«Старые кеды». 26-й день рождения KDE

comzdudmxmh1ejzgipbiynnkctw.png
Современное человечество пока еще не нашло ответа на множество важных вопросов. Есть ли жизнь на Марсе? Едят ли курицу руками? Как пропатчить KDE под FreeBSD? Кстати, по поводу KDE: сегодня исполняется ровно 26 лет со дня основания этого сообщества, подарившего миру одну из самых популярных графических сред для Unix-подобных операционных систем.
14 октября 1996 года студент Тюбингенского университета Маттиас Эттрих анонсировал свой новый проект: графическую оконную среду KDE, название которой являлось отсылкой к проприетарному пакету Common Desktop Environment (CDE) для Unix, созданному HP, IBM и Sun на основе X11. KDE разрабатывался на языке С++ с использованием кросс-платформенного фреймворка Qt.

y3q1dmpircvygiedtjd18tkji6a.jpeg
Маттиас Эттрих

Маттиас Эттрих родился в 1972 году на юге Германии. Его первым компьютером стал Commodore C64, который он делил с братьями — эту машину родители Маттиаса купили, когда парню исполнилось 12 лет. Позже он нашел для себя другие увлечения, и вновь вернулся к программированию, когда поступил в Тюбингенский университет.

Примерно в 1995 году Маттиас стал настоящим поклонником GNU и Linux. В интервью изданию «Linux Journal» он вспоминал, что никак не мог понять, почему его однокурсники возятся с Windows 3.1 — «без нормальной многозадачности, с постоянными сбоями, ужасными значками и уродливыми шрифтами». В университете для написания курсовых работ и рефератов тогда использовали Word 2.0, и, по воспоминаниям Эттриха, студенты вынуждены были вручную разбивать свои документы на более мелкие части, потому Word не мог безопасно обрабатывать более 10 страниц одновременно. На машинах с GNU/Linux использовались TeX и LaTeX, и Эттрих начал самостоятельно писать для этих стандартов текстовый редактор с удобным графическим интерфейсом — так на свет появился LyX.

kg6ryqv2okc17pcjs7ucog2siiq.png
LyX

Работая в университетском вычислительном центре на компьютерах под управлением Linux и Unix с графической средой CDE, Маттиас Эттрих пришел к выводу, что десктопные приложения слишком сложны для простого пользователя, а кроме того, их интерфейс и поведение различаются, поскольку создатели ПО не придерживаются каких-либо единых стандартов разработки. Тогда в учебном заведении начинали понемногу внедрять Windows 95, и по воспоминаниям Эттриха, новая система от Microsoft произвела на него неизгладимое впечатление: «даже такие мелкие детали, как диалоговое окно с файлами, были на несколько световых лет впереди всего, что было возможно в X11 того времени».

В качестве решения этой проблемы он предложил написать новую графическую среду для Unix-подобных систем, простую, удобную и интуитивно понятную даже для людей, не имеющих богатого опыта работы с подобными ОС. В своем манифесте Эттрих отдельно отмечал, что пользователям необходим именно полноценный графический интерфейс, а не очередной оконный менеджер, подобный X-Window-System:

ИМХО, графический интерфейс должен предлагать полную графическую среду. Он должен позволять пользователям выполнять свои повседневные задачи, такие как запуск приложений, чтение почты, настройка своего рабочего стола, редактирование и удаление некоторых файлов, просмотр изображений и т. д. Все части должны подходить друг к другу и работать вместе. Красивая кнопка с красивой иконкой «Редактор» вовсе не является графической пользовательской средой, если она вызывает «xterm -e vi».


Свободное время Эттрих тратил на другой свой проект — текстовый редактор LyX, на разработку KDE у него практически не оставалось ресурсов, и потому он очень рассчитывал на помощь других программистов. Пост Маттиаса в Usenet от 14 октября 1996 года привлек внимание подписчиков, и вскоре собралась небольшая группа энтузиастов, взявшаяся за разработку KDE. Начать решили с базовых приложений — панели рабочего стола, файлового менеджера, терминала, почтового клиента, простого текстового редактора и программы для просмотра изображений.

Изначально Эттрих расшифровывал свое детище, как «Kool Desktop Environment», сознательно исказив написание английского слова «сool», но со временем работавшие над проектом специалисты решили, что литера «К» в названии графической среды должна обозначать… ничего конкретного. Просто «К Desktop Environment», без каких-либо дополнительных объяснений. «Чтоб никто не догадался», — как говорил Балбес из кинофильма «Операция Ы».

К началу 1997 года сообщество уже выпустило несколько приложений под будущую графическую среду, а 12 июля 1998 года увидела свет первая версия продукта под названием KDE 1.0, распространявшаяся под лицензией GPL.

bcu0xk9kccbncseqbx6gutwbaiw.png
KDE 1.0

Первая версия KDE работала только на системах, поддерживающих Х11, но с выходом Qt 4 появилась поддержка значительно большего количества платформ, и KDE понемногу превратилась в полностью самостоятельную графическую среду, независимую от других компонентов. В 2009 году сообщество провело ребрендинг, в рамках которого среда KDE 4 была переименована в пакет KDE Software Compilation 4, включавший в себя KDE Plasma Workspaces, KDE Applications и KDE Platform (KDE Frameworks). А с 2014 года разработчики решили, что название KDE больше не обозначает K Desktop Environment, а представляет собой наименование сообщества, создающего программное обеспечение.

8cjyqycacj8oeudonowwd5u8tou.png
KDE 4

В 1996 году Маттиас Эттрих писал своим единомышленникам о фундаментальных принципах проекта KDE:

Идея не состоит в том, чтобы создавать графический интерфейс для всей UNIX-системы или системного администратора. Для этой цели гораздо лучше подходит UNIX-CLI с тысячами инструментов и языков сценариев. Идея состоит в том, чтобы создать графический интерфейс для КОНЕЧНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ. Для того, кто хочет просматривать веб-страницы с Linux, писать письма и играть в хорошие игры.


Эта идея была успешно реализована: сегодня KDE — не просто одна из самых популярных графических сред в Linux и во множестве других Unix-подобных операционных систем, но и крупнейшее сообщество, создающее и развивающее открытое ПО на нашей планете. Программы KDE состоят из более чем 6 000 000 строк кода (не учитывая Qt), переведены на 108 языков мира, а в их создании принимают участие более 2500 человек. Прекрасный результат, достигнутый всего лишь за 25 лет.

p-u9l27ynelxi92bcmdxhu76ma8.png

© Habrahabr.ru