Субпиксельный рендеринг произвольных векторных изображений (Haarmony LCD)

Субпиксельный рендеринг (вики)— способ увеличить видимое разрешение LCD или OLED дисплея путем рендеринга пикселей с учетом свойств экрана. Используется тот факт, что каждый пиксель экрана фактически состоит из отдельных красных, зеленых и синих субпикселей.

В посте я хочу рассказать о методе Haarmony LCD, который применяется в последних версиях freetype, и как его адаптировать для произвольных векторных изображений и конфигураций субпикселей.

ni7exr_pyjeomvq7aq9_lruxrdm.jpeg


Как выглядят исходные изображения

ykrobm-ib8h6brbrqy0nqlhqqp4.jpeg

Фотографией, сложно передать преимущества. Для сравнения можете посмотреть на следующую картинку. Если одна из конфигураций пикселей такая же, как у вашего монитора, разница должна быть существенной.

tikj4bfskdo86zed7dc5f35h9qi.png

Ко мне обратились создатели U•HODL с предложением адаптировать субпиксельный рендеринг для их устройства. Устройство — миниатюрный криптокошелек с 0.96» OLED экраном (120×180). У них в блоге (англ.) описано, как они внимательно относится к удобству, и как выжимают максимум из небольшого экрана. Поэтому им был необходим SPR для иконок и текста.

В интернете можно встретить описание механизма ClearType, который используют в Windows. Лучшее описание, на мой взгляд, на сайте grc.com. Дальше короткая выжимка для тех, кому неинтересно вдаваться в подробности. ClearType состоит из двух этапов:


1. Текст рендерится с шириной в три раза больше оригинальной

Каждый пиксель рендера отвечает за один цветной субпиксель:

3opnkuorzosa7fig49nfweyakna.gif

Если просто вывести такой текст на экран, будет видна цветовая аберрация на краях букв:

ghvm5jbrjcjugmpk6lcmbbu_cxa.gif


2. Фильтр менять цвет (но не яркость) соседних пикселей

И восстанавливает локальный цветовой баланс:

-d53qxrfru1mh23jc4wdna0qysm.gif

У этого метода несколько недостатков:


  1. Не очевидно, как его применять с цветными изображениями
  2. Фильтр усложняется, если субпиксели не на одной прямой (чуть ниже будет конфигурация экрана)
  3. Сам фильтр защищен патентом Майкрософт. Возможно кто-то помнит, что по-умолчанию в ранних версиях freetype субпиксельный рендеринг был отключен из-за патентов.

И тут на помощь приходит алгоритм Haarmony LCD. Кроме письма его автора, в интернете практически нет информации про алгоритм. Но, сам алгоритм прост и интуитивен. Надо 3 раза отрендерить текст со смещением равному смещению субпикселя, и сложить цветовые каналы.

Допустим, если у вас есть матрица такой конфигурации:

cdq7rslrqlr6fba-vy8tyqk2eik.jpeg

Вам надо отрендерить и сложить:


  1. Синий канал со смещением -0.25 пикселя по горизонтали
  2. Зеленый канал со смещением +0.25 пикселя по горизонтали
  3. Красный канал со смещение +0.5 пикселя по вертикали

Схема рендера будет приблизительно такой.

wsehokihigpyy8rs1n0adk4dxym.png

Легче всего оказалось рендерить SVG изображения. Просто смещая viewBox (3 раза), заменив :

viewBox="0 0 120 180"

на

viewBox="0.25 0 120.25 180"

Пример рендера иконок:

ctv0baum2y7x9kebbfsjhu0wzos.jpeg

Изображения:

k2vyyivqkzc8czf-vovmxfrdx2a.png

Внимательный читатель мог заменить на изображениях цветную шахматку. Это связано с тем, что дисплей для которого разрабатывался алгоритм имеет приблизительно такую матрицу:

em--2spiqcigwao8g98ggts56ly.png

То есть, субпиксели на четных и нечетных строках размещены зеркально. В таком случае, достаточно отрендерить с двумя разными конфигурациями, и взять четные строки из одного изображения, а нечетные с другой.


П.С. mcufont

Если вам необходимо использовать субпиксельный рендеринг в mcufont (библиотека для рендеринга шрифтов на микроконтроллерах), надо пропатчить encoder/freetype_import.cc и установить там Haarmony LCD режим FT_Render_Glyph (face→glyph, FT_RENDER_MODE_LCD). А на выводе текста не забывать, что ширина букв будет в 3 раза больше необходимой.

© Habrahabr.ru