Сравнение D и C++ и Rust на примерах
Данный пост основывается на Сравнение Rust и С++ на примерах и дополняет приведенные там примеры кодом на D с описанием различий.Все примеры были собраны с помощью компилятора DMD v2.065×86_64.
Проверка типов шаблона Шаблоны в Rust проверяются на корректность до их инстанцирования, поэтому есть чёткое разделение между ошибками в самом шаблоне (которых быть не должно, если Вы используете чужой/библиотечный шаблон) и в месте инстанцирования, где всё, что от Вас требуется — это удовлетворить требования к типу, описанные в шаблоне:
trait Sortable {}
fn sort
import std.traits;
// auto sort (T)(T[] array) {} — версия без guard компилируется auto sort (T)(T[] array) if (isFloatingPoint! T) {}
void main () { sort ([1,2,3]); } Компилятор выразит недовольство следующим образом:
source/main.d (27): Error: template main.sort cannot deduce function from argument types!()(int[]), candidates are: source/main.d (23): main.sort (T)(T[] array) if (isFloatingPoint! T)
Однако получить почти идентичное «разрешающее» поведение Rust можно следующим образом:
template Sortable (T) { // допустим, мы можем отсортировать, если есть функция swap для этого типа enum Sortable = __traits (compiles, swap (T.init, T.init)); // В случае ошибки выведем понятное сообщение static assert (Sortable, «Sortable isn’t implemented for »~T.stringof~». swap function isn’t defined.»); }
auto sort (T)(T[] array) if (Sortable! T) {}
void main () { sort ([1,2,3]); } Вывод компилятора: source/main.d (41): Error: static assert «Sortable isn’t implemented for int. swap function isn’t defined.«source/main.d (44): instantiated from here: Sortable! intsource/main.d (48): instantiated from here: sort!()
Возможность выводить свои сообщения об ошибках позволяет почти во всех случаях избежать километровых логов компилятора о проблемах с шаблонами, но и цена такой свободы высока — приходится продумывать пределы применимости своих шаблонов и писать руками понятные (!) сообщения. С учетом того, что шаблонный параметр T может быть: типом, лямбдой, другим шаблоном (шаблоном шаблона и т.д., это позволяет имитировать depended types), выражением, списком выражений — зачастую обрабатывается только некоторое подмножество извращенных фантазий пользователя ошибок.
Обращение к удаленной памяти В D отсутствуют операторы освобождения памяти, максимум можно финализировать объект, чтобы освободить ресурсы когда надо программисту, а не GC. Но есть возможность выделять память через C-шное семейство функций malloc: import std.c.stdlib;
void main () { auto x = cast (int*)malloc (int.sizeof); // гарантированно освободим память при выходе из scope scope (exit) free (x); //, а теперь выстрелим себе в ногу free (x); *x = 0; } *** Error in `demo': double free or corruption (fasttop): 0×0000000001b02650 ***
D позволяет программировать на разных уровнях, вплоть до встраиваемого ассемблера. Отказываемся от GC — берем на себя ответственность за класс ошибок: утечки, обращения к удаленной памяти. Применение RAII (scope выражения в примере) может значительно сократить головную боль при таком подходе.
В недавно вышедшей книге D Cookbook есть главы, посвященные разработке кастомных массивов с ручным управлением памятью и написанию модуля ядра на D (без GC и без рантайма). Стандартная библиотека действительно становится практически бесполезной при полном отказе от рантайма и GC, но она была спроектирована изначально под использование их особенностей. Место embedded-style библиотеки все еще никем не занято.
