Стартап: «Идея», «Реализация», «Продажи»…

c80c39d2b5f244fe883bde8c065a4806.pngТема «стартапинга» IT-продуктов была весьма популярна пару лет назад… Сегодня «стартап» не делал только ленивый. Сколько их — «проваленных» проектов? Тысячи, десятки тысяч?…Стартаперы «забывают» о простой истине: «Идея ничего не стоит без реализации. Реализация ничего не стоит без продаж.» Что нужно для «успешной» реализации? «Хорошая» команда? «Правильная» методология управления проектом? А что нужно для продаж?…

Об этом и о многом другом рассказано в данной публикации, причем не голословно, а на примере конкретного «стартапа».

Внимание! Под хаброкатом ОЧЕНЬ длинная статья…

Стартап — «Идея»… или рассказ о том, какие бывают изыскания в поисках идеи Каждое «выпущенное» программное решение проходит долгий путь до продукта. Через проектирование, через разработку, через десяток прототипов и сотни версий, через фокус группы и тестирование……Но начинается всё с идеи, мысли, мало чем отличающейся от множества прочих. Мысли-предположения называют гипотезами. Любая гипотеза должна соответствовать критерию научности Поппера (проверяться на фальсифицируемость), иначе это не гипотеза, а бред.

Идея для бизнеса, для продукта, для стартапа должна не просто проверяться на предмет «не бред ли это», но и на то, насколько у неё «высокий потенциал финансовой успешности». Бизнес идеи-гипотезы возникают постоянно, за каждую из них не возьмешься. Поэтому и был выведен «критерий принадлежности к идеям с высоким потенциалом финансовой успешности» — базовый принцип, на соответствие которому проверяется любая новая идея. Этот тезис хоть и банален, но многие почему-то о нём забывают, звучит он следующим образом:

Любую Идею нельзя считать успешной без Реализации. Любую Реализацию успешной делают только Продажи. Успех у Идеи будет только тогда, когда можешь Реализовать и Продать её.

Вопрос о том, стоит ли вообще браться за идеи, отличные от понятия «успешные», (just for fun например), оставим за рамками этой статьи. Подразумевая, что раз это «бизнес-идея», она обязана быть успешной.

Чтобы не быть «голословными», рассказ поведем о нашем текущем проекте — сервисе Ahoba (;, о котором будет кратко рассказано ниже. Также будем ссылаться ещё на несколько уже закрытых продуктов, в разработке которых мы участвовали.

«Предок» проекта Ahoba (; сервис XYZ* *в первой версии статьи вместо «XYZ» было реальное название нашего старого проекта, но по некоторым маркетинговым причинам пришлось заменить его условным «XYZ», пожалуйста, не обессудьте.Что может значить «предок», относительно веб-проекта? Для разъяснения этого расскажу одну легенду о том, как изобрели танк…

Все мы знаем разновидность военной техники «танки» — тяжелые, бронированные машины с пушкой в башне, на гусеничном ходу. А как они возникли, как их изобрели? Логично предположить, что стояла задача: армии необходима самоходная пушка, защищенная от легкого оружия броней, с высокой проходимостью и т.д., — под эти требования и спроектировали танк. Как бы не так!

Для сельского хозяйства давно была изобретена другая техника — трактор (ну, там, поля пахать, сено таскать)…fbb661b482e848d29e9a9ed263e84597.png

В одном из военных конфликтов из-за отсутствия вооружения на обычный сельский трактор была приварена броня и установлена легкая пушка. Эта конструкция оказалась настолько удачной, что породила новый вид военной техники — танки…ce0f38b2ca8a4cfa95064f314e61f847.png

Функционально наследование «от трактора к танку» идет как «от предка к потомку». Доказать это можно простым примером: трактор стрелять не может, а вот за танк вполне возможно плуг зацепить и поле вспахать…

Не будем зацикливаться на достоверности этой легенды. Это просто шутка-пример о том, что трактор мог быть предком танка. Важно лишь то, что эта легенда наглядно иллюстрирует аналогию связи предок-потомок: XYZ — это трактор, а проект Ahoba (; — танк…

Сервис XYZ задумывался так — «специализированный конструктор сайтов, узкой тематики: промо-сайты для Х». Как ни странно это прозвучит, но идея достаточно жизнеспособная. Введя в поисковую систему «Y», увидим примеры таких промо-сайтов, т.е. спрос на них есть. Мы думали, что будет спрос и на инструмент для их создания. Есть и конкурентное преимущество — «специализированность» решения, есть и действенная бизнес-модель, основанная на активных продажах.

