Старый новый винил: Его особенности и свойства
Виниловые проигрыватели и аксессуары
В 35-м выпуске подкаста «Звук» мы возвращаемся к одной из наших любимых тем и говорим о виниле с Керимом Татевяном.
[Прослушать этот выпуск]
[Подробнее о подкасте «Звук»]
Свежие выпуски подкаста:
Другие выпуски подкаста
Алина: Тема винила достаточно интересна и всегда вызывает резонанс. В англоязычном интернете много и активно пишут про винил, но он интересует не только западную аудиторию.
У многих наших слушателей (и читателей) наверняка скопились огромные коллекции старых виниловых пластинок, которые они собрали в молодости или получили от своих родителей. Сегодня продолжается спор о том, можно или нет этот старый винил слушать, насколько он качественный?
Насколько технологии производства винила ушли вперед по сравнению с технологиями, которые использовались в 60–80-х годах? Есть ли у винила «срок годности»?
Керим: Срок годности винила пока не определен. У людей есть очень старые пластинки, которые находятся в прекрасном состоянии. Люди до сих пор гоняются за всем этим.
Если пластинку хранили в нормальных условиях и играли на хорошо настроенных проигрывателях, с ней ничего не случится даже за 50–60 лет.
Алина: С одной стороны, у винила нет срока годности, если с ним аккуратно обращались. С другой стороны, он все-таки подвержен воздействию при интенсивном использовании. Мне кажется, это тяжело усвоить людям, привыкшим к цифровым записям.
Керим: Естественно, есть моменты, которые отличают использование винила. Когда мы говорим о любителях этого формата, мы имеем в виду, что его собирают для прослушивания музыки, а не для использования на дискотеках.
Раньше источник был один. Музыканты учились подбирать песни и ставили много раз один фрагмент. С приходом цифровых технологий, смысла в такой работе с винилом практически не осталось [поэтому значительное повреждение пластинки во время прослушивания уходит в прошлое].
Если вы чувствуете тягу к качественному звуковоспроизведению на пластинках, у винила нет никаких ограничений: вы можете послушать 10 раз за день одну композицию. С пластинкой ничего не случится, если проигрыватель, на котором вы слушаете, настроен корректно.
Алина: У винила еще есть специфические категории качества. Стоит ли на них ориентироваться? И что они означают?
Керим: Поскольку винил стал предметом коллекционирования, вокруг него вырос целый понятийный аппарат, которым пользуется сообщество его любителей. Студии звукозаписи, компании, которые раньше сами издавали винил, выпускают каталоги, а энтузиасты создают свои независимые версии.
В России есть очень известные коллекционеры винила, которые выпускают книги и монографии. Очень интересные исследования по собиранию винила созданы именно нашими соотечественниками.
Книги издаются маленьким тиражом и стоят очень дорого. Они не могут стоить дешево, потому что речь идет о собирании серьезных пластинок, которые сами по себе дороги.
Энтузиасты винила не стремятся к обладанию редкими пластинками, они просто хотят иметь какую-то фонотеку или собрать записи любимого артиста.
Я, например, в фонотеку собираю то, что не мог купить, когда был молодым. 95% фонотек формируется из того, что люди находят, когда роются в коробках на рынках и ярмарках, и только 5% создается путем покупки через интернет. Покупать через Сеть — не так прикольно, честно говоря: бывает, что стоишь перед коробкой, роешься и вдруг находишь то, о чем даже не подозревал.
Алина: Винил — изначально история про физический контакт с объектами.
Керим: Да, абсолютно верно.
Алина: [При подготовке к выпуску] мне было интересно узнать, что качество виниловых пластинок определяется специфическими аббревиатурами. Выясняется, что лучшие пластинки маркируются не какой-нибудь пометкой «Excellent» или «Super good», а именно маркировкой «M», «Mint». Это — не тронутые ни временем, ни человеком издания.
Керим: Да, в каталогах используется принятая маркировка сохранности пластинки, потому что все пластинки могут находиться в разном состоянии. От состояния зависит цена. Если вы покупаете первопресс The Beatles, и он в идеальном состоянии (есть конверт, все вкладыши, номер матрицы отпечатан на пластинке), он будет стоит очень дорого.
Что такое первый пресс? Люди записали пластинку и выпустили ее. Первые отштампованные экземпляры считаются первым прессом, это тоже в каталоге указано. Они могут стоить тысячи фунтов или долларов. Если вы их нашли, вам крупно повезло. Если вы нашли их чуть дешевле, вы изучили каталог, и вдруг вам кто-то предлагает такую пластинку не за 500 фунтов, а за 300, надо срочно брать. Для этого и нужны каталоги.
