Советы начинающему ИТ-наставнику: стоит ли начинать?

Итак,  ты достаточно давно в ИТ, чтобы решить, что этот мир тебе абсолютно понятен, ты настолько преисполнился в своем познании, что решил любоваться осенним закатом стать преподавателем курсов. Вроде бы никаких побочных эффектов у такого желания нет, одни плюсы: прокачаешь софты, раскрутишь личный бренд, углубишь собственные знания, станешь апостолом цифрового писания для неофитов ИТ-веры. В общем, сплошная польза, почет, уважение, проработка кармы и далее по списку.

Прежде чем ты решишь, что готов стать лучшим наставником всех времен и народов, позволь поделиться скромным опытом обучения и преподавания на ИТ-курсах. Я побывал по обе стороны договора об обучении: закончил курсы по основам Java, обучался (но не до конца) на курсах по Android, преподавал на курсах для начинающих Android-разработчиков, в том числе в Alfa Campus. Кажется, увидел достаточно, чтобы заявить: быть преподавателем в ИТ — это не то, чем может показаться со стороны. И это ни разу не просто.

Давай пройдемся по нескольким пунктам, которые можно назвать граблями начинающего ИТ-наставника. Буду рад, если ты решишь, что все это не про тебя. Если все же где-то себя узнаешь, у тебя будет шанс спасти свой лоб и впечатление ребят от посещения твоих занятий.

Возможно, ты уже действующий преподаватель и у тебя тоже есть что рассказать. Будет здорово, если поделишься своим опытом в комментариях.

Начнем.

Крутой игрок — не всегда крутой тренер

a15cc60e3bbe9a0d58ad801a61521062.png

Каким бы сеньористым сеньором ты не был, правда жизни такова: иметь опыт и уметь его эффективно передавать — не всегда одно и то же. Предположим, что ты уверен в обратном и залетел на ИТ-курсы с ноги, решив не обременять свой сеньорский ум основами андрагогики, статьями о публичных выступлениях, навыками удержания внимания, советами по подготовке материалов лекций. В таком случае не удивляйся, что после первого модуля обучения получишь не восторженные отзывы студентов, а стремительное сокращение их популяции. 

И конечно, не слушай советы менее опытных разработчиков/тестировщиков/аналитиков, у которых есть больший опыт наставничества. Что они, несеньористые плебеи, могут знать об искусстве передачи знания.

Ты получишь бонусы от наставничества. Но это не про деньги

f6b22c2e24209d23269608708af5e2a2.png

Если ты добрался до грейда сеньора, то не жди, что значительно увеличишь свой доход, преподавая на ИТ-курсах. Это не будет то же самое, что работать на 1,25–1,5 ставки, вряд ли ИТ-академии потянут твою почасовую оплату на проекте. Про вузы я вообще молчу. Конечно, проводить занятия за еду или печеньки не придется, платить тебе будут. Но в сравнении с затраченными силами и временем преподавание может тебе показаться не самым оптимальным источником дохода. 

Не спеши звонить брокеру и закрывать позицию, в статусе наставника ты можешь приобрести нематериальные активы: развитие личного бренда, углубление технической экспертизы и развитие софтов, новые знакомства с преподавателями и учениками. Но это не точно, все в итоге будет зависеть как от тебя, так и от места, где ты будешь преподавать.

Не все поймут, что ты имел в виду

968fc40e5225dc37686d3c3fe12265a4.png

Ты пробовал объяснять иностранцу что-то, не используя иностранный язык? Странно, что по-русски не все понимают, правда? Что за несовершенство в UX человеческой натуры. С обучением новичков дела обстоят похоже, особенно если у них нет профильного технического образования. В системе представлений студентов просто не будет нужных образов, чтобы правильно интерпретировать твои слова о многопоточности или внедрении зависимостей, они вместо ценной информации будут слышать шум морского прибоя. 

Кстати, здесь речь идет не только об обучении, на некоторых проектах и документация составлена схожим образом. Один сеньор решил, что раз он понимает, что он сам написал, то поймут и другие. К сожалению, так это не работает, друг мой. Тебе придется использовать всю мощь абстракции, чтобы объяснить студентам буквально на пальцах, как работает «это ваше ИТ».

