь», вам требуется действительно убедиться, что в сообщении прислали реальный российский номер телефона, в поддержке мне посоветовали использовать вот такое регулярное выражение:

^((+7×7|8)+([0–9]){10})$

Но вернемся к логике бота. После очередного ожидания, мы сообщаем клиенту, что ответ от питомника может быть только в WhatsApp.

«Тут отвечает менеджер, напишите в WhatsApp, там с заводчиком можно поговорить»

Такая петля продолжается несколько раз с увеличенным интервалом времени, чтобы напомнить написавшему нам пользователю, что он хотел купить кролика, клетку для него или что-то еще. А для тех, кто не хочет давать свой номер телефона можно запрограммировать бота передать наш телефон…опять же для связи в WhatsApp. В принципе вы сами можете попробовать, как это работает — сервис дает пробный доступ при первичной регистрации.

Статистика и ботовая этика

На момент апреля 2023 года только 30–40% людей отвечали на сообщения в АВИТО и мы с ними реально вели диалог. Через 2 месяца после внедрения бота мы получали примерно 80–90% лидов с АВИТО. Разумеется, далее пошел рост выручки — она поднялась в 2,5 раза в сентябре (по сравнению с 2022 годом), а в ноябре — в 3,2 раза (опять же год от года). Тут, конечно, сыграли свою роль и другие аспекты автоматизации, но я расскажу о них чуть позже.

Но самое интересное, что примерно 80% людей, которые писали нам в АВИТО, в итоге переходили на общение в мессенджере. И около половины из них мы потеряли бы как клиентов, если бы не начали диалог в АВИТО в первые секунды нашей коммуникации. 

Вы можете спросить: «Что насчет напоминания еще и еще раз о том, что мы готовы обсуждать кроликов в WhatsApp?» Я не поленился запрограммировать разные варианты сообщений, чтобы у клиентов было впечатление от общения с нормальным человеком. На самом деле, я и сам не слишком верил в эту петлю. Кому нравится, что бот его достает?

Но результаты оказались очень хорошими. Около 50% людей, которым мы продолжали напоминать о себе, все-таки пришли в WhatsApp.  

Почему этот происходит? Клиент, которому нужен кролик хотя бы теоретически, может написать 40 компаниям, может забыть про диалог в Авито.Мессенджере (кто им вообще пользуется регулярной основе?) и так далее. И практика показала, что если клиент хочет, он придет. 

1efff0b4b5a6046f43b934462a386192.png

А если кто-то спросил про табуретки, и теперь бот его достает вопросами о кроликах, нет ничего проще — он отправит бота в черный список, потому что он — не наш клиент, а мы — не его поставщик табуреток. 

Итоги и продолжение

Внедрение чат-бота, который консолидирует обращения и собирает их в один мессенджер, помогло мне сохранить лиды и увеличить конверсию на Авито с 30–40% до 80–90%. Это очень хороший показатель, как я считаю.

Из плюсов:

  • Бот не теряет заявки (даже ночью) кому-то ж нужен кролик в 3 часа ночи

  • Все клиенты, которые что-то от нас хотят, получают ответ

  • Мы уходим в комфортный для всех канал коммуникаций

  • Авито не блокирует отправку номера телефона, когда это делает бот

  • Менеджер и заводчик могут отвечать на вопросы в рабочее время 

Из минусов:

  • Хотя и в графическом режиме, бота все-таки нужно запрограммировать

  • Перед программированием нужно все продумать, составить план коммуникации, чтобы бот вел себя адекватно

  • Нужно потратить время и позаботиться о «ботовой этике», чтобы столкновение с ботом не создавало негатива для покупателей

Кроме этого я получил экономию, наверное, 30 000 — 60 000 р в месяц, так как мне не пришлось нанимать еще одного менеджера для чата и работы с клиентами. Проще заплатить боту 2000 — 6000 р в зависимости от количества поддерживаемых мессенджеров и прочих наворотов (подробнее посчитать и посмотреть тарифы у ChatApp заинтересованные могут тут), чем платить менеджеру (который сначала будет так же косячить, как и другие менеджеры) каждый месяц по 30 000 р — 60 000 р.  

Это не домыслы. Я пробовал на месяц пригласить дополнительного сотрудника, но это не решило проблему от слова «совсем». А вот бот работает днем и ночью, без почасовой оплаты. При правильной настройке бот может сам выявлять потребности и сам продавать в чатах. Но тут речь идет уже про другого бота, который появился, когда я занялся автоматизацией обработки заказов в остальных каналах, а также привязкой бота к оформлению заявок через сайт (он у меня на Tilda). Кстати, это тоже очень интересная история, и как раз она в итоге помогла повысить выручку более чем в 2 раза при достаточно скромных затратах с моей стороны. Об этой части нашей дружбы с ботом я подробнее расскажу в следующей статье.

© Habrahabr.ru