Собственный маркетплейс, вместо клиентов через «сарафанное радио»
продается бизнес-модель за 50 000$
Специалисты юридического рынка всегда работали и до сих пор многие работают только с одним каналом привлечения клиента — «сарафанное радио». Этот канал наиболее эффективный, поскольку приводит лояльных клиентов, но он также непостоянный.
Этот канал сложно создать, так как требуется время, чтобы наработать клиентуру и соответственно молодым исполнителям он не подходит.
В условиях ежегодного роста количества исполнителей возникает конкуренция и многие специалисты могут остаться без постоянного заработка.
В нашу компанию обратилась группа адвокатов со своей идеей продукта. И мы решили поделиться кейсом разработки собственного стартапа со стороны Клиента. Проект интересен тем, что заказчик выступал как Product Owner, Product Manager и будущий пользователь продукта.
Вы можете посмотреть интервью на YouTube или читайте далее -->
Касьянов Сергей, адвокат и сооснователь Legal365
— Мы столкнулись со следующей ситуацией в 2018 году. Сарафанное радио в какой-то момент работать перестало и мы искали новые каналы привлечения клиентского трафика.
Проблематика:
В результате долгой работы в этом направлении, общения с коллегами и клиентами, появилось понимание, что:
— «клиенты перешли в онлайн, а специалисты — нет»,
— «у специалистов отсутствует «digital presence», то есть репутация в онлайн.
Так и пришла идея создания сервиса, решающего проблему клиента по поиску и выбору профессионала с одной стороны и проблему продвижения исполнителей в интернете с другой.
Например:
У клиента есть проблема. Он не знает какой специалист может решить эту проблему. Предположим, это будет раздел имущества супругов. Юристы (и в нашей стране и в некоторых других странах) не могут оказывать такие виды юридической помощи по законодательству. И поэтому наш сервис не допускает исполнителей, которые не квалифицированы и не имеют право оказывать такой вид юридической помощи. в данном случае клиент попадет к адвокату и получит квалифицированную помощь.
В итоге этого появился сервис «Legal365».
Это сервис поиска адвоката, юриста, аудитора, налогового консультанта, патентного поверенного. Связывает профессиональных специалистов с клиентами в режиме онлайн.
На сервисе представлены исполнители нескольких профессий — адвокаты, юристы, патентные поверенные, налоговые консультанты, аудиторы.
Клиенты — частные лица и бизнес, т.е. все кто нуждается в юридической и экономической помощи.
Для клиентов сервис решает проблему выбора специалиста. Вы можете выбрать исполнителя по опыту, специализации, рейтингу и даже цене.
Для исполнителя сервис решает проблему репутации в онлайн (digital presence) и организации удаленной работы.
О сути сервиса простыми словами:
— Представьте: вы молодая мама, которая первый раз едет с малолетним ребенком за границу. Вы не знаете какие документы вам нужно приготовить для путешествия на себя и ребенка. Вы заходите на сервис и можете даже не знать кого вы ищете: юриста или адвоката, кто может решить вопрос.
Вы просто размещаете на бирже свою заявку, описывая суть вопроса и вам в личный кабинет приходят офферы от нужных специалистов. Далее вы выбираете с кем работать, удобное для вас свободное время в календаре специалиста.
В этот момент у выбранного специалиста появится ваш заказ в плане календаря и ссылка на видеовстречу. Далее вы общаетесь. Узнаете какие документы нужны и шаги. Также вам могут помочь с их оформлением. Вопрос решен — не выходя из дома.
Бизнес-план:
— В начале пути команда основателей проводила встречи и фиксировали все идеи на бумаге.
Позже проводили анализ конкурентов, определяли объем рынка, продумывали юридические схемы работы с пользователями.
В результате подготовили бизнес-план. Он включает в себя финансовую модель, способы монетизации и список гипотез, которые необходимо проверить.
Задачи Product Owner со стороны Клиента:
— Назвать одну роль не получится, их было несколько.
1. Подготовка технического задания совместно с Product Manager со стороны разработки, описание user stories.