Еще есть разные коллекционные издания, востребованные на рынке. Выходили комплекты Queen с «живыми» автографами — артисты расписывались на таких пластинках, поэтому их не может быть много. Фанаты Queen и фанаты коллекционирования их разыскивают. Хорошо иметь весь комплект: пластинка, оригинальный конверт, постер, еще что-то, что могло быть вложено. Если комплект полный, пластинка ценится высоко.
Есть пластинки в очень плачевном состоянии. Многие покупают их по принципу: такая же пластинка в коллекции есть, но у нее плохой конверт. Поэтому ради конверта коллекционеры могут купить пластинку даже в плохом состоянии. Разные есть варианты, для этого все обозначения и используются: «Mint», «Excellent», даже «Bad» есть. Правда, ни разу не видел, чтобы кто-то писал «Bad».
Алина: Если говорить про цифровые записи, мы хотим знать формат, альбом, исполнителя, а когда речь идет о пластинке, есть масса дополнительной информации, на которую стоит обратить внимание. Это — тираж, год записи. Все это может влиять и на стоимость пластинки, и на ее коллекционную ценность.
Керим: На коллекционную ценность может влиять множество факторов. Это как с марками. Издание особо ценно из-за того, что это физический предмет, собранный из элементов, которые составляют единое целое. Но бывают и ошибки.
Я единственный раз купил компакт-диск, который был неправильно напечатан, но я не оставил его в коллекции, а пошел и поменял. Купил двойной альбом Blondie. На втором компакте было напечатано, что это номерной альбом, приведен порядок песен, а запись была концертная, как и на первом. Можно сказать, коллекционная вещь, но в таком виде она мне была не нужна. Я пошел и поменял ее на обычную пластинку.
Скажем, я собираю группу Split Enz — новозеландская / австралийская команда. У них одна и та же пластинка выпускалась с небольшим изменением в составе песен, и с обложками разных цветов. Я об этом узнал, когда рылся в коробках. Смотрю, вроде у меня такая есть, но обложка другого цвета. А потом еще и еще. Так за пару лет я насобирал их 5 или 6. Могу перепродать, если кому-то интересно.
Алина: Для коллекционеров это особый интерес, особая фишка, не говоря уже о том, что сейчас небольшие фабрики, например, в Штатах, выпускают пластинки совершенно безумных цветов с вкраплениями и блестками.
Керим: И раньше выпускались цветные пластинки. Говорят, там сама пластмасса не очень хорошая. Но и в 70–80-х выпускали такие пластинки.
Алина: Читала, что иногда туда засыпают даже пепел, чтобы сделать интересный оттиск. Но это скорее визуальная часть музыкальной истории, для тех, кто хочет и посмотреть, и пощупать, и послушать, и все вместе.
Керим: Да.
Виниловый проигрыватель Pro-Ject VT-E R
Алина: Про винил поговорили. Теперь интересно затронуть тему проигрывателей.
История с винилом действительно стоит особняком в среде всех музыкальных тем, потому что винил — это, скорее, состояние души. Если вам показался интересным или красивым момент в кино, когда главный герой ставит пластинку, садится и слушает музыку, надо понимать, что это не всегда может вписаться в ваш образ жизни. Винил — это достаточно серьезная система и требовательный в целом формат.
Керим: Конечно. Если у вас появился виниловый проигрыватель, чтобы получить качество, о котором говорят, им надо заниматься, его надо настраивать, использовать не самые дешевые компоненты.
Прослушивание пластинки занимает 30–35 минут: надо сесть и послушать. Есть люди, у которых только виниловые проигрыватели, они живут в своем мире, ставят пластику, и она у них просто играет.
Они живут так и прекрасно себя чувствуют. Конечно, нужно настраивать систему, чтобы не портить пластинки из своей коллекции.
Алина: Что входит в настройку проигрывателя? Какие действия надо совершить?
Керим: Прежде всего, надо настроить согласование головки и тонарма, настроить геометрию, для этого надо обзавестись аксессуарами, о которых мы, наверное, сейчас поговорим. Даже если вы покупаете проигрыватель с предустановленной на тонарм головкой, все равно проверьте настройки.
Производитель часто заявляет, что все уже готово к прослушиванию, и покупателю ничего не надо делать. Понятное дело, что люди могут устать, допустить ошибку, что-то может сбиться при упаковке и перевозке.