Но… Рынок «конструкторов сайтов» перегружен, что доказывают многочисленные публикации. Уже только из названия одной из статей — »40 мощных бесплатных онлайн конструкторов сайтов» — понятно:

на рынке как минимум 40 конкурентов; в статье рассказывается о «мощных» конструкторах, значит, есть ещё категория «немощных», куда вполне может попасть новый продукт; в статье рассматриваются только «бесплатные» конструкторы, т.е. бывают и «платные», что будет дополнительной конкуренцией. В другой статье — «Обзор рынка конструкторов сайтов и интернет-магазинов, Россия и СНГ, 2014» (http://www.setup.ru/about/market-review) — можно ознакомиться с конкретными цифрами, посмотреть распределение долей, сколько лет тому или иному проекту…Рынок «конструкторов сайтов» занят крупными игроками, и пробиться на нём небольшой команде практически невозможно. Тем не менее, сервис XYZ имеет свою нишу и свой ограниченный круг пользователей, однако его общее развитие и поддержка являются как финансово, так и пользовательски (слишком небольшая и узкая ЦА) нерациональными действиями.

Условно функциональные возможности всех конструкторов сайтов можно разделить на хостингово-служебные и контентные функции. Первые отвечают за публикацию сайта, за SEO-инструменты и подобное, вторые позволяют из текстового, графического и прочего контента «собрать» сайт. В свою очередь, по принципам работы с контентом, все конструкторы сайтов делятся на «шаблонные» и «свободные» решения, различные их комбинации.

Шаблонные решения более распространены. Шаблон — готовое оформление для сайта целиком, или для отдельной веб-страницы, в которое пользователь «вставляет» свой контент. Изменение шаблонов, а соответственно и оформления, доступно с ограничениями.Типичный пример подобного подхода — ucoz.ru

Свободное решение позволяет «собирать» веб-страницы с оформлением не привязанным к шаблону. Может основываться на визуальном конструкторе, на текстовом редакторе html\css кода, или на их сочетании.Пример такого подхода — roxer.com

Ранние альфа версии сервиса XYZ были спроектированы и созданы по принципу «Шаблонное решение». Менторы, с которыми мы сотрудничаем, усомнились, что наших сил хватит, чтобы удовлетворить пользовательскую потребность в разнообразии шаблонов. Поэтому было решено дать пользователям возможность создавать своё оформление. Так, сервис XYZ кардинально сменил концепцию и пошел по пути конструкторов сайтов со «свободным решением» в оформлении.

Нам нужно было сделать простой визуальный конструктор, чтобы им могли пользоваться сотрудники отдела маркетинга и рекламы или те, кто этим занимается в отделе продаж. Т.е. люди, навыки работы с ПК у которых не выше, чем у обычного секретаря. При этом, мы — команда разработчиков, за плечами у которой несколько немаленьких веб-проектов. Программист и тестер знакомы с «навороченными» IDE, дизайнер с Photoshop, проектировщик с множеством различных специализированных редакторов, и т.д. У нас есть своё представление о сложности и удобстве интерфейсов. Так родились концепции «средней простоты»: смесь требования «для чайников» и отношения «приятны профессионалам».

Первым «пользователем» нашего сервиса был наш же дизайнер. Он делал примеры сайтов, которые можно собрать на конструкторе. От него и прозвучала фраза: «Хм, да на нашем конструкторе макеты проще и быстрее делать, чем в Photoshop«е…»

Предпосылки к созданию проекта Ahoba (; Есть общая потребность — «Сделать сайт».Чтобы реализовать эту потребность, нужно решить поставленные задачи:

Спроектировать структуру и функциональность сайта; Подготовить контент; Разработать дизайн; Сверстать фронтенд; Если нужно, настроить\запрограммировать бэкенд; Разместить сайт в интернете. Какие инструменты используются для решения этих задач? Задачи 1. и 2., как правило, решают силами человеческого ума, для них можно предложить лишь вспомогательные инструменты — текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и подобное. Для остальных задач профессионалы используют узкоспециализированные инструменты:

Работа над дизайном производится средствами каких-либо готовых шаблонов, или разработкой оформления «с нуля», т.е. с макета. Макеты принято делать в различных графических редакторах, таких как Photoshop.

