Сухозаряженный аккумулятор хранился 28 лет, и его ввели в эксплуатацию

Привет, Хабр! Для одного исторического автомобиля попытались ввести в эксплуатацию новую сухозаряженную аккумуляторную батарею 6СТ-60ЭМ, хранившуюся с 1992 года. Посмотрим, что из этого получится.

dumu03nrlpkeytc9ds4mpbda4zw.png

<habracut>.

Пробки за это время открывались всего один раз, потому будем надеяться, что кислород и влага из воздуха не навредили пластинам. Пробки сухозаряженных АКБ герметичны, при вводе в эксплуатацию с них срезается выступ, открывая отверстие для выхода газов.

6yn_sjbjc88rjwiomox81suc0xi.png

Плотность заливаемого электролита 1.27 — 1.28, исходная температура 18.7 по Цельсию.

kxritxwiys_p9imze8uwlr4ar5e.png

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ, оно же ЭДС без нагрузки) за 30 минут после заливки выросло с 10.0 до 11.52 вольт, температура поднялась до 37 градусов. Через 40 минут плотность 1.18.

optdy8pa7hwee8tjcumysn7m2rk.png

Через 80 минут после заливки НРЦ 11.86, плотность 1.15, температура 42 градуса.

p1u8e9uylocpwqdyrzn60c3oxhq.png

Температура держалась, аккумулятор оставили на ночь.

sn8dt-8sdtmsm4cdpsqdkimu0vi.png

Реакция включения шла 8 часов. Первые полтора часа НРЦ быстро росло, затем росло медленее и стало снижаться вследствие остывания аккумулятора.

ti5sg7yl92blcnkrpcxgmyj0sdi.png

Резкий спад на графике произошёл, когда АКБ покачали для перемешивания электролита и ускорения выхода пузырьков.

s5w10zhkc7sa9wh3nojdk4nhigm.png

Тестер показал здоровье АКБ 30%, пусковой ток 68 из 225 А по DIN, внутреннее сопротивление 24.9 мОм и НРЦ 11.69. Вердикт — зарядить и снова проверить.

ngytyp28mds4__can8kylfoyupm.png

Плотность по банкам от плюса к минусу составила: 1.14, 1.125, 1.12, 1.14, 1.13, 1.12.

1_kzu9n_w5oigwjsqux1n8qy6cy.png

Заряд до напряжения 14.8 длился сутки, батарее сообщено 78.6 А*ч.

qi-lihmzwwdfwdffbxhenbaiwum.png

Плотность во всех банках стала 1.28, кроме минусовой 1.225. Решено зарядить отстающую банку отдельно, благо этому способствует наружное расположение перемычек.

sb8layc_tatjntyka6htsqgavho.png

Через 8 часов плотность в минусовой банке составила 1.28. Ставим батарею под буфер 13.2 вольта… на целый месяц. По сравнению с 28 годами хранения не так уж и много.

nil7m18ecakxirknfq5forkol0y.png

После 3 суток отстоя тестер показывает здоровье 93%, DIN 211 А из 225, 7.97 мОм, 12.67 В, вердикт — батарея хорошая!

v8ftikgu6fqp5dw_lpfdcvtqhyo.png

Перед контрольно-тренировочным разрядом скомпенсируем саморазряд за эти трое суток, батарея ведь старинная. Задаём CV 14.4 В.

kk9bmoel-n7vuiocdsso0bwyduw.png

Заряд длился 6 часов, батарее сообщено 4 А*ч.

axsbyrumnv681hwyyfxapnrwhcu.png

Разряжаем 20-часовым током до 10.5 вольт.

mkr-m6pcn-iagn6zaquvyxxm2b4.png

Из заявленных 60 батарея выдала почти 64 ампер*часа. ЭДС после снятия нагрузки составила 11.03 В.

houtgsug_ix31cwqwycwbfsd9li.png

После 30 минут отстоя НРЦ стало 11.22. Здоровье 32%, 73 А, 23.01 мОм. Вердикт — зарядить.

27vbdih19udcicw4mdyueo9bkzu.png

Во всех банках почти вода, вся кислота в намазках — в виде сульфатов. Реакция Гладстона-Трайба осуществилась по полной программе.

pmosizbglhw-7bocswe5nuasvpg.png

Побаночно измеряем напряжение от минуса к плюсу, получаем 1.86, 1.85, 1.88, 1.86, 1.84, 1.87.

oayvtupqk17fcnjoss3snlunfty.png

За 21 час заряда батарее сообщено 71 А*ч, плотность от минуса к плюсу 1.255, 1.255, 1.27, 1.26, 1.26, 1.26. Напряжение пока не дошло до заданных 14.8, заряд продолжается. После завершения имеем 1.28, 1.275, 1.29, 1.285, 1.28, 1.28.

Теперь сравним 28-летний 6СТ-60ЭМ с современным Ca/Ca LADA 6СТ-62VL, бывшим в употреблении полтора года.

Старичок: здоровье 90%, пусковой ток 204 из 225 А по DIN, 334 A по EN, 8.26 мОм и НРЦ 12.66, батарея хорошая.

ome3bnfvmafnbv7zdpjz5ux6aye.png

Лада: SoH 100%, 612 из 600 А EN, 4.51 мОм, 12.81 В, батарея хорошая.

7p3dzalf_08ziafgz1rdbdsqgay.png

Итак, при почти равной номинальной ёмкости у современной АКБ показания пускового тока почти в 2 раза выше, внутреннее сопротивление почти в 2 раза ниже, чем у антикварной. Ёмкость старой АКБ по факту проверили разрядом, она оказалась даже выше номинальной. А пусковые характеристики в два раза хуже современной.

Старая АКБ под вилкой 200 А просела с 12.67 до 9.63 В.

n6goffaft7ilrr6zqz-h4yq5g88.png

АКБ Лада под вилкой 200 А просела с 12.83 до 10.49 В.

6u_z6ufdytcberktll8hi4fpwq0.png

Масса антикварной АКБ 23.7 кг, что составляет 4 кг на 10 А*ч ёмкости.

-spr_ngof-gh5nb_rx47e0k4trc.png

Масса АКБ Лада 15.1 кг, это 2.5 кг на 10 А*ч.

mlki7s3k9av6pksmaixifodar24.png

Важнейшая характеристика стартерной АКБ — пусковой ток. Путём нехитрых расчётов получаем, что современные аккумуляторы дают пусковой ток на килограмм массы в 3 раза выше выпускавшихся 3 десятилетия назад.

Тем не менее, аккумулятор из начала 90-х годов прошлого века получилось ввести в эксплуатацию, он работоспособен, и теперь несёт службу под капотом антикварных милицейских Жигулей.

kjguowmgpph7olg2qxmjnmdab5u.jpeg

© Habrahabr.ru