Ты решил, что нагрузка будет небольшая

fe9d6b8e0ba1849de59a2829ac74cc91.png

«Делов-то, показать пару слайдов, рассказать пару фишек из практики», — наверное, подумал ты и все-таки откликнулся на вакансию наставника, решив, что перформанс и личная жизнь не пострадают. Скажу по секрету: общение с людьми в целом и преподавание в частности жутко изматывают в эмоциональном плане. Тебе не только придется быть на связи со студентами и отвечать на их вопросы, возможно, ты захочешь доработать методический материал, придумать интересную домашку, провести дополнительный воркшоп. 

В общем, качественное преподавание предполагает значительный вклад со стороны наставника. И это не просто 2 занятия по 2 раза в неделю плюс проверка домашних заданий. На подготовку к занятиям и разбор результатов по началу будет уходить много сил и времени, прими это в расчет.

Студенты найдут вопрос, на который ты не сможешь ответить

1bdeff2612fd0970405ce01e96fbe53f.png

Лучше сразу настройся на то, что студенты поймут страшную правду: ты знаешь не все на свете. Дело не в твой экспертизе, а в необъятности любой изучаемой сферы знаний, а также в особенностях восприятия: то, что для тебя кажется само собой разумеющимся, для студентов будет в диковинку. И они спросят тебя о том, о чем ты, если и задумывался, то очень давно, когда сам делал первые шаги в ИТ. 

Это не значит, что совсем не надо готовиться к занятию. Твоя задача — донести и объяснить основную существенную информацию. А ответы на вопросы со звездочкой можно поискать к следующей лекции.

Только презентации мало

3b4c7fef24c89ca949c445963b8c8b9a.png

Крутить слайды — это не про лекцию в ИТ. Некоторые сложные действия требуют пошагового показа и объяснения, при разделении картинки на кадры такое невозможно, исчезает целостность и последовательность повествования. Какую бы крутую презентацию тебе ни дали, будь готов к тому, чтобы провести со студентами сессию лайвкодинга или дать им небольшое практическое задание прямо на занятии. 

В этом плане у оффлайн-занятий есть большое преимущество: можно предложить студентам реализовать пример кода со слайда и посмотреть, как он отработает.

К лайвкодингу нужно готовиться

4e33115a143540692e936e36b42944a1.png

Ты можешь решить, что как крутой специалист, способен реализовать любую программу без запинки, тем более если речь идет о занятии для начинающих. А теперь вспомни, часто ли тебе приходится лезть в проект или в Гугл, чтобы посмотреть пример кода для решения текущей задачи? Если ответ «да», то наивно будет рассчитывать, что на лекции ты на адреналине сможешь четко и методично написать программу, проект соберется и даже запустится. 

Лучше подстраховаться и реализовать учебный код до лекции. Так ты будешь более уверенно себя чувствовать и эффективнее потратишь время занятия.

Не пытайся впихнуть невпихуемое

5eaf43478dc66a32c1df00018bcff20f.png

При подготовке к некоторым занятиям у тебя появится искушение: попытаться объяснить за лекцию кучу важных моментов, которые обязательно пригодятся в работе. У этого отличного плана есть небольшой изъян: человеческое восприятие несовершенно, может случиться так, что для усвоения пятого вопроса ребята должны будут уверенно понимать второй. А достаточно глубоко усвоить эту информацию за 30 минут занятия студенты не смогут. В итоге ты вновь превратишь свою лекцию в плейлист «Звуки моря перед сном», потратишь свое и чужое время, а эффекта не достигнешь. 

Выход есть: составить список вопросов для самостоятельного изучения и оставить его на последних слайдах презентации. 

Важно проверять домашки в срок

a23a0ae666a9ed45b9f3c9c2dedf7a70.png

У тебя будет соблазн отложить проверку домашних заданий на потом. Знай, что это отрицательно скажется на мотивации студентов сдавать их в срок. Поэтому если назначаешь дедлайны для студентов, покажи на своем примере, что готов соблюдать свои собственные. 

