Станции метро закрытого типа. ЛикБез
Те, кто бывал в метро Санкт-Петербурга, замечали, что некоторые станции имеют раздвижные двери. Когда прибывает поезд, они раздвигаются, и открывается доступ внутрь вагона. Такие двери имеются на синей (Московско-Петроградской) и зелёной (Невско-Василеостровской) линиях метрополитена. Станции, оборудованные такими устройствами, называются станциями закрытого типа. Но зачем же строить подобное?
Станция закрытого типа. Вид центрального зала. [3]
На первый взгляд может показаться, что такое решение защищает станции от затопления. Однако такие двери защитят в лучшем случае от лужицы. Если же метро реально затопит, вода без труда пройдет на станцию через зазоры в дверях.
Настоящая причина строительства таких станций — экономия. Первая станция закрытого типа в Петербурге появилась в 1961 году, когда вовсю шла борьба с излишествами, и строители стремились сэкономить на внешнем оформлении.
Станция закрытого типа. Разрез. [4]
Поэтому решение с раздвижными дверьми показалось оптимальным: не надо декорировать тоннели, не надо проводить дополнительные строительные работы — построил два тоннеля и платформу для пассажиров между ними. Кроме этих преимуществ называлось ещё одно — невозможно броситься под поезд.
В итоге таким станциям зелёный свет всё-таки дали. Впрочем, в процессе эксплуатации выявились и некоторые недостатки. Теперь машинистам надо было тормозить очень точно, чтобы двери поезда оказались в аккурат напротив дверей станции. И, что более важно, эти станции оказались очень затратными в плане потребления энергии, которая шла на открывание и закрывание дверей. Вышло так, что экономия в моменте обернулась повышенными долговременными затратами. Единственным плюсом станций оказалось отсутствие самоубийц. Сейчас на новых станциях (например, Беговой) стали использовать ограждение из пластика, которое не позволяет людям упасть на рельсы, но оно прозрачное.
Станция закрытого типа. Вид тоннеля. [5]
Станции закрытого типа перестали строить после 1972 года, с тех пор в Петербурге перешли к односводчатой конструкции (как на Политехнической). Такой тип станций был технически сложнее, чем закрытого типа, но в долговременной перспективе давал большую экономию.
Станции закрытого типа остаются уникальной частью Петербургского метрополитена. И пусть эти станции строили в период экономии, их нельзя назвать некрасивыми. Чего стоит одна Маяковская. Если приедете в Петербург, советую вам посетить эти подземные шедевры архитектуры.
Информация о произведении
Над статьей работали:
Автор: Д.А. Сабуров
Редактор: Л.В. Рогов
Условия использования: свободное некоммерческое использование при условии указания автора и ссылки на первоисточник (статьи на действующем сайте интернет-журнала «Стройка Века»).
Для коммерческого использования — обращаться на почту:
buildxxvek@gmail.com
Источники
[1] Скоренко Т. Изобретено в СССР/ Т. Скоренко. Под ред. Д. Мамонтова, А. Петрова. Изд-во «Альпина нон-фикшн», 2020.
[2] Зачем в Ленинграде строили станции метро закрытого типа [Электронный ресурс] // Boom — Режим доступа: https://boom.ms/stancii-metro-zakrytogo-tipa/ (Дата обращения 25.03.2021).
Источники изображений
Изображения взяты из открытых источников и используются в образовательных целях.
[3] https://i.mr-7.ru/photos/2018/12/1G79C7MiV8io67OZT7hE.jpg
[4] https://static.tildacdn.com/tild3236–3832–4132-b964–386435663532/5ab91cdc-63de-4d5a-a.jpg
[5] https://sun9–80.userapi.com/impg/Bm8eBv0cPhMys-CXyMip9QSPiEnWbrIsEthR8Q/JBWbC5RIwxs.jpg? size=604×404&quality=96&sign=7305cdab9e86bab45f4a223d3e031851&c_uniq_tag=WhFOqEQjwSyzSbZNXtJqpceRbIxQFJD1qSm2yYWkm4A&type=album