Стартап виза в Испанию

Недавно я получила одобрение своего бизнес плана от испанской компании Enisa (которая выдает официальное резюме вашему проекту) и вместе с ним ВНЖ Испании на 3 года.

Бизнес‑план и все документы я писала и подавала самостоятельно, по инструкции от ребят из чата «Стартап‑виза в Испании», и решила написать эту статью, собрав ее из рассказов и рекомендаций, которые почти каждый день пишу друзьям и знакомым, обращающихся с просьбой описать подробности.

С одной стороны, моя история немного выбивается из общей массы тем, что в Испании уже 20 лет живет моя мама и год назад я взяла испанскую ипотеку, чтобы купить ей там квартиру. С другой — это помогло мне исключительно в паре вопросов (где жить и прописаться, например), но это просто сэкономило мне немного денег (в общей сложности около 1000 евро — в целом все можно было все решить и без этих вводных).

История закона о стартапах

Этот закон существует с 2013 года, и много наших соотечественников получали по нему ВНЖ, но 21 декабря 2022 года в него внесли некоторые изменения.

Во‑первых функцию ревью и оценки бизнес‑плана передали в Enisa, во‑вторых увеличили срок выдаваемого ВНЖ (с 1 года до 3 лет). До апреля у Enisa не было новых регламентов, а когда они появились, началась некоторая чехарда (и продолжается до сих пор), но мой стартап был одобрен как раз во время этого периода перемен.

С новым регламентом добавились еще изменения — теперь нужно показывать на счету фаундера совсем другие суммы (суммы выросли, но зато появилась возможность показывать другие активы, не только деньги на счетах), сократятся сроки приема (через полгода после принятия регламентов, сейчас сроки еще плавают), и бизнес‑план теперь загружается не в свободной форме, а по форме Enisa, у них на сайте.

Что осталось неизменным — семья фаундера (муж/жена и несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние и родители если доказать их зависимость от вас) получают такой же ВНЖ с правом на работу на 3 года.

Моя история получения стартап‑визы

Я попала в «пересменку» — когда изменения в закон были приняты, а новые регламенты не были получены, поэтому в ожидании одобрения я провела почти 4 месяца в Испании. Мне повезло податься по старым правилам, но загружать бизнес‑план в Enisa пришлось по новым (что мне было только на руку, так как за эти 4 месяца я уже много раз мысленно улучшила идею и переживала, что не могу ее исправить, так как документы были уже отправлены, но тут случилась такая оказия).

Идея проекта (образовательной IT платформы) у меня была давно (она родилась из моей преподавательской и айтишной деятельности). Бизнес‑план я писала сама — как человек, далекий от бизнеса, сначала я даже боялась за него браться, но потом нашла шаблоны, и, сначала из состояния глубокого обморока, а потом все осознаннее начала писать и переписывать этот бизнес‑план. В итоге я потратила на него полтора месяца и в процессе «дополировала» идею.

В январе я приехала в Испанию и подала документы (это одно из условий — гражданам РФ и РБ можно подаваться только с территории Испании, доказать это можно штампом о въезде или справкой из полиции).

  1. Я собрала документы в России: получила в консульстве NIE (испанский налоговый номер), справку о несудимости, взяла нужную сумму налом.

  2. В Испании я получила цифровую подпись (нужны NIE и прописка), купила страховку на год, оплатила пошлины, заполнила анкеты на подачу, взяла справку из банка о наличии средств (семью я привезу позже, поэтому свидетельства о браке, свидетельства о рождении на этом этапе мне не были нужны). Отсканировала все страницы паспорта (в нем был штамп о въезде в Испанию и виза как подтверждение моего легального нахождения).

  3. Загрузила все документы на сайт министерства интеграции, социальной защиты и миграции (вот тут пригодилась цифровая подпись).

  4. Дождалась (через 4 месяца, но во‑первых все это время я легально находилась на территории Испании даже после окончания шенгена, а во‑вторых напомню, что я попала в период изменений, поэтому так долго) дозапроса загрузить план в Enisa, загрузила его и через 10 дней получила одобрение.

  5. Подала документы на ВНЖ (с собой нужно было привезти только распечатки одобрения, паспорт, фото и чек на оплату пошлины).

Вопросы и проблемы, которые возникают у других людей

  1. Сколько денег нужно показать на сегодняшний день? На основного Фаудера 30 240 евро, на второго члена семьи 11 340 евро, на третьего и каждого последующего по 3780 евро.

