Sony R1 — медленно. Очень. Но с Carl Zeiss и крупной матрицей

Почитав ретроспективу c-5060,  решил написать и о лучшей, на мой вкус, просьюмерке — Sony r1.

Сони имеет богатую историю создания цифровых камер. Первая цифровая камера — DSC‑D700 Since 1998. В 2001–2002 году выходят DSC‑F707 и DSC‑F717. Матрица — стандартная для класса «подвинутых компактов» 2/3. 5 mp/ А вот объектив был самым весомым (в прямом и переносном смысле. 38–190mm f/2.0–2.4. F 2.0 для зума — это неплохо даже сегодня.

22f5e1d3fbf10697e10add07899ddb46.png

У Sony были свои фишки, но, в целом, камеры были на уровне конкурентов (к примеру, матрица была частью объективов, а заднюю часть на шарнире можно было поворачивать относительно него). К примеру Минолта (которую Sony позже поглотит) выпускала менее светосильный и более компактный вариант — minolta a1/a2

minolta a1

minolta a1

Но Sony решила сделать модель вне конкуренции. И поставила матрицу почти в зеркальном (кроп-фактор 1.5) размере.

9785a531c16692838a43aa8a2d5ad98e.png

в 2005 году представила r1:

d04e2e7e7c062a1ff295debe4e8e30b1.png

Объектив — 2.8–4.8 / 14.3–71.5 мм (24–120 мм ЭФР) Carl Zeiss Vario‑Sonnar T*. Не столь светосильный (иначе для такой матрицы размеры, вес и цена вышли бы крайне высокими). Но камера при всем этом даёт вполне красивую картинку.

Глядя из сегодняшнего дня — камера «на любителя».

Камера медлительна. Нет, даже так: ме‑е-едли‑ительна. Запись raw занимает секунды. Контрастный автофокус срабатывает крайне долго, особенно когда света мало. Предельное ISO — 800, и то в raw и с шумодавом на ПК. Экраны бледные и с низким разрешением. Нет даже датчика ориентации: приходится фото поворачивать в лайтруме. Размеры и вес около килограмма. Оптической стабилизации нет (хотя на более старой Минолте a2 она была), видеосъёмки нет (хотя была и на прошлых моделях Sony). Но эти претензии не имеют значения. Если смотреть не в контексте конкуренции гаджетов, а как на ретро, гаджет такой же, как плёночная СФ-камера. Тем более что экранчик, смотрящий наверх, располагает смотреть на него, как в шахту видоискателя плёночной камеры.

357efef3256bf79ca0619a85184c9c7d.png

Важней другое — user experience. А у меня, да и у ряда других любителей, он сложился благоприятный. И поэтому спустя 19 лет с момента выхода камеры есть люди, которые на неё снимают. Да и в [полу]профсегменте она держалась довольно долго. Даже лет 10. Зеркалки такого возраста уже мало кто использовал. В профессиональном сегменте она тоже присутствовала: для [около]студийной съёмки, когда высокая скорость не нужна, вариант неплохой. В ту эпоху на форумах были холивары, что лучше брать: просюмерку с несъёмным объективом или зеркалку. Беззеркалок ещё не было. Сторонники зеркалок ратовали за расширяемость. Сторонники R1 апеллировали к тому, что тут карлцейссовский объектив, ещё и оптимизированный под матрицу. В частности, несъёмный конструктив позволил разместить заднюю лизну объектива на небольшом растоянии от матрицы, что в варианте с байонетом сложнореализуемо. А на зеркальной камере будет плохонький кит, покупка же хорошего Carl Zeiss выведет такой комплект уже в другую ценовую категорию.

У меня камера до сих пор лежит на случай редких фотопрогулок «для души», хотя есть и несколько более свежих девайсов. А с минусами её научился жить. И при плохом освещении удавалась снимать даже стрит благодаря режиму ручного фокуса. Фокусировка на расстоянии 2–3 метров от камеры — и уже можно идти на охоту. Ну, а если захочется что‑то снять ближе или дальше — удобная кнопка на объективе для фокусировки в ручном режиме. Чего‑чего, а кнопок и крутилок на устройстве хватает. И это одна из причин, почему камера до сих пор выглядит увлекательной игрушкой для мальчиков различных возрастов. Если цель — снимок максимального качества, надо брать ФФ свежую беззеркалку про-уровня. А вот если хочется получить удовольствие от хобби — качество уже такого значения не имеет. Понимание этого пришло, когда мой смартфон стал выдавать кадры технически лучше и делать их быстрее, (автофокус, серия) чем некоторые из моих камер. Но ощущения не те. Одно дело «Берёшь в руки — маешь вещь», с другой — клики по экрану и крайне неудобный хват.

Ну и какой обзор без кадров с камеры (авторские права, Андрей Помянтовский):

77fe2affef87b331ac3cd3b73c747209.png0c7a561d14602fe6da217f8024c4806d.png92e39e8a3238ae018a11bd8575deb475.png24c4f06d703d64f27bcf67e2b2037ff0.png

Камера, увы, не получила продолжения. Пользователи на форумах высказывали мнение, что Sony не хотела создавать конкуренции со своими же зеркалками, которые стала выпускать после покупки Минолты. Была RX1 — тоже компакт (хотя в карман не положить). Матрица ФФ, но объектив — фикс 35 F2. Но это уже всё же другая ниша. Эпоха начала двухтысячных же осталась золотой эрой просюмерок. Сейчас этот сектор скорее мёртв, чем жив; несколько лет назад был ренессанс с появлением дюймовочек: Canon gx-серия, Panasonic lx 100/lx 100 mark 2, Panasonic fz 2000/1000 (это продолжатель гиперзумов fz30/fz50), компакт Sony rx100/ гиперзум на стероидах rx10. Но тот же lx 200 выпущен в 2016 году и продаётся до сих пор. Прогресс в камерах смартфонов, цифровые улучшалки и матрицы размером до дюйма практически убили сегмент компактов. Компаниям неинтересно выпускать новые модели, увы. Остается сегмент камер со сменной оптикой.

e3cc825d0cfb37b36f476ba14194a3fc.png

P.S. Если подобная техника интересует, могу обратить внимание на гиперзумы. Матрица меньше, картинка попроще и нет такого «боке», но неплохо снимать «птичек» или музыканта на сцене рок-фестиваля (чего большая часть смартфонов делать не сможет):

  1. Panasonic fz50 — объектив 34–420, матрица 1.7. Эргономика неплохой зеркалки. Резкий зум-объектив. Я бы сказал, почти эталонный для крупной матрицы: подобный весил бы несколько кг и стоил бы крайне недешево. Цена на вторичке — в 2–3 тыс. Низкое рабочее ISO, но уже есть стабилизатор. Предшественник — fz30, следующая модель — fz1000 с дюймовой матрицей.

  1. fujifilm S100fs и S200EXR. Чуть более новые гиперзумы с матрицей получше, но эргономикой похуже.

© Habrahabr.ru