Давай объективную обратную связь

4989709a7311b83482495e36db536972.png

Этот пункт — мои свежие впечатления от недавно прочитанной книги «Радикальная прямота». Если ты завышаешь оценки студентам или недостаточно жестко разносишь код в их домашках, ты рискуешь создать у них ложную мысль, что их знания тверды и нерушимы, как принципы SOLID истуканы острова Пасхи. Впадать в крайности не нужно, обратная связь должна быть корректной, не затрагивающей личность, но четко дающей понять, где текущее положение падаванов в ИТ-иерархии. 

Поэтому неуд должен быть неудом, и никак иначе. Пусть лучше человек расстроится из-за непринятой домашки, чем получит письмо после собеседования: «Спасибо и до новых встреч, мы вам перезвоним. Когда-нибудь».

Ты не сможешь научить всех

809e4e12e9b076877612c7aa1be689ed.png

Даже если ты достиг пика наставнического мастерства, у тебя не получится пробудить внутреннего сеньора во всех и каждом. У меня нет под рукой беспристрастной статистики, но на личном опыте скажу так: отсев из группы студентов ИТ-курсов составляет от 20 до 80 процентов. А если кто-то и дошел благодаря твоим стараниям до финиша, то сойдет с дистанции чуть позже, когда попадет на стажировку или не дай Боже на испытательный срок в ИТ-компанию. 

У нас тут не благотворительный забег, а гонка Bison. Чтобы получить работу в ИТ, нужно приложить немалые усилия и сделать инвестиции времени и энергии, не каждый к этому готов. Поэтому помни: ты можешь научить людей плавать, но грести воду им придется самим. Не нужно тянуть людей из последних сил, если они сами не двигаются в нужном направлении, так ты только продлишь их агонию, прежде чем они закроют IDE и решат заняться чем-то другим. 

Чувство, кому стоит накинуть мотивации, а кого следует оставить в покое, придет с опытом. Пока лишь загрузи в свое сознание эту истину: закончить ИТ-курсы «могут не только лишь все».

Тут можно еще раз упомянуть и о рациональности использования своей наставнической энергии, этому меня научил тренер на моих первых ИТ-курсах по Java Core. Я тогда не понимал, почему он не отдает всего себя преподаванию и погружается в общение с нами только от звонка до звонка. Потом он рассказал мне, что мы у него были далеко не первой группой. И как показал его опыт, закон Парето работает и в преподавании ИТ. Другими словами, дополнительные энергозатраты моего наставника не оправдались в виде ожидаемого значительного прироста студентов, успешно окончивших курсы. Поэтому он в лучших традициях ИТ решил оптимизировать использование собственных ресурсов. 

Стоит ли брать его опыт на вооружение — тебе решать, буду рад узнать твое мнение в комментариях.

Еще не передумал?

367008b3903005e42a1282f4d9026894.png

Тебе могло показаться, я отговариваю нести свет знаний в не оцифрованные массы новых ИТ-адептов. Скорее, я хочу предупредить тебя о разочарованиях и горьких моментах работы наставника, чтобы вступление в клуб ИТ-джедаев прошло для тебя менее болезненно, а твои падаваны получили возможность учиться у крутого мастера. 

В преподавании есть много приятных и крутых моментов, это настоящий драйв, особенно если ты преподаешь не один и у тебя есть напарники. «А то самое чувство», когда твои студенты благодарят за занятия, делятся своими успехами, находят работу — бесценно. Надеюсь, что ты не пожалеешь о том, что встал на этот не простой, но почетный путь. 

Для себя, например, я решил, что быть единственным преподавателем на целом курсе — это слишком энергозатратно, мне больше нравится проводить занятия по части тем, так есть возможность качественнее подготовиться к лекции, глубже погрузиться в тему, посмотреть лекции своих напарников. 

Еще мне нравится индивидуальный менторинг ребят с более продвинутыми знаниями, возможно, потому что в таком же стиле учили мастера-джедаи :)

© Habrahabr.ru