Если стоит задача программирования фронтенда или бэкенда, её можно решить, используя обычный текстовый редактор, но намного удобнее работать, используя IDE.

Публикация сайта производиться на виртуальном хостинге, VDS\VPS или dedicated сервере.

Для «непрофессионалов» и частных случаев предлагают упрощенные, обобщенные, универсальные инструменты. Например, задачи 3–6 решаются средствами конструкторов сайтов, а 3–5 сможет решить любая CMS.

Соответственно, рынок инструментов для удовлетворения потребности «сделать сайт» делится между: конструкторами сайтов, CMS-системами и различными специализированными редакторами.

Помните легенду о появления танка? Многие технические решения в целом, и программные продукты в частности, развивались «от частного к общему». Инженеры решали проблему «здесь и сейчас», маркетологи или пользователи решения, увидев в нём потенциал, «расширяли» сферу использования. Но легенды легендами, а вот пара реальных примеров:

PHP — универсальный язык веб-разработки, используемый сегодня повсеместно от сайтов визиток до соц. сетей с многомиллионным посещением, изначально назывался «Personal Home Pages tools» и был не чем иным, как «инструментом для создания персональных домашних страниц».

«ВКонтакте» — популярная социальная сеть с самым широким охватом аудитории, вначале позиционировалась как «Закрытый справочник студентов и выпускников элитных ВУЗов России».

Подобных примеров много… Часто переход от частного к общему через функциональное развитие или просто ребрендинг коммерчески оправдан, не реже — приятен и полезен для пользователя.

Сервис XYZ выходил за рамки «специализированного решения для создания промо-сайтов X». Наш же программист, не сведущий в дизайне, «собрал» на нём сносный сайт своей любимой хоккейной команды. Дизайнер всерьез задумывался, может брать «калымы» на разработку не только макетов, но и их верстку — средствами нашего конструктора из макета в редакторе получалась сверстанная страница, стоило только нажать «Сохранить как…» в браузере.

c7f2e8e5dcfc40e4829c23d07a600446.png

Наш продукт упрощал разработку макетов и полностью автоматизировал верстку, но изначально он был сделан не для этого….

Все понимали, что нужно переходить от частного к общему, и вариантов такого перехода было три:

универсальный конструктор сайтов; CMS-система; специализированный редактор. О конкуренции на рынке конструкторов сайтов говорилось в первой части статьи, про конкуренцию на рынке CMS не стоит и объяснять. Оставался третий путь — специализированный редактор.От абстрактного «специализированный редактор» к «Ahoba (; Онлайн-инструмент для счастливого дизайна и магической верстки» В этом повествовании мысли более-менее имеют четкое изложение, а последовательность рассуждений связная и логичная. Когда команда сервиса-предка XYZ первый раз коснулась этих вопросов, все «чувствовали» вышесказанное, знали это где-то на подсознательном уровне, но сформулировать не могли.Есть два вида очень близких, родственных продуктов: конструкторы сайтов и редакторы сайтов. Под «близкими» подразумеваем инструменты, созданные по принципам WYSIWYG «What You See Is What You Get» («Что видишь, то и получишь» — ru.wikipedia.org/wiki/WYSIWYG). Условно, конструктор сайтов — урезанный редактор, но с возможностями хостинга и прочих смежных инструментов. Наш сервис был именно «конструктором сайтов», мы хорошо изучили данный вид продуктов, а вот о «редакторах сайтов» не знали почти ничего.

Спасибо случаю за статью, на которую натолкнулись совершенно случайно:»14 инструментов для веб-дизайна и веб-разработки на 2014 год» (http://habrahabr.ru/post/209362), а именно за это предложение:

»… Macaw обещает ту же гибкость, что и редактор изображений, но при этом будет происходить написание семантического HTML и лаконичного CSS.»

