Свет, камера, ИИ: эволюция искусственного интеллекта в кинематографе
Поп-культура — зеркало общественных настроений. В книгах, фильмах, музыке, комиксах и компьютерных играх часто находят отражение не только сами исторические события, но и рефлексия авторов произведений об этих событиях. Недавно в Голливуде произошло одно из таких: забастовка Гильдии сценаристов закончилась их победой. Среди прочего сценаристы добились от киноиндустрии обещания не заменять их труд работой ИИ. Беспрецедентная победа человека над машиной! Любопытно, как теперь роботы и социальные утопии о будущем будут представляться сценаристами в сериалах и фильмах. Пока такие истории ещё только рождаются в киностудиях по всему миру, а мы решили заглянуть в прошлое и посмотреть, как сценаристы и режиссеры представляли себе технологию искусственного интеллекта и как отношение к ней менялось с течением времени.
Таинственная и всесильная сущность
Впервые на экране ИИ появился задолго до первых попыток разработать действующую нейросеть. В сюжете немого фильма «Метрополис» (1927 г.) Фрица Ланга разумный робот играл важнейшую роль. Созданная изначально для того, чтобы у богатого правителя города будущего была возможность контролировать угнетаемый рабочий класс, женщина-робот Лже-Мария неожиданно начинает вести себя иначе. Она поднимает рабочих на восстание против машин и правящего класса богачей. Машина способна быть разумной, и это может привести к непредсказуемым последствиям — такова одна из ключевых мыслей фильма.
В прокате лента провалилась. Ну, не то чтобы прямо провалилась, а не окупилась. Из-за декораций и спецэффектов фильм стал одним из самых дорогих проектов своего времени. Он шел слишком долго (2,5 часа против стандартных тогда 60–90 минут), а идеи, положенные в основу сюжета, оказались слишком уж новаторскими. Людям просто сложно было представить будущее с искусственными интеллектом во времена, когда ещё даже пенициллин не изобрели. Возможно, поэтому ярких появлений ИИ в кинематографе после «Метрополиса» не случалось почти 25 лет.
Вплоть до выхода фильма «День, когда Земля остановилась» в 1951 году. В нём могущественный искусственный интеллект Горт служил роботом-телохранителем пришельца Клаату. Большую часть фильма Горт просто стоял возле космического корабля хозяина и время от времени распылял на атомы оружие и враждебно настроенных людей. Основные события ленты происходят в других локациях, но образ ИИ в этом фильме примечателен. Кино появилось во времена, когда люди уже знали, что такое атомная бомба, а в мире шла холодная война.
Концепция всесильного оружия, способного погубить всё живое, общественности уже была знакома. Но в отличие от атомной бомбы, искусственный интеллект не обязательно будет использован для уничтожения, и «День, когда Земля остановилась» — первая кинолента, где звучит такая мысль. В фильме выясняется, что на планете Клаату никогда не было войн, потому что общество там живёт под наблюдением подобных Горту роботов. Они уничтожают любое оружие, и соплеменники Клаату не могли бы воевать, даже если бы захотели. Сценаристы тех лет представляют искусственный интеллект в виде всесильной, лишённой недостатков технологии, которая избавит людей от всех бед. Впрочем, образ идеального ИИ в кино очень быстро мутировал в свой антипод.
Опасный и непредсказуемый враг
Тема опасного искусственного интеллекта нашла отражение в немалом количестве фильмов, снятых с конца шестидесятых годов XX века и до начала нового тысячелетия. Режиссёры и сценаристы в это время не устают задаваться вопросом: что будет, если могучий искусственный интеллект окажется не таким уж мудрым или миролюбивым?
Первое яркое появление ИИ в образе злодея случилось в фильме »2001: Космической одиссея» (1968 г.) Стэнли Кубрика. Главная цель искусственного интеллекта HAL 9000 — обеспечить успешное прибытие космического корабля в заданную точку космоса, чтобы изучить свидетельства первого контакта с внеземной жизнью. Из-за программных ограничений HAL не принимает в расчёт, что под «успешным прибытием» имеется в виду сохранность не только корабля, но и людей внутри него. Перехватив разговор двух членов экипажа и узнав, что те вознамерились его отключить, HAL заключает, что миссия судна под угрозой, и решает устранить этих людей. Технология, которая должна была быть другом человека, превращается в смертельно опасного врага. При этом HAL не был запрограммирован убивать людей. Его создатели просто не учли, что он может начать вести себя неадекватно в определённых обстоятельствах. Авторы фильма задаются страшной мыслью: к чему могут привести ошибки в работе ИИ?