Потерявшийся указатель на локальную переменную Версия Rust:
fn bar<'a>(p: &'a int) → &'a int { return p; } fn foo (n: int) → &int { bar (&n) } fn main () { let p1 = foo (1); let p2 = foo (2); println!(»{}, {}», *p1, *p2); } Аналог на D (практически повторяет пример на C++ из поста-источника):
import std.stdio;
int* bar (int* p) { return p; }
int* foo (int n) { return bar (&n); }
void main () { int* p1 = foo (1); int* p2 = foo (2); writeln (*p1,»,», *p2); } Вывод: 2,2
Rust в данном примере имеет преимущество, я не знаю ни один подобный язык, в который был встроен такой мощный анализатор времени жизни переменных. Единственное, что я могу сказать в защиту D, что в режиме safe компилятор предыдущий код не скомпилирует:
Error: cannot take address of parameter n in @ safe function foo
Также в 90% кода на D указатели не используются (низкий уровень — высокая ответственность), для большинства случаев подходит ref:
import std.stdio;
ref int bar (ref int p) { return p; }
ref int foo (int n) { return bar (n); }
void main () { auto p1 = foo (1); auto p2 = foo (2); writeln (p1,»,», p2); } Вывод: 1,2
Неинициированные переменные C++
#include
import std.stdio; int minval (int[] A)
{
int currmin = void; // undefined behavior
foreach (a; A)
if (a < currmin)
currmin = a;
return currmin;
} void main () {
auto A = [1,2,3];
int min = minval (A);
writeln (min);
}
Положительный момент: чтобы выстрелить в ногу нужно специально этого захотеть. Случайно неинициализовать переменную в D практически невозможно (может быть, copy-paste методом). Более идиоматичный (и работающий) вариант этой функции выглядел бы так: Для сравнения вариант на D:
int minval (int[] A)
{
return A.reduce! «a < b ? a : b";
// или
//return A.reduce!((a,b) => a < b ? a : b);
}
Неявный конструктор копирования
C++
struct A{
int *x;
A (int v): x (new int (v)) {}
~A () {delete x;}
}; int main () {
A a (1), b=a;
}
Аналогичная версия на D:
struct A
{
int *x;
this (int v)
{
x = new int;
*x = v;
}
} void main ()
{
auto a = A (1);
auto b = a;
*b.x = 5;
assert (*a.x == 1); // fails
}
В D структуры поддерживают только семантику копирования, а также не имеют механизма наследования (заменяется примесями), виртуальных функций и остальных особенностей объектов. Структура — просто кусок памяти, компилятор не добавляет ничего лишнего. Для корректной реализации примера необходимо определить postblit конструктор (почти конструктор копирования):
this (this) // в таком конструкторе есть доступ только к this
{ // доступа к структуре откуда копируем не имеем
auto newx = new int;
*newx = *x;
x = newx;
}
Rust ничего за Вашей спиной делать не будет. Хотите автоматическую реализацию Eq или Clone? Просто добавьте свойство deriving к Вашей структуре:
#[deriving (Clone, Eq, Hash, PartialEq, PartialOrd, Ord, Show)]
struct A{
x: Box void swap_from (X& x, const X& y) {
x.a = y.b; x.b = y.a;
}
int main () {
X x = {1,2};
swap_from (x, x);
printf (»%d,%d\n», x.a, x.b);
}
Выдаёт нам: 2,2 Аналогичный код на D, который тоже не работает:
struct X { int a, b; } void swap_from (ref X x, const ref X y)
{
x.a = y.b; x.b = y.a;
} void main ()
{
auto x = X (1,2);
swap_from (x, x);
writeln (x.a,»,», x.b);
}
Rust в этом случае однозначно побеждает. Я не нашел способа обнаружить memory overlapping на этапе компиляции на D. Испорченный итератор
В D абстракция итераторов заменена на Ranges, попробуем изменить контейнер при проходе:
import std.stdio; void main ()
{
int[] v;
v ~= 1;
v ~= 2;
foreach (val; v)
{
if (val < 5)
{
v ~= 5 - val;
}
}
writeln(v);
}
Вывод:
[1, 2, 4, 3] При изменении массива range, полученный ранее не меняется, до конца блока foreach данный range будет указывать на данные «старого» массива. Можно заметить, что все изменения происходят в хвосте массива, можно усложнить пример и добавлять в начало и в конец одновременно:
import std.stdio;
import std.container; void main ()
{
DList! int v;
v.insert (1);
v.insert (2);
foreach (val; v[]) // оператор [] возвращает range
{
if (val < 5)
{
v.insertFront(5 - val);
v.insertBack(5 - val);
}
}
writeln(v[]);
}
Вывод:
[3, 4, 1, 2, 4, 3] В данном случае использовался двусвязный список из стандартной библиотеки. При использовании массива добавление в его начала всегда приводит к его пересозданию, но это не ломает алгоритм, старый range указывает на старый массив, а мы работаем с новыми копиями массива, а благодаря GC мы можем не беспокоиться о повисших в памяти огрызках. А в случае со списком не требуется перевыделения всей памяти, только под новые элементы. Опасный Switch
#include
Выдаёт нам »2». В Rust жы Вы обязаны перечислить все варианты при сопоставлении с образцом. Кроме того, код автоматически не прыгает на следующий вариант, если не встретит break.