Эта фраза в какой-то степени описывала ощущения от пользования нашим конструктором.

Что же это за птица «Macaw»?, — спросили мы у Гугла, и Гугл ответил нам: «нашумевшей» компанией на Кикстартере, затем парой маркетинговых описаний, а потом и сравнительной статьей Macaw«а с 2 (ДВУМЯ) конкурентами — WebFlow и Adobe Edge Reflow CC. И, конечно, сайтом самого проекта, где можно скачать бесплатную 30-дневную версию — macaw.co.

Вот так мы узнали о разновидности программного обеспечения «визуальный редактор сайтов». Простыми словами его функции можно описать так:

«Рисуем» макет, как в Photoshop«е, при этом сразу получаем готовую веб-страничку из html, css, JS и графических файлов, как будто фронтенд-разработчик «сверстал» её.

Востребованы ли подобные продукты на рынке?

По более чем успешной компании Macaw«а на Кикстартере, по популярности его основных конкурентов, можно сказать, что да.

Итак, переходим от частного к общему — из специализированного конструктора промо-сайтов делаем редактор для приятного и быстрого дизайна и автоматизированной верстки. К тому же мы не будем ограничиваться «дизайном веб-страниц», удобный инструмент и автоматизированная верстка будут полезны для создания е-майл писем с html-оформлением, PDF-документов, презентаций и…

В том же «Фотошопе» рисуют как интерфейсы ПО, так и обрабатывают фото, создают графический контент и т.д. Зачем ограничивать область применения будущего онлайн-редактора для дизайна? Надо лишь расширить набор форматов конечных файлов под различные сферы использования.

Эта идея сама диктует целевую аудиторию — как профессиональные дизайнеры, так и новички-любители. Работу и тех и других мы хотим сделать приятной, а автоматизированную верстку в качественный код преподнести «на грани чуда». Так родился девиз-описание: «Онлайн-инструмент для счастливого дизайна и магической верстки». Позже, поработав над занятной частью брендинга — «неймингом», родилось ничего не значащее, но задорно звучащее название Ahoba с подчеркивающим настроение проекта смайлом (;

В таких изысканиях-рассуждениях и родилась идея проекта. Разобравшись с вопросом «идеи», переходим к рассказу о том, как воплотить «идею» в «реализацию».

Стартап — «Реализация» »…, а был ли мальчик?…» Нет, ну, правда? А что такое «стартап»? Инкубаторы, тусовка, поиск инвесторов? Выстрелит или не выстрелит? «Не работать на дядю?» Свобода? Кстати, да. «Свобода», это — «свободный график», «отсутствие обязательств» или что? Я, как и многие, не люблю слово «стартап». Как-то так получилось, что совсем «не те» ассоциации возникают с ним. Намного приятнее говорить «начинающая продуктовая компания». И на уточняющий вопрос иронически отвечать: «Ага, булочки продаем…»92f23e1812af4c8a80f7c16e85f31eb5.png

Позже все же разъясним, что «скрывает» определение «начинающая продуктовая», и кто имеет право называться «компанией».

Всю коммерческую разработку программного обеспечения можно разделить на два лагеря: заказная и продуктовая. Есть компании (или отделы внутри компаний), которые «зарабатывают» на разработке заказного ПО — у них есть заказчик, у заказчика есть задачи, которые и решаются средствами написанного ПО. Другие компании разрабатывают «программные продукты» — ПО, у которого нет заказчиков, а есть покупатели, чьи задачи оно и призвано решить.

И те, и другие делают одно и то же — софт. У всех похожие команды одинаковых специалистов, почти одни и те же инструменты и методологии, но разное финансовое и маркетинговое позиционирование конечного результата труда.

Называя софтовую компанию «продуктовой», мы как раз подразумеваем, что ПО, которое она выпускает, будет иметь покупателей, а не заказчиков. От такой «мелочи» полностью меняется стратегия финансового планирования, перечень работ «отдела маркетинга», бизнес-аналитика и т.д. И изменения эти происходят, разумеется, относительно производства компаний «заказной» разработки. Это не сложнее, не проще, но и пресловутой «свободы» (в данном контексте, очевидно, подразумевается «свобода от заказчика») вы здесь не найдете, это просто по-другому.