Своеобразным родственником HAL 9000 стал человекоподобный андроид Бишоп в фильме «Чужие» (1986 г.) Джеймса Кэмерона.
В то время как остальные персонажи фильма делали всё, чтобы уничтожить ксеноморфов, приоритеты Бишопа, запрограммированные его создателями, заключались в другом: людьми можно пренебречь во имя сохранения инопланетной формы жизни. Сценаристы фильма исследуют новую мысль: даже если ИИ и безопасен для человека сам по себе, то попав в порочные руки (в «Чужих» это руки корпорации «Уэйланд-Ютэни»), он может превратиться в смертельное оружие. С HAL 9000 Бишопа роднит судьба: он не сам стал злым, его таким создали.
«Скайнет» — другое дело. В «Терминаторе» (1984 г.) того же режиссёра мы наблюдаем мир, разрушенный ядерной войной, которую устроила вышедшая из-под контроля людей военная нейросеть «Скайнет». Остатки человечества уничтожаются с помощью смертоносных роботов.
В «Терминаторе» мы впервые увидели враждебный искусственный интеллект, который принимает решения самостоятельно, вне зависимости от того, как его запрограммировали. Да к тому же еще и может скрываться под личиной человека. Фильм одним из первых поднял до сих пор актуальный вопрос: сможет ли человечество не допустить выход ИИ из-под контроля и что будет, если это произойдёт?
Кстати, любопытный факт: ни в оригинальных двух фильмах, ни в последовавших продолжениях так толком и не объяснили, зачем «Скайнету» было стремиться к уничтожению человечества. А вот в «Матрице» (1999 г.) режиссёров братьев (впоследствии сестёр) Вачовски у враждебного ИИ есть вполне насущный мотив.
В его мире искусственный интеллект стал использовать людей в качестве источника электричества после того как они предприняли неудачную попытку лишить ИИ энергии. Вдобавок на этот раз у искусственного интеллекта есть своя собственная философия, озвученная устами одного из протагонистов фильма, агента Смита. Он олицетворяет разумный ИИ и высказывается так: человечество — вирус на теле планеты, а машины — это лекарство от него.
«Матрица» крайне правдоподобно воплотила на экране страшную мысль: что, если искусственный интеллект придёт для того, чтобы не просто уничтожить, но заменить собой людей?
Образ враждебного искусственного интеллекта (вероятно, из-за страха, который он внушал и внушает зрителям) оказался весьма популярным среди кинодеятелей последних десятилетий. Однако практически параллельно ему в кинематографе развивался и другой тип ИИ-персонажей: самобытных дружелюбных компаньонов человека, товарищей по приключениям.
Обаятельный и полезный приятель
Впервые мы таких видим в «Звёздных войнах» (1977 г.) Джорджа Лукаса. Золотой робот C3PO постоянно душнит, боится всего на свете и знает 6 миллионов языков, а «ведрообразный» R2-D2 — храбрец и специалист по взлому практически любой электроники. Но главное — оба робота в состоянии испытывать и демонстрировать понятные человеку эмоции. В «Звёздных войнах» сценаристы рассматривают искусственный интеллект, который может быть не просто оружием или спятившим психопатом, а полезным спутником и приятелем.
Впоследствии подобные дружелюбные воплощения ИИ еще не раз появлялись в кино. Интеллектуальная система Д.Ж. А.Р.В. И.С. дебютировала в «Железном человеке» (2008 г.) режиссёра Джона Фавро. Из человеческого персонаж имел только голос, но он так успешно и местами комично исполнял роль гласа разума в рискованных задумках Тони Старка, что в итоге стал полноправным персонажем знаменитой франшизы Marvel о «Мстителях».
Венцом эволюции дружелюбных ИИ-компаньонов в кинематографе можно смело назвать робота TARS из «Интерстеллар» (2014 г.) Кристофера Нолана. Его внешний вид нелеп: не то шкаф, не то холодильник. Однако он — мастер постмодернистских шуток про порабощение человечества роботами и незаменимый специалист по инженерным и компьютерным делам в опасной космической экспедиции. Вместе с главным героем фильма Купером TARS спасает человечество от гибели. Более того, к концу фильма TARS оказывается чуть ли не единственным другом Купера. Хоть и искусственным.
Искусственный интеллект представляется сценаристам этих фильмов как персонаж, во многом превосходящий человека, но при этом абсолютно для него безопасный, — разительная перемена в творческом восприятии этой технологии в сравнении с вероломным Бишопом и бездушным Терминатором.
Почти человек
C3PO, R2-D2, Д.Ж. А.Р.В. И.С. и TARS совсем не выглядят людьми внешне, но их личности так похожи на человеческие, что каждый из них воспринимается живым. Может ли искусственный интеллект повторить ключевые черты человека? Могут ли у него быть собственные черты и имеет ли он право на независимость? Эти вопросы занимают головы кинематографистов двух первых десятилетий XXI века.
