Школа юных управленцев
Люди сейчас «новая нефть», и только ленивый не говорит о том, как важны soft skills.
Так было не всегда. Менеджмент как таковой в нашей стране появился только в девяностые. Жизнь тогда била ключом, страна менялась на глазах. Менялись и мы с друзьями: многие тогда начали управленческую карьеру.
Не всё было гладко. Интернета ещё не было, социальных сетей тоже. Приходилось читать много книг и периодики. К сожалению, западные методики на постсоветскую действительность так просто не ложились.
Мы с друзьями собирались на кухне, обсуждали попытки внедрения прочитанного и разбирали интересные случаи из практики. Это всё и сформировало наше общее видение мастерства управления.
Руководитель не может быть успешным без знания и умелого применения принципов, изложенных в базовых учебниках по экономике и менеджменту.
В основе основ
Есть великое множество отличных учебников по этим дисциплинам, но мы в своё время остановились на «Практике менеджмента» Питера Друкера и «Экономикс» Макконнелла и Брю. Так сложилось исторически.
Сразу замечу, что изложенные в этих трудах базовые принципы экономики и управления начинают работать в проектной деятельности только после «обработки напильником». Но если эти принципы не знать, их приходится всякий раз изобретать заново.
Кстати, тема «обработки напильником» была блестяще раскрыта Тимоти Листером и Томом Демарко в книге «Человеческий фактор: успешные проекты и команды». Затем последовал «Deadline: роман об управлении проектами» Демарко, самая светлая книга об управлении разработкой, которую я когда-либо читал.
А вот самая тёмная и мрачная: «Смертельный марш» Эдварда Йордана…
Должен сказать, что чёткое понимание причин наших управленческих неудач к нам пришло только при разборе книги американского психиатра Эрика Бёрна «Люди, которые играют в игры».
Оригинальное название книги дословно переводится: «Что вы говорите после того, как поздоровались?». Основная идея книги это ритуалы и упорядочивание времени с помощью этих ритуалов.
В книге Бёрн вводит понятие «жизненного сценария», который формируется «родительским программированием», и даёт примеры таких сценариев на основе свой клинической практики. Там же вскользь упоминается Юнг с его «архетипами», т.е. неким бессознательным содержанием, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым.
В примерах автор многократно подчёркивает, что ребёнок зачастую слышит в словах взрослых свой контекст, и что жизненный сценарий пациента можно определить по любимому герою сказки.
Примечательно, что особенностью архетипа является то, что он входит в сознание только тогда, когда соединяется с личным опытом. Мы решили проверить это на практике и замахнулись на святое, на «Курочку-Рябу».
Архетипичность Курочки-Рябы
Сказку про Курочку-Рябу знают все. Короткий текст буквально растащен на цитаты. Скажите: «Мышка бежала.» Вам тут же ответят: «Хвостиком махнула.» Часто употребляются выражения: «не простое, а золотое» или «бил-бил, не разбил.»
При этом какой-то одной морали у этой сказки нет. Все её понимают по-своему. Дети видят в сказке волшебство, взрослые воспринимают её с точки зрения своего опыта.
В качестве примера приведу три трактовки сказки от людей одного возраста, которые пять лет учились в одной группе в институте.
Курочка-Ряба с точки зрения пирамиды Маслоу
Дед и Баба имеют базовые потребности в пище и безопасности. Они получают от Курочки-Рябы золотое яйцо и пытаются использовать его по обычному назначению, т.е. съесть. Яйцо при этом не удаётся даже разбить.
Яйцо было положено на полку для сохранности, но пробегающая мышь столкнула его и разбила. Яйца нет; пищи нет; жилище, где мыши портят имущество — небезопасно.
Вывод: когда есть нечего, простое съедобное яйцо нужнее золотого.
Курочка-Ряба с точки зрения «что имеем, то не ценим»
Дед и Баба получают настоящий подарок судьбы: золотое яйцо. «Что имеем, то не ценим»: они зачем-то пытаются это яйцо разбить. Когда же яйцо разбивается, они сильно расстраиваются. «Потерявши, плачем.»
Курочка-Ряба с точки зрения проектной деятельности
Продукт проекта (яйцо) получился просто золотым. Испытания прошли «на отлично» («били-били, не разбили»).
На эксплуатации же оказалось, что любая мышка может разбить изделие, что называется, одним движением хвоста.
Вывод: всё предусмотреть невозможно.
Что дальше
Этот короткий эксперимент показал нам тогда, что универсальных методик и сценариев в искусстве управления людьми нет. Каждый человек воспринимает всё по-своему и действует согласно своим представлениям о добре и зле.
Однако, у людей намного больше общего, чем может показаться, и это внушало оптимизм. Оптимизм подкреплял «Deadline: роман об управлении проектами» Тома Демарко. И это уже другая история…
Дешевые VPS-серверы Маклауд быстрые и безопасные.
Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!