2. Поиск решений для сервиса. Был вариант покупки уже готового, но там возникало много технических и юридических нюансов. Не говоря уже о том, что это не дешево.
3. Остановились на идее создания сервиса, для этого искали команду разработки.
4. На этапе продакшн работа связана с метриками и аналитикой, организацией работы с пользователями.
Выбор подрядчика для разработки платформы:
— Разработка продукта это всегда дорогостоящий процесс. Поэтому к поиску команды основатели платформы legal365 отнеслись серьезно.
Для нас было важно получить результат. Есть немало случаев, когда команда бралась за работу и после бросала проект на половине пути из-за потери интереса к проекту либо по иным причинам.
Для нас было важно, чтобы люди, которые будут заниматься проектом, были вовлечены в него.
Мы готовили техническое задание. Затем искали команду для разработки, просили ознакомиться с техзаданием и проводили интервью.
При выборе команды мы смотрели на технический бэкграунд и интерес к проекту.
Так выглядел процесс для Клиента.
С точки зрения разработки, мы выстроили рабочий процесс по методологии Scrum: 1 спринт = 2 недели.
Перед каждым этапом определялся объем работ, составляли тех. документацию, далее приоритизировали фичи и формировали бэклог.
После запускали спринт.
Первое время укладываться в сроки у нас не получалось, бывало мы затягивали сдачу спринта, но это было связано не с плохой работой, а скорее с неправильной оценкой объема работы на спринт.
Но уже с 3–4 спринта эта проблема прошла, мы с командой стали лучше понимать какие-то процессы и требования друг к другу и в дальнейшем таких проблем не возникало.
ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА
Каталог Исполнителей.
Каталог Услуг.
Биржа.
Шаг 1. Пользователь задает вопрос.
Шаг 2. Администратор выбирает исполнителей для рассылки.
Шаг 3. Исполнители готовят оферы и отправляют пользователю.
Личный кабинет Клиента.
Главная страница.
Страница настроек.
Личный кабинет Организации
Главная страница личного кабинета.
Управление профилем.
— Подписка
— Лиды
— Сотрудники
— Инструменты Microsoft по лицензии, в том числе видео-чат Teams для онлайн консультаций. Календарь разработали сами на vue.js
Панель администрирования с продуктовой аналитикой
UX/UI
Мы готовили заранее техническое задание. Проводили встречу с дизайнером и определяли, какой пользовательский путь будет у клиента и исполнителя. Сначала презентовали прототип, были незначительные правки. Но в целом по UX и UI нас все устраивало. Окончательное решение будет за пользователем.
Технический бэкграунд:
Сайт написан на Фреймворке Laravel и vue.js. Изначально мы использовали стороннее решение и пытались сделать сервис на чужом коде. Но в результате было принято решение вернуться к теории «чистого кода».
По функционалу из сложного, была реализована регистрация пользователя. Это сложно, так как исполнители на сервисе проходят серьезную проверку (вручную), проверяются все документы, действительно ли они являются профессионалами, обладателями профессий, необходимых сертификатов, лицензий и свидетельств.
Одним из самых непростых задач было подключение API Microsoft для организации электронного офиса. Которая позволяет взаимодействовать исполнителю и клиенту в режиме онлайн, при помощи инструментов Teams и иных приложений, входящих в пакет подписки Microsoft Office.
Так как Microsoft не работает напрямую с клиентами, нам приходилось обращаться к лицензированному посреднику, чтобы через его API подключаться к Microsoft. Самое интересное было то, что мы были первыми, кто подключался к их API и по сути мы тестировали логику работы Graf API.
ИТОГ
Сервис разрабатывался около 12 месяцев.
На данный момент сайт продолжает дорабатываться. Все задачи разбиты по итерациям. После первого этапа бета-тестирования было принято решение об изменении бизнес-модели и переходе на систему арбитража.
Встретились с Сергеем Касьяновым (сооснователь Legal365). Записали интервью о белорусском стартапе. Смотрите на Youtube!