О слове «начинающая». Как сказал бы один меметичный «политик»: Для любой компании никаких сакральных смыслов у слова «начинающая» нет. Но можно, «сакрально выражаясь», обозначить стадию: «вчера нас не было, а сегодня мы есть». Соответственно, как и у всего, чего «вчера не было», у нас типовые задачи: нам нужно решить и организовать все необходимое, чтобы «сегодня быть». Поэтому нам больше чем «уже начавшей компании» необходимо заниматься организацией «условий», вместо того чтобы эти «условия» использовать и просто «быть».

И самое главное: Что есть «компания»? Это финансовый актив*, все остальное вторично.___*здесь и далее под «активом» будем подразумевать «мероприятие, приносящее доход», условно не учитывая вопросов «увеличения рыночной стоимости» этого мероприятия.

Например, когда стартап берет деньги у инвестора и начинает расходовать их — это пассив, т.е. то, на что тратятся деньги. Пока у стартапа не будет своего дохода, его никак не назовешь активом, соответственно, не назовешь компанией. Да, фаундеры получают свою «ЗП» из денег инвестора и имеют личный доход, но это не делает их «затею» активом.

Заметим, я умышленно не рассмотрел стадию «стартап еще не получил сторонних вливаний», когда у него из всех «финансовых» потоков — только денежные и временные вложения участников. Можете сами охарактеризовать её по аналогии.

Как же управлять «начинающЕЙ, продуктовОЙ», не компанией, а стартапом? Так же как любым коммерческим мероприятием: минимизировать расходы, максимизировать доходы.

Какие расходы у «продуктовой» софтовой компании (не столь важно начинающей ли):

Аренда рабочего помещения; Покупка/аренда рабочих станций и серверов; Покупка лицензий; Юридическое, банковское, бухгалтерское и т.д. обслуживание; Все это — не больше 10–20% трат, оставшиеся 80% распределяются между двумя другими статьями расходов: Реклама и продвижение; ЗП сотрудников. О минимизации расходов по каждому из этих пунктов и влиянию этого «на общее дело», говорить можно много. У каждого есть своё так или иначе обоснованное понимание «минимизаций». Если понимания нет, то браться за дело создания и управления компанией не стоит, хотя некоторые исключения «учатся в процессе», но на то они и «исключения».Вторая часть тезиса — «максимизировать доходы».Доходы в продуктовой компании — это, как ни странно, продажи продукта. Продажи повышают, не только улучшениями самого продукта, но также маркетингом и рекламой. Инструменты эти нужно уметь использовать. Все и так это знают. Проблема стартапа: «у нас ещё нет продукта, и продавать нам пока нечего».

Тут-то и возникает ситуация, когда необходим «стартовый капитал», чтобы сделать первую продажеспособную версию продукта. Источников, где его взять, не так много: инвестиции, краудфандинг, кредит или займ и личные сбережения (как финансовые, так и вложения человеко-часами). Что из этого выбрать, каждый решает сам, но «культура стартапинга» пропагандирует первые два источника, как-то забывая о последних, более близких к понятию предпринимательства…

Как ни назови свою деятельность — хоть «стартапингом», хоть «предпринимательством» — она остается коммерческим мероприятием. А у любого коммерческого мероприятия есть три первых стадии: первоначальные вложения, выход на самоокупаемость, окупаемость первоначальных вложений.

На стадии «первоначальные вложения» скрепя сердце назовем нашу затею «стартапом». Но как только перейдем в стадию «выход на самоокупаемость», забудем это слово, как страшный сон, став наконец-то «компанией».

