Спутникозависимое наблюдение в гражданской авиации
Как это работает?
Оборудованное бортовым ответчиком АЗН-В воздушное судно, самостоятельно определяя свои координаты по спутнику (GPS, ГЛОНАСС, собственно по этой причине технология и называется спутникозависимой), передает данные о своем местоположении на наземные станции АЗН-В в течение всего полёта. Вне зависимости от поступления запроса от наземного запросчика, примерно каждую секунду самолетом передается расширенный сквиттер (extended squitter), этот сквиттер содержит координаты месторасположения воздушного судна. Среди данных, помимо координат, транслируются курс, барометрическая высота, статус воздушного судна (наличие/отсутствие аварий, необходимость медицинской помощи, захват самолета, отказ радиосвязи) и т.д.
Линии передачи данных
В мире существует три режима передачи данных АЗН-В, это 1090ES, VDL4 и UAT. UAT — это формат, используемый только в США, комбинированно с 1090ES для авиации общего назначения. VDL4 — режим, изобретенный в 80-е годы 20 века в Швеции. Данный формат не подтвердил свою эффективность непосредственно в гражданской авиации, имея слабую скорость передачи данных — в 50 раз меньше, чем у 1090ES, в связи с чем исключен из программ развития гражданской авиации во всем мире.
В частности, одними из ключевых аргументов являются способность отвечать требованиям по заданным характеристикам и наличие бортового оборудования указанного стандарта. На сегодняшний день более 80% воздушных судов зарубежного производства, осуществляющих полеты в Российской Федерации, имеют бортовые ответчики АЗН-В 1090 ES. Отечественными предприятиями промышленности производится серийное оснащение бортовым оборудованием АЗН-В 1090 ES воздушных судов SSJ-100, запланировано оснащение воздушных судов МС-21, Ил-76ТД-90ВД, Ту-214, Ил-114–300, Ил-112, а также доработка существующего парка Ил-96–300, Ил-96–400 и Ил-96–400М до функционала АЗН-В 1090 ES.
Внедрение единого режима передачи данных АЗН-В 1090ES позволяет стандартизировать и оптимизировать мониторинг полетов гражданской авиации во всех классах воздушного пространства. Это обеспечит цельность и бесшовность создаваемого поля наблюдения, предоставит возможность гибкой интеграции и осведомленности всех заинтересованных сторон, повышая уровень безопасности.
Разворачиваемые на базе 1090ES системы автоматического зависимого наблюдения и мультилатерации представляют собой единую унифицированную платформу, аккумулирующую данные от территориально-распределенных источников данных — станций АЗН-В. В перспективе эта платформа будет использоваться для осуществления информационно-навигационных услуг, голосовой связи на малых высотах, передачи цифровых данных «борт-земля» и интеграции с системами метеообеспечения.
Первым объектом подобной системы территориально-распределенных источников данных является проект по интеграции двух многопозиционных систем наблюдения на базе единого стандарта 1090ES в Северо-Западном Федеральном округе. Проектирование интегрированной системы МПСН с функционалом АЗН-В произведено на аэродроме Пулково для обеспечения бесшовного поля наблюдения в зоне подхода, на посадочной прямой и на поверхности аэродрома Пулково, а также мониторинга выдерживания высоты воздушных судов (HMU+AHMS) в условиях сокращенных интервалов эшелонирования (RVSM). Интеграция решит задачи не только получения точных и достоверных данных в режиме реального времени, но и многие вопросы по наблюдению за воздушным движением над городом Санкт-Петербург Ленинградской областью.