В результате у вас будет ненастроенный проигрыватель. Вы думаете, что он настроен, а удовольствия от прослушивания не получаете и пластинки портите.
Поэтому, даже если вы купили уже полностью готовый к работе проигрыватель, как часто пишут в инструкции, все равно проверьте настройки. Для этого надо купить шаблон для настройки.
Если вы чувствуете, что вы надолго в этой теме с винилом, надо иметь собственный набор: двухточечный шаблон для настройки геометрии, протрактор, весы и щеточки для протирки пластинок. Если у вас есть своя коллекция и она активно пополняется пластинками, то вам нужна и виниломоечная машина.
Машина для очистки пластинок Pro-Ject Vinyl Cleaner VC-S
Алина: Что это за машина такая?
Керим: Относительно недавно появились на рынке крайне полезные устройства для мытья пластинок. Раньше пластинки мыли, кто как мог. Были всякие нелепые советы, но качества достичь было тяжело.
Отмыть руками грязную пластинку довольно сложно. Пыль, грязь, следы от рук. Пластинки у всех хранятся по-разному, кто-то достает с чердака и продает.
Даже собственные пластинки, которые у вас находятся больше 10 лет, надо мыть. Сейчас ряд производителей выпускает машинки, которые имеют вакуумный насос.
Вы наносите жидкость, трете щеточкой, есть инструкции, потом вакуумный насос всасывает грязь из дорожек. Это намного эффективнее, чем мыть руками. Руками вы никогда такого эффекта не добьетесь.
Состав, который продается специально для этих машинок, имеет крайне полезные антистатические свойства. Пыль после этого меньше липнет на пластинку, становится меньше щелчков.
Особенно это полезно для современных пластинок, потому что современная виниловая масса набирает статику очень быстро. С несколькими такими пластинками я столкнулся, пластинке не было месяца, а она уже вся трещала. Каждый раз ее надо протирать с этой антистатической жидкостью.
Алина: То есть статика вызывает специфический звук при проигрывании?
Керим: Да. И вообще негативно влияет на воспроизведение. У вас есть чистая пластинка, но она вся трещит и скрипит, какие-то артефакты возникают.
Алина: То есть именно для этого и предназначены всякого рода щетки, машинки, жидкость, антистатические конверты.
Керим: Антистатический конверт — крайне полезная вещь. Вы один раз обработали пластинку, сняли статику, положили в антистатический конверт, а его уже положили в оригинальный. Пластинка лежит в хорошем конверте, который не дает накапливаться статике.
Вы же их переносите, переставляете, они трутся, от этого возникает статическое электричество. Конверт его снимает, он не дорогой и полезный, я рекомендую его всем, кто серьезно занялся винилом.
Алина: Получается, чтобы прослушивать винил в хорошем качестве, помимо проигрывателя нужен достаточно большой набор аксессуаров для настройки и очистки.
Керим: Еще полезны щеточки, чтобы снимать пыль с иголки и головки. Можно, конечно, пользоваться карбоновой щеткой для чистки пластинок, я сам много лет ей пользовался. Есть разные жидкости для снятия грязи на игле. Все это в конечном счете улучшает качество воспроизведения. Если на игле накопилась грязь, она не будет играть как новая.
Алина: Надо ли в проигрывателе периодически заменять какие-то элементы?
Керим: Прежде всего, надо следить за состоянием головки. Но для замены нужны сотни часов прослушивания.
Алина: То есть надо достаточно интенсивно прослушивать пластинки, чтобы задуматься о замене?
Керим: Да. Пассики на пассиковых проигрывателях надо периодически заменять. Надо отслеживать скорость. Конечно, лучше всего иметь проигрыватель, в котором есть индикатор скорости вращения. Если скорость нестабильна и проигрыватель пассиковый, значит надо пассик поменять.
Если требуется периодическая смазка подшипника в диске, надо смазывать. Этим не надо пренебрегать, потому что в противном случае проигрывателю может быть нанесен более серьезный ущерб, например, придется ремонтировать втулку –, а чинить ее выйдет дороже, чем нанести туда смазку.
Еще при настройке проигрывателя важно его ровно ставить. Во всех инструкциях написано первым пунктом: выровнять и поставить проигрыватель на ровную поверхность. Многие это игнорируют, а так поступать нельзя. То есть надо использовать уровень при установке на полку, на которой проигрыватель будет работать, и постараться сделать так, чтобы эта полка была максимально ровной.