  2. Можно ли показать деньги не в банке Испании? Да, можно, совершенно точно принимают справки из всех банков других стран, но в законодательстве нет точного указания отказывать со справками из РФ и РБ (но у меня лично нет примеров, что их одобрили или завернули). Плюс в новом законодательстве упоминаются другие активы (то есть можно сделать оценку недвижимости и попробовать показать ее). На сегодняшний день ситуация такова, что испанские банки отказывают в открытии счета владельцам российских паспортов до получения ВНЖ. При наличии ВНЖ проблем нет.

  3. Нужно ли сразу подаваться всей семьей? Нет, фаундер может податься первый, а после одобрения подать документы на семью.

  4. Должны ли сразу подаваться все фаундеры? Нет, сначала подается первый фаундер, а потом, после одобрения, все остальные.

  5. Нужно ли ждать в Испании одобрения? Нет, не нужно, нужно только быть в момент подачи документов, а если БП будет одобрен, необходимо будет в течение месяца подать документы на ВНЖ (но в целом, если вы не успеете за месяц, никаких наказаний не предусмотрено — люди получают и через 2).

  6. Как получить страховку? Если у вас нет испанского счета, то купить страховку (которая нужна для подачи документов) получится только с оплатой за год. Покупать страховку можно через русскоязычных брокеров, это выгодно и быстро. Если счет есть — оформляете с ежемесячной оплатой. Рекомендации брокеров можно получить в чатах (обычно они знают как нужно оформить страховку, чтобы она подошла для стартап‑визы).

  7. На каком этапе должен быть проект? Можно подавать даже на этапе идеи. Но если у вас есть MVP, или работающий бизнес, это будет дополнительным плюсом.

  8. Какие требования к стартапу? Инновационность, рабочие места в Испании (не обязательно много), релевантный опыт у команды. Инновационность может быть именно для Испании (поэтому стоит сначала изучить рынок). Стартапы могут быть не технологическими (хотя это самое популярное, Испания активно движется к цифровизации всего) — тема сельского хозяйства, например, также очень актуальна, и многие другие, можно прямо в законе прочитать про актуальные нужды Испании.

  9. На каком языке писать бизнес‑план? На английском. На испанском тоже ок, конечно, но если проще на английском — проблем никаких.

  10. Можно ли выезжать из Испании во время ожидания? Если вы приехали по турвизе, то после того, как вы получили письмо о том, что ваши документы приняты на рассмотрение, дальнейшее нахождение на территории Испании легально, даже если виза закончилась. Но путешествовать по ЕС не получится после окончания шенгена, также не получится выехать и заехать обратно. Если вы уехали, а потом получили одобрение на БП, приехать и сделать карточки придется по туристической визе

  11. Что делать, если откажут? Если вы остались в Испании и ждете одобрения, то в случае отказа необходимо будет выехать на Испании за 15 дней. На таможне покажете документы о приеме на рассмотрение и документы об отказе, тогда проблем с визой не будет, без проблем получите новый Шенген через 90 дней. Некоторые после отказа подают апелляцию, чтобы продлить легальное положение (сама апелляция обычно не срабатывает), и в это время подаются на номад визу.

  12. Обязательно ли делать NIE? Не обязательно, если у вас его нет, вам его присвоят после подачи документов. Но тогда вам придется довериться «помогаторам» для подачи документов, а они не всегда надежные. В чате по стартап визе очень много свидетельств, как именитые компании, которые берут по 12 000 евро за услуги под ключ, просто пропускают дозапросы и людям отказывают потому, что «помогаторы» проморгали дозапрос. Если у вас есть NIE, вы можете получить цифровую подпись (дело на 5 минут), и полностью контролировать свой процесс получения ВНЖ. NIE можно получить разными способами, не только в консульстве, но и по приезду в Испанию, в полиции. Плюс с NIE вы можете купить машину, заказывать товары, и вообще это ваш главный идентификатор для испанских организаций, а также оплачивать пошлины для визы. Я даже доступ к конструктору кухонь на сайте Леруа Мерлен получала по налоговому номеру.

  13. Обязательно ли запускать стартап после получения ВНЖ? Нет, не обязательно (хотя вы подписываете документ, что обязуетесь открыть компанию и платить социальные взносы), карточку с ВНЖ у вас не отберут, но продлиться через 3 года не получится.

