СМИ: «Яндекс.Драйв» может потерять до трети автопарка из-за проблем с продлением лизинговых контрактов

da1gai2vqc5_cby_pexeb-1ej8q.jpeg

По информации издания «Коммерсантъ», каршеринг «Яндекс.Драйв» может потерять до трети автопарка из-за проблем с продлением лизинговых контрактов.
Источники издания сообщили, что в этом году у компании заканчиваются текущие лизинговые контракты. В настоящее время на авторынке дефицит новых машин, многие производители ушли из РФ, а остальные перестали давать квоты каршеринговым компаниям.

С другой стороны, лизинговые компании увеличили ставки по договорам с 8% до 20%, что может значительно повысить тарифы каршеринга и уменьшить количество пользователей этого сервиса.

Каршеринг «Яндекс.Драйв» начал работать в 2018 году. В его парке более 16 тыс. автомобилей. Основной партнер по этому проекту — Major. По данным издания, компания отказывается перезаключать контракты с Яндексом в пользу дальнейшей перепродажи автомобилей либо предлагает неподходящие для каршеринга условия.

Представители отрасли подтвердили, что с такими же проблемами столкнулись остальные каршеринговые компании в РФ.

Правительство Москвы также пытается помочь компаниям. Мэрия столицы увеличила возраст автомобилей, которые могут получить разрешение на бесплатную парковку в городе, с трех до четырех лет. Теперь «Яндекс.Драйв» сможет увеличить свой парк за счет возврата в Москву своих машин из Казани, Петербурга и Сочи, куда они отправлялись ранее после трех лет работы.

В крупных каршерингах не хотят сотрудничать с китайскими производителями и даже Lada по причине необходимости более частого ремонта и обслуживания. Вдобавок стоимость запчастей и расходных материалов, включая масла и жидкости, на текущие модели машин в автопарках значительно выросло — на 20% и более.

Эксперты издания считают, что скоро каршеринговые компании начнут повышать свои тарифы, чтобы компенсировать дефицит и рост стоимости машин, комплектующих, лизинговых ставок, затрат на штат разработчиков и обслуживающий персонал. По их мнению, компании будут проводить оптимизацию бизнеса и сокращать ранее запланированные инвестиции в такие проекты.

Комментарий по этой ситуации от Яндекса:

Прогноз экспертов издания не соответствует действительности. В начале этого года Яндекс Драйв начал программу обновления парка, но ситуация на авторынке за последние несколько месяцев действительно сильно изменилась. Возвращение автомобилей лизинговому партнёру — это постепенный и длительный процесс, мы также находимся в постоянном диалоге с партнёрами. При этом, сейчас массовое пополнение парка новыми автомобилями привело бы к существенному росту цен.

Сервис наблюдает за ситуацией, которая может измениться в случае снижения лизинговой ставки или появления нового поставщика машин.

Сейчас Драйв планирует активно развивать направление Подписки (долгосрочной аренды автомобилей) и удерживать цены. Например, в марте спрос на Подписку увеличился вдвое по сравнению с февралем. Помимо Подписки, Драйв также продолжит фокусироваться на продуктах для бизнесов.

Финансовые показатели Драйва по стандартам международной отчетности: сервис прибыльный 5 квартал подряд. GMV Драйва увеличилась на 29% и составила 4 млрд рублей. Прибыль по скорректированной EBITDA в четвёртом квартале — 428 млн рублей. Выручка за четвёртый квартал увеличилась на 33%, до 3,3 млрд рублей, за год — на 45%, до 12,3 млрд рублей. Также, доля выручки B2B в GMV достигла более более 20%.

© Habrahabr.ru