Смена работы в кризис и удаленные приключения
Всем привет! Надеюсь, вы помните меня по рассказам о жизни в ABBYY и Оргкомитете Сочи-2014. Давно ничего не писал, и вот наконец дошли руки. Я поменял работу в разгар коронавируса, поэтому хочу поделиться своим опытом и на личном примере рассказать о том, как компании справляются с такими нестандартными ситуациями и что менять работу в условиях «высокой неопределенности» совсем не страшно.
В начале года я понял, что хочу поменять что-то очень важное в жизни, и решил, что этим важным будет работа. Время было довольно спокойное: я предупредил команду, смахнул пыль с профиля в LinkedIn, посмотрел несколько видео про поиски работы, прикинул, в каких частях мира мне хотелось бы побывать, и начал проверять вакансии. Параллельно я прикидывал, что умею делать и какие требования к новому месту работы у меня есть.
Я понял, что умею многое в областях разработки и продвижения мобильных приложений, машинного обучения и инноваций. Если говорить о корпоративной культуре компании, то я был воспитан на классных книгах вроде «Открывая организации будущего», «Менеджмент 3.0» и «Принципы» и пытался взрастить эту культуру в ABBYY Mobile. Поэтому я понял, что не смогу работать в политизированных и бюрократизированных компаниях с позицией «я начальник, ты дурак». Я жаждал настоящей открытости, меритократии и постоянного роста.
Поэтому сразу приходилось отказываться от довольно почетных предложений крупных компаний (их было порядка пяти). Тогда я понял, что нужно определиться в первую очередь с компаниями, а потом уже смотреть на подходящие вакансии. В итоге я составил список таких компаний и написал знакомым, работающим в них. Очень советую иметь круг таких людей. Я обычно знакомился на конференциях и выступлениях, плюс есть чат бывших коллег и довольно объемный список «друзей» в соцсетях. В итоге получилось практически в каждую интересующую компанию написать напрямую.
Так как мы (семья с 2 детьми и шотландским котиком) не были привязаны к Москве и слегка уже подустали от неё, рассматривали предложения в разных крупных городах. Мы с женой учились и довольно долго жили в Краснодаре, там же родился первый ребенок, а потом в 2012 году меня позвали работать над олимпийскими приложениями в Москву. Очень тяжело было возвращаться, например, в Краснодар и видеть абсолютно те же самые проблемы, что и 8 лет назад… Поэтому этот город мы не рассматривали. Так как один ребенок в этому году заканчивал 3-й класс, а второй только родился, качество медицины, образования и услуг все-таки были очень важны. Так что рассматривали варианты из топов всяческих рейтингов и недалеко от Европы: Москву, Питер, Нижний Новгород, Калининград, Сочи, Казань и релокацию за рубеж.
Собеседования проходили довольно неспешно, в том числе зарубежные. В это время кризис и закрытия границ только разгорались. Было забавно видеть, как постепенно закрываются окна возможностей, и компании останавливают найм прямо у тебя на глазах, когда оставалось сделать буквально последний шаг.
Собеседования в Wrike
Про Wrike я был очень хорошего мнения из-за классных мероприятий Wrike TechClub и докладов на продуктовых конференциях, к тому же я интересовался системами управления проектами, борьбой с прокрастинацией и повышением производительности. Мне на глаза попалась вакансия менеджера продукта в AI, и я написал знакомому в компании, чтобы навести справки и получить рекомендацию для HR.
Так как я нахожусь в Москве, а центральный российский офис в Санкт-Петербурге, все основные собеседования проходили онлайн. Сначала было довольно простое собеседование с HR: на общую осведомленность и соответствие навыкам. Потом — с продакт-менеджером. Обменявшись мыслями про развитие искусственного интеллекта и поговорив о моих навыках, мы закончили на довольно неожиданном вопросе: «Что меня драйвит?». Я ответил, что хочу делать счастливыми коллег и пользователей и улучшать процессы. Я много времени посвятил этому в ABBYY (опять же ссылка на статью) и мне хотелось бы продолжать улучшать среду вокруг себя в Wrike. К счастью, никто не был против.
Дальше было довольно сложное и объемное тестовое задание, которое заставило поковыряться в источниках, оценить конкурентов, вспомнить все возможные методы приоритезации бэклога и анализа. Но к моей большой удаче эта работа помогла очень быстро войти в курс дела и сэкономить несколько часов во время важного задания в первые месяцы работы в Wrike. Потом мы побеседовали с ML-командой и обсудили уже совсем рабочие ситуации.
Дальше был довольно интересный тест на логику. Когда мне прислали материалы для подготовки, и я попробовал их пройти, то понял, что я попал. Но оказалось, что все не так страшно. В ABBYY мы тоже проверяли людей