Совет по кодификации назвал закон о беспилотных автомобилях незаконченным
По мнению Совета по кодификации при президенте РФ, законопроект Министерства транспорта «О высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах» (ВТС) от 2021 года является недоработанным. Положение требует, чтобы владельцы ТС оформляли страховку и проходили техосмотр, а беспилотное средство должно иметь возможность отключения автоматики и самостоятельной остановки. В случае аварии ответственность возлагается на владельца беспилотника, указано в законопроекте.
В настоящий момент движение ВТС без инженера-оператора за рулём по дорогам общего пользования в РФ запрещено. Правительство начало испытания беспилотников в нескольких районах Москвы и Республики Татарстан с 2018 года. Однако для ВТС запрещено начинать движение без испытателя. С 2020 года программу расширили на 11 регионов России. В эксперименте участвуют «Камаз», Яндекс, МАДИ, КБ «Аврора», НПО «Старлайн», «Иннополис» и другие компании.
Эксперты совета отмечают, что в проекте закона не указано, кто будет ответственен за причинённый вред в случае признания ВТС источником повышенной опасности. Авторы закона предлагают руководствоваться общими правилами.
В соответствии с постановлением пленума Верховного суда, ответственность за ТС лежит на юридическом или гражданском лице, которое использует автомобиль, в том числе, на арендаторе. К числу субъектов присоединяются диспетчеры и производители, если речь идёт о ВТС. Члены совета подчёркивают, что данная особенность в законопроекте не учитывается.
Эксперты считают, что требования к обязательному страхованию ответственности владельца ВТС не должны быть мягче, чем для хозяев обычных ТС.
Минтранс разработал проект закона совместно со Сберавтотехом и Яндексом. Представитель последней заявил о возможности создания подзаконных актов к ФЗ, однако для решения всех нормативных аспектов испытателям требуются более обширные возможности эксплуатации ВТС, которых представители отрасли лишены. Яндекс считает, что закон вступит в силу в 2024–2025 годах. О необходимости продолжения работы над проектом также заявил представитель Сберавтотеха.
Проводивший экспертизу законопроекта сотрудник НТИ «Автонет» говорит, что положение в нынешнем виде не способно предоставить полноту и конкретность правового регулирования использования ВТС.
Старший руководитель проектов технологических конкурсов НТИ Up Great Максим Матросов говорит, что отсутствие чёткого разграничения ответственности в сфере использования ВТС будет препятствовать развитию данной отрасли. Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что причинителем вреда в случае ДТП с участием ВТС следует считать компанию-разработчика технологии. Однако нынешний вид закона не предоставляет условий решения ситуации.