Проект или команда, яйцо или курица? В индустриальную эпоху основными ресурсами были: средства производства и низкоквалифицированная рабочая сила. Посмотрите на список самых богатых компаний первой половины прошлого века — американские сталелитейные, автомобильные производства. Их ресурсы — заводы, оборудование — и делали их самыми богатыми.fe35fdd9a713453d9645604a715fad77.png

Глобализация: мировой рынок, всепланетарная транспортная сеть и логистика и т.д. снизили ценность средств производства индустриального общества. Поясню, хоть и очень условно: завод выгоднее держать там, где теплее и можно меньше платить рабочим, а доставка товара почти не влияет на добавочную стоимость. Это обстоятельство вместе с общим развитием и удешевлением хайтек-технологий в целом, и в частности с появлением и распространением сети Интернет, популяризацией у бытовых потребителей хайтек-продукции и т.д., окончательно «добило» ценность индустриальных ресурсов.

Все это привело к индустриализации стран третьего мира, а «продвинутый» запад перешел в новую экономическую эпоху — пост-индустриальное, или информационное общество. Какие компании являются самыми богатыми на сегодняшний день? Софтовые и предлагающие массовую хайтек-продукцию: Apple, Google, Microsoft…

Экономика США остается первой в мире, они потребляют почти все, что производят, а импортируют еще больше. За импорт нужно платить экспортом, а что экспортирует США? С каждым годом доля экспорта производственных (индустриальных) товаров уменьшается, а доля информационной и хайтек продукции соответственно увеличивается. Голливудские фильмы, программное обеспечение, современные инженерные решения, реализованные в устройствах и т.д. — доход с продаж этих «нематериальных» продуктов растет.

Как же перейти от макроэкономики к практическим вопросам работы над конкретным стартапом? Основа многих теории управления — работа с ресурсами. Макроэкономические тенденции говорят, что в эпоху пост-индустриального общества главным ресурсом становятся инженеры, способные создавать конкурентоспособную продукцию пригодную к экспорту; не менее ценны и маркетологи, способные управлять продажами этого экспортируемого продукта; сюда же идет менеджмент и аналитика. Высококвалифицированные кадры — главный ресурс любой хайтек компании. В рамках терминологии «стартапов» их принято называть «командой»:

Из чего складывается софтовая продуктовая Компания? Из Продукта и Продаж. Все это называется Проектом, а делает его Команда.

Первично то, что делает компанию активом (читай, приносит доход). В нашем случае — это Продажи. Что же идет на втором месте? Существует два концептуально разных подхода к ответу на этот вопрос:

Первый: «После дохода важен продукт, т.к. он и создает продажи».

Второй: «После дохода, важна команда, т.к. она делает продукт, который создает продажи».

В обоих случаях первичен доход, который мы получаем, продавая продукт, который делает команда. В чем же разница?

В первом случае мы делаем ставку на продукт, нам не так важно кто и как его делает — аутсорсеры, штатные сотрудники или вообще «одноразовые» фрилансеры. «Код первичен». Ушел сотрудник — не важно, код остался. Заменим его другим программистом, пусть он продолжает. Да, будут издержки на «изучение чужого кода», но спецификации и стандарты могут и их минимизировать.

Во втором случае первична команда. Проект оказался неудачным — не важно, главное — сохранить команду. Выкинем весь код, выкинем старые идеи, у нас есть команда, и мы все переделаем. Этот подход «рекомендуют» и некоторые инвесторы и венчурные фонды. Они следуют правилу: «нужно вкладываться в ресурсы, которые окупят вложения». По макроэкономическим тенденциям главный ресурс — высококвалифицированные кадры. Поэтому, господа инвестирующие утверждают: «мы в первую очередь выкладываемся в команду; даже если сам проект не так удачен, но команда хороша — мы инвестируем».

Нельзя однозначно сказать, какой из этих подходов «правильный». Они оба имеют право на жизнь. И, как бы цинично ни прозвучало, в условиях отсутствия недостатка в инженерах, пожалуй, первый подход будет эффективнее. Но если недостаток есть, то лучше придерживаться второго. Приходиться признать: люди, как специалисты — всего лишь ресурс. Особенно тяжело признавать и принимать это, вспоминая историю, и видя бытность своей команды…

Команда проекта Ahoba (; Сколько нужно программистов, чтобы заменить лампочку? А сколько — чтобы запустить стартап? Правильный ответ: «N человеко-часов».А кто ещё нужен, кроме программистов? И что такое «программист»? Чем он отличается от кодера? А от разработчика? А вот системный архитектор и тимлид тоже код пишут — они кто? Чем тестер отличается от QA-специалиста, и как юзабилити относится к работе дизайнера? Что вообще делает проект менеджер? А бизнес-аналитик? Технический писатель? Системный администратор?