Алгоритм самостоятельной подачи заявлений сегодня

  1. Получаете NIE в консульстве (мотивация — получение стартап‑визы, но лучше уточнить в чатах какая мотивация сейчас актуальна)

  2. Приезжаете в Испанию и делаете электронную подпись — ЭЦП (запишитесь заранее, инструкции есть в интернете на русском языке) — по времени это максимум 10 минут.

  3. Загружаете все документы в UGE (находясь легально на территории Испании), подписываете собственной ЭЦП, получаете номер заявления.

  4. Загружаете бизнес‑план в ENISA (указываете там номер из предыдущего пункта). БП можно загружать не из Испании.

  5. Когда БП отправлен, делаете скриншот заявки и отправляете его в UGE (как дополнительный документ, по той же ссылке)

  6. Ждете одобрения. По новым правилам это около 20 дней, но пока на этот срок не вышли, получается дольше.

  7. Получаете одобрение или отказ. В случае одобрения — записываетесь на отпечатки пальцев для получение TIE (карточки резидента), и через 20–40 дней получаете ее.

  8. Через 3 года продляете ВНЖ, показав деятельность своего стартапа.

Вот скрин из заявки в Enisa.es (автоматический перевод с Испанского):

И вот сюда ссылается Enisa — на министерство миграции.

Рекомендации заинтересовавшимся получением визы

Если вы просто хотите легально пожить в Испании, не обязательно получать именно этот тип ВНЖ, можно податься на визу номада, с этого года ее стали активно выдавать. Но так как меня она не очень интересовала, я не сравнивала условия.

Испания не лучшая страна для ведения бизнеса. Да, она старается стать привлекательнее для стартапов, законы меняются, условия улучшаются, но именно с точки зрения прибыли это не лучшее место. Лично я ее выбрала из‑за климата и от желания научиться жить в таком же релаксе, как испанцы.

Если вы изучили все чаты (не буду давать ссылки, но они легко находятся через поиск в TG — по стартап визе Испании, по номад визе Испании, по налогам и другим испанским темам) и все таки решили, что вам это интересно, дам несколько рекомендаций, которые являются исключительно моим мнением.

  1. Делать все самому надежнее. Большие конторы, клепающие бизнес‑планы на потоке, обещающие возврат 50% средств в случае отказа, в любом случае будут в прибыли, а вы можете потерять время и деньги. Сделать все самому действительно не очень сложно.

  2. Если вы обращаетесь к «помогаторам» — ищите отзывы про них в чатах (и просите отзывы). Даже если вы делегируете не все, а какую‑то мелочь, вас могут подвести. Надежные люди есть, но внимательно изучите их кейсы.

  3. Для подачи документов выбирайте не самые популярные провинции Испании. Для запуска бизнеса, конечно, проще быть в Барселоне, Мадриде или Валенсии, но во‑первых при принятии решения Enisa смотрит в том числе и на регион, и у провинций больше шансов — скорее всего там будет ниже конкуренция и там нужно поднимать экономику, поэтому получить одобрение будет проще. Ну и плюс нет очередей в для получения карточек, NIE и прочего. Чтобы получить ситу (запись) в больших городах вам придется либо каждое утро ловить слоты на сайтах,  либо оплатить бота для записи (и он тоже не является гарантией — люди пытаются записаться по 20–40 дней). Мой регион — Мурсия, слоты для записи есть буквально на следующий день в практически любое ведомство.

  4. В чатах ходят из рук в руки две инструкции по подаче. Мне они очень помогли, но в них много ошибок, все надо перепроверять. Нет, это не сложно (переводчик гугла, или Deepl отлично справляются с переводом испанских законодательных документов), и в чатах все давно описано и обсуждено.

  5. Если у вас нет идеи или команды, в чате стартап‑визы люди находят друг друга через табличку (вы заполняете информацию о себе и «бизнес‑тиндер» дальше делает свое дело). За мэтчинг команд организаторы чата берут какую‑то не очень большую сумму денег.

У меня процесс получения одобрения и ВНЖ уже позади, а впереди — поиск партнера (СТО) в проект, реализация бизнес‑плана, поиск инвесторов и прочие увлекательные штуки, но это уже другая (хоть и немного пугающая) история. А для тех, кто также как я (как слепой котенок) не знает с чего начать свой стартап я завела свой канал в TG: «В стартап на ощупь». Он еще маленький, будет расти вместе со мной.

Если у вас остались вопросы — задавайте, но я не гарантирую правильный ответ, так как я не эксперт, для меня экспертом стало большое и теплое телеграмм‑сообщество Стартап виза Испания. Мы там очень активно помогаем друг другу.

© Habrahabr.ru