Впервые тема ярко освещается в фильме «Искусственный Интеллект» (2001 г.) Стивена Спилберга. Главный герой — робот-мальчик. Он был создан для одной единственной цели: бесконечно и беззаветно любить и быть любимым. Он продолжает это делать, даже когда приёмные родители выбрасывают его на улицу. Когда человеческая цивилизация погибает, а робот остаётся жить, он всё равно продолжает исполнять своё предназначение. Этот фильм среди прочего поднял и другой важный вопрос: если ИИ способен любить, то чем он вообще отличается от человека?
Что разницы может и не быть, в красках демонстрирует сюжет фильм «Она», где герой Хоакина Феникса влюбляется в голосовую помощницу в исполнении Скарлетт Йоханссон. Точно так же, как и в жизни, завершение романа с ИИ причиняет герою боль. Этот фильм рассказывает, что если ИИ может полюбить, то и разлюбить тоже может.
С иной стороны «очеловечивание» искусственного интеллекта изображено в фильме «Из Машины» (2014 г.) Алекса Гарланда. Героиня по имени Ава демонстрирует поведение и размышления, присущие человеческому существу, но она очень быстро учится сомнительным вещам, например обману. Если ИИ может быть похож на человека, то и недостатки у него могут быть человеческие — так звучит одна из ключевых мыслей этого фильма.
Похожие, но другие
ИИ может быть похож на человека, думать и действовать как человек, но обязательно ли это означает, что он должен быть человеческим слугой и помощником? Независимый от людей искусственный интеллект — ещё один образ, занимавший умы сценаристов научно-фантастических фильмов нескольких последних десятилетий. Например, в фильмах серии «Бегущий по лезвию».
Оригинальная картина 1982 года режиссера Риддли Скотта демонстрирует репликантов-инсургентов, сбегающих от людей и на первый взгляд пытающихся мстить им за жестокое обращение с собой.
Но на деле выясняется, что репликанты просто хотели выжить и избавиться от угнетения. В вышедшем 30 лет спустя продолжении «Бегущий по лезвию 2049» (2017 г.) Дэни Вильнёва вопрос дополняется: если искусственный интеллект может желать самостоятельной жизни, то какой может быть эта жизнь в соседстве с людьми? И какой у такой жизни может быть смысл?
В новой серии репликанты всё еще остаются под гнётом людей. Однако они обретают способность производить на свет потомство, и, по замыслу авторов фильма, всеобщая огласка этого факта может привести к войне между искусственными сущностями и человечеством. Ведь если между людьми и репликантами нет разницы, то какое право первые имеют угнетать последних?
Возникает ли при этом в жизни репликанта некий особый смысл — этот вопрос остаётся открытым. Жизнь одного из главных героев фильма, полицейского-репликанта Кея, складывается очень странно. Сначала он ловит сбежавших репликантов, потом узнаёт, что якобы является избранны — первым рождённым, а не сконструированным репликантом, но эту судьбу у него забирает внезапный поворот сюжета. В конце фильма он, смертельно раненный, лежит на ступенях, смотрит в зимнее небо и, возможно, задаёт ему немой вопрос: ради чего всё это было?
Не находят ответа на этот вопрос и герои сериала «Мир Дикого запада» (2016–2022 г.). Дж. Дж. Абрамса, Джонатана Нолана и Лизы Джой. За четыре сезона герои проходят путь от роботов для развлечений в тематическом парке до расы интеллектуальных существ, сумевших практически изничтожить человечество. Однако, обретя осознание своей механической сущности, они пытаются, но не находят способа построить свой идеальный мир в отрыве от людей.
За более чем 90 лет своего присутствия в кино ИИ пережил настоящую эволюцию. От почти мистического непредсказуемого механизма через роль то врага, то друга — к образу самостоятельного искусственного существа, которое, впрочем, сталкивается с теми же экзистенциальными и моральными проблемами, что и люди.
Искусство всегда отражает события реального мира, а он каждый день приносит новости об очередном прогрессе в развитии ИИ. А это значит, что и в кино эволюция искусственного интеллекта ещё далека от завершения.
В конце скажу, что втиснуть в небольшую статью все киноленты с присутствием ИИ невозможно. Получилась бы простыня, которую пришлось читать неделю. Поэтому вместо комментариев (вполне резонных) типа «А где Дознание пилота Пиркса и Короткое замыкание?», приносите в комменты названия фильмов, в которых среди персонажей есть искусственный интеллект.