Алина: Необязательно покупать какую-то специальную подставку, полку, тумбу под этот проигрыватель, но очень важно, чтобы поверхность была ровной.
Керим: Продаются специальные шипы, конусы с регулируемым уровнем, чтобы можно было ровно выставить вашу полку под проигрыватель. Не у всех проигрывателей есть регулируемые ножки.
Алина: Когда мы говорим про виниловый проигрыватель и про прослушивание винила, что составляет цельную систему? Это, естественно, винил, проигрыватель, какой-то набор аксессуаров, система для хранения пластинок. Что еще мы забыли добавить в этот список?
Керим: Нужна соответствующая электроника, к которой можно подключить проигрыватель, потому что у многих современных усилителей нет так называемого фонокорректора. Фонокорректор корректирует АЧХ и усиливает слабый сигнал, который генерирует головка звукоснимателя для того, чтобы он мог пойти на линейный вход усилителя.
Фонокорректор Pro-Ject A/D Phono Box S
В эпоху винила, это было в каждом усилителе. Потом — как дополнительная опция. Поэтому надо проверить, есть ли в вашем усилителе такой вход для подключения винилового проигрывателя. Если нет, надо будет купить отдельный электронный прибор для этого, так называемый фонокорректор.
Соответственно, к нему еще надо пару кабелей, чтобы подключить его к линейному входу усилителя. Ну вот вроде бы и все.
Алина: Естественно, колонки должны быть тоже.
Керим: Да, без колонок не получится. Либо наушники. Кабинетная система на виниле тоже имеет право на жизнь.
Алина: Тоже интересный вариант. Но надо понимать, что это достаточно большое количество физических объектов, которые надо приобрести. У части этих объектов есть свой срок жизни, и их качество меняется в процессе использования. За этим нужен достаточно серьезный уход.
С другой стороны, эта система и винил вообще дают вам огромное количество приключенческих моментов. Когда вы ищите и находите, что-то старое прослушиваете, что-то новое вспоминаете. Даже у меня в детстве были виниловые пластинки. Мне хотелось бы послушать те записи, может быть, даже и на виниле, как они тогда звучали, но, конечно, в более высоком качестве.
Керим: Больше всего места занимают сами пластинки. Если их приличное количество, они начинают быть заметными в помещении. Естественно, их надо хранить правильно, ставить вертикально. Есть специальные стеллажи, в основном их в IKEA все покупают, и они очень правильного формата.
Про срок годности электронных компонентов мы не будем говорить, потому что мы не знаем, когда он закончится. Всю жизнь может проработать, и ничего с ним не случится. Тут не надо опасаться, что вы покупаете что-то, что имеет срок годности.
Когда вы покупаете стиральную машину, вы же не опасаетесь, что она рассчитана на 100–150 стирок. Вы не узнаете, когда она прекратит работать. Может, она вам надоест морально. То же самое с электроникой. Скажем, многие используют винтажную технику, которой по 40–50 лет, и она работает. Многие из таких проигрывателей имеют высокую коллекционную ценность.
Алина: А новые проигрыватели дают чуть больше комфорта с точки зрения настройки?
Керим: Да, вы имеете гарантийное обслуживание, поддержку поставщика, производителя, магазина, где вы купили.
Алина: Скорость вращения пластинки можно иногда менять буквально нажатием кнопки…
Керим: На старых тоже можно менять. На старых даже проще менять.
Честно говоря, если вы чувствуете, что у вас есть тяга к винилу, а бюджет ограничен, я советую начать с винтажного проигрывателя. Головку и все остальное купить современное, а сам проигрыватель можно подобрать из известных японских брендов.
Они бывают в очень хорошем состоянии, и визуально их легко определить. У них есть индикатор скорости, его легко проверить.
Алина: Это каких годов проигрыватели?
Керим: 70–80-х годов. Прямоприводные японские вертушки. Они очень хорошо сохранились. Поэтому если вы видите, что и корпус в хорошем состоянии, и скорость он держит ровную, и тонарм не кривой и не гнутый, не скрипит, люфта нет, можно брать и начать с этого. А потом постепенно понять, на какой уровень вы хотите выходить, и уже покупать современный Hi-End.
Алина: То есть можно говорить, что при правильной настройке и при правильном обращении даже винтажные проигрыватели и винтажные пластинки могут прекрасно звучать.
Керим: Винтажные пластинки — вообще наше все! А винтажные проигрыватели тоже имеют право на жизнь.