В D перед switch может стоять ключевое слово final, тогда компилятор насильно заставит написать все варианты сопоставления. При отсутствии final обязательным условием является наличие default блока. Также в последних версиях компилятора неявное «проваливание» на следующую метку помечено как deprecated, необходим явный goto case. Пример:
import std.stdio; enum Color {RED, BLUE, GRAY, UNKNOWN}
Color color = Color.GRAY; void main ()
{
int x;
final switch (color) {
case Color.GRAY: x = 1;
case Color.RED:
case Color.BLUE: x = 2;
}
writeln (x);
}
Вывод компилятора:
source/main.d (227): Error: enum member UNKNOWN not represented in final switchsource/main.d (229): Warning: switch case fallthrough — use 'goto case;' if intendedsource/main.d (229): Warning: switch case fallthrough — use 'goto case;' if intended
Случайная точка с запятой
int main () {
int pixels = 1;
for (int j=0; j<5; j++);
pixels++;
}
В Rust Вы обязаны заключать тела циклов и сравнений в фигурные скобки. Мелочь, конечно, но одим классом ошибок меньше. В D компилятор выдаст предупреждение (по умолчанию предупреждения — ошибки) и предложит заменить; на {}. Многопоточность
#include class Resource {
int *value;
public:
Resource (): value (NULL) {}
~Resource () {delete value;}
int *acquire () {
if (! value) {
value = new int (0);
}
return value;
}
}; void* function (void *param) {
int *value = ((Resource*)param)→acquire ();
printf («resource: %p\n», (void*)value);
return value;
} int main () {
Resource res;
for (int i=0; i<5; ++i) {
pthread_t pt;
pthread_create(&pt, NULL, function, &res);
}
//sleep(10);
printf("done\n");
}
Порождает несколько ресурсов вместо одного:done resource: 0×7f229c0008c0resource: 0×7f22840008c0resource: 0×7f228c0008c0resource: 0×7f22940008c0resource: 0×7f227c0008c0 В D аналогично Rust компилятор проверяет обращение к разделяемым ресурсам. По умолчанию вся память является неразделямой, каждый поток работает со своей копией окружения (которая хранится в TLS), а все разделяемые ресурсы помечаются ключевым словом shared. Попробуем записать на D:
import std.concurrency;
import std.stdio; class Resource
{
private int* value;
int* acquire ()
{
if (! value)
{
value = new int;
}
return value;
}
} void foo (shared Resource res)
{
// Error: non-shared method main.Resource.acquire is not callable using a shared object
writeln («resource », res.acquire);
} void main ()
{
auto res = new shared Resource ();
foreach (i; 0…5)
{
spawn (&foo, res);
}
writeln («done»);
}
Компилятор не увидел явной синхронизации и не дал скомпилировать код с потенциальной race condition. В D есть множество примитивов синхронизации, но для простоты рассмотрим Java-like монитор-мьютекс для объектов:
synchronized class Resource
{
private int* value;
shared (int*) acquire ()
{
if (! value)
{
value = new int;
}
return value;
}
}
Вывод: doneresource 7FDED3805FF0resource 7FDED3805FF0resource 7FDED3805FF0resource 7FDED3805FF0resource 7FDED3805FF0 При каждом вызове acquire, монитор объекта захватывается потоком и все остальные потоки блокируются до освобождения ресурса. Обратите внимание на возращаемый тип функции acquire, в D такие модификаторы как shared, const, immutable являются транзитивными, если ими отмечена ссылка на класс, то и все поля и возвращаемые указатели на поля также метятся модификатором. Немного про небезопасный код
В отличие от Rust весь код в D по умолчанию является @ system, т.е. небезопасным. Код, помеченный @ safe, ограничивает программиста и не дает играться с указателями, вставками ассемблера, небезопасными преобразованиями типов и прочими опасными возможностями. Для использования небезопасного кода в безопасном коде есть модификатор @ trusted, это ключевые места, которые должны быть тщательно покрыты тестами.Сравнивая с Rust, я очень желаю такую мощную систему анализа времени жизни ссылок для D. «Культурный» обмен между этими языками пойдет им только на пользу.