И это только если обзорно пробежаться по ролям в «отделе разработки», не затронув технологии. Кроме разработки есть ещё финансовый, маркетинговый отделы, бухгалтерия… К чему я это?

Наша команда Ahoba (; — четыре человека. Ровно столько, сколько нужно, чтобы разработать продукт и организовать вокруг него компанию за адекватное количество человеко-часов, естественно в рамках масштаба нашего проекта. Четыре человека занимаются всем, но условно мы называем друг друга по нашим основным обязанностям, зонам ответственности: Программист, Тестер, Дизайнер, Проект менеджер (ПМ). Помните, что на самом деле эти названия условны: наш «тестер» может заниматься и контент-менеджментом, и сбором БД-клиентов и т.п.; ПМ занимается бизнес-аналитикой, маркетингом и пр.; так и все остальные роли «условны» и введены лишь для облегчения повествования.

Откуда взялась наша команда, история кратко: Была одна софтовая компания, выпускала несколько программных продуктов, бизнес-модель продаж которых была основана на пиратском контенте и закрытом формате. Руководство той компании решило вложить свободные финансы в «легализацию» — разработку и выпуск web-SaaS программного продукта. Для этого была набрана команда, частью которой и были все вышеназванные лица. Что стало с той компанией, с тем софтом и бизнес-моделью, а также с тем самым web-SaaS проектом — история темная, отчасти грустная, не без заморской Фемиды и хитрых арабов, но речь не об этом. Сработавшийся за два года коллектив почти единовременно остался без работы. Как это часто бывает, разбрелись кто-куда: кто во фриланс, кто на оклад-удаленку, кто вообще сменил сферу деятельности. На этом история могла и закончится…

…Но, так уж получилось, что несмотря на грустный финал той истории, сама компания была одним из прекраснейших мест для работы, этакий «Гугл» в его лучшие времена, уменьшенный до коллектива в два десятка человек. Демократия, власть инженеров, стандартные плюшки с забитым холодильником и игровыми приставками, нестандартные — с акустическими барабанами и полудесятком различных гитар, пультов и комбоусилителей, оплачиваемые корпоративные вечеринки и прочий тимбилдинг. И самое главное — мы сами выбирали тех, с кем будем работать. Практический любой мог поучаствовать в собеседовании и отборе кандидатов, повлиять на решение брать или нет конкретного человека. В итоге коллектив подбирался идеально сбалансированным по сочетаниям: профессиональные навыки, личные качества, психологические, эмоциональные и прочие совместимости. Часто всей командой собирались во вне рабочее время, устраивали совместный отдых и досуг.

e056acacc67449b580ede02ac9907eaf.png

После того, как уже не стало той компании, и все работали в разных местах, мы все равно продолжали собираться и общаться, уже просто как друзья, а не коллеги…

Как-то во время таких посиделок была коллегиально высказана мысль-настроение: Мы были слаженной профессиональной командой, способной решить любую задачу из своей сферы деятельности, ограниченные только человеко-часами. Зачем же нам работать непонятно где и на кого за оклад в лучшем случае с бонусами, когда мы можем делать полезные проекты еще и за честный процент от маржи?

Соучредители и супруги Что есть брак? Если отбросить эмоциональные и социально-этические аспекты этого понятия, то что же мы получаем в «сухом» остатке? Зарегистрированный акт гражданских взаимоотношений, регламентирующий только финансовую сторону взаимодействия двух взрослых людей. Семью, детей можно завести с соблюдением всех прав и ответственности без регистрации брака, как, впрочем, решить и прочие юридические вопросы.«Штамп в паспорте» дает лишь то, что так метко охарактеризовал Эдди Мерфи в своём вневременном шоу «Без купюр» всего одним словом — «Половину». Да, сколько бы вы ни заработали, какое имущество бы ни приобрели, если вы состоите в браке, половина того, что вы имеете, принадлежит вашему супругу (или супруге). Т.е. брак лишь регламентирует права и доли на владение и распоряжение совместным имуществом и доходом.

Если подбирать будущую (-его) жену (мужа), руководствуясь лишь логикой, то главным критерием как раз станет способность вашего избранника «управляться с финансами». Да-да, брак — это своего рода ООО «Семья» с двумя соучредителями с равными долями, где в качестве имущества этого ООО выступает своё совместное домохозяйство, а в качестве дохода — зарплаты.

Однако, человеческая натура никогда не позволит отбросить «эмоциональные и социально-этические аспекты» брака, и это — хорошо. «Семья — ячейка общества», социальная группа как минимум из двух регулярно взаимодействующих друг с другом человек. И это «взаимодействие» не ограничивается финансами: вы спите, едите, разговариваете, духовно и душевно поддерживаете друг-друга. Обобщенно это можно охарактеризовать фразой: «проводите вместе время».

Итак, брак — это регламентированное финансовое взаимодействие и разноплановое совместное времяпровождение. Аналогия брака и ООО в плане финансового взаимодействия уже была проведена выше. Что же касается «совместного времяпровождения»… Вы когда-нибудь задавились вопросом: сколько времени вы проводите на работе в вашем коллективе?

7734f3452d4b43ffb8c7e12859f92373.png

Если брак так похож на «своё дело», то уровень доверия и взаимодействия между фаундерами должен быть не меньше, чем в браке между супругами. Только представьте, что вы доверяете своему совладельцу-программисту и знаете его также хорошо, как свою жену. Всегда ли полезно это для общего дела? В жизни встречаются как крепкие и счастливые браки, так и успешные совместные предприятия. А в противовес им есть разведенные пары и обанкротившиеся компании. В любом случае, есть повод относиться к соучредителю своего дела, как к самому близкому родственнику.Наемных же сотрудников можно сравнить с дальними родственниками. С ними положено уживаться, желательно жить в дружбе и согласии и помнить, что и они могут претендовать на часть твоих финансов и помощи.

Не принимайте всерьез и близко к сердцу вышенаписанное, особенно если ваше мировоззрение ближе к «это только бизнес, ничего личного». Подобные выводы сделаны, скорее, о нашей команде, и я не утверждаю, что они будут подходить всем и во всех ситуациях.

«Как управлять котами» © в версии Евангелия руководства командой проекта Ahoba (; Кто такой профессионал, «высококвалифицированный кадр»? Допустим, это человек, имеющий природные таланты к делу, которым он занимается, с отлично усвоенной теоретической базой, подкрепленной годами решений практических задач. Говоря о инженерах, добавим — необходим высокий уровень интеллекта, аналитических навыков, развитое системное мышление. Что ещё требовать от «профессионала»? А есть что… У сотрудника должно быть хорошее здоровье: какой прок от всех этих качеств, если не можешь их использовать в связи с болезнью. Также «эмоции» — они влияют как на физическую, так и на интеллектуальную производительность труда. Отличительная черта «истинных профессионалов» — работать одинаково хорошо в любом эмоциональном фоне. Сюда же следует добавить умение находить общий язык с людьми — почти все профессии требуют хотя бы минимум коммуникабельности. И т.д. и т.п.

Настоящий профессионал — это робот, забывающий в рабочем кабинете про личную жизнь, выключающий все эмоции и использующий свой разум и тело по максимуму. Мечта любого работодателя… Мне пришлось «отсобеседовать» около 200 человек — это не много, и не мало, но среди них не было ни одного Настоящего Профессионала; как, впрочем, нет таких и среди всех моих знакомых. Все мы люди, а инженеры часто даже больше «люди», чем представители других специальностей.

Теперь представьте нашу команду и ситуацию в отношениях, когда мы начали совместный проект:

Мы больше 2-х лет проводим в одном помещении по 8–10 часов 5–6 дней в неделю, делая общее дело. Умудрились не возненавидеть друг друга и регулярно собираться вместе для общения и отдыха во внерабочее время. Мы все знаем друг о друге: о личной жизни, о финан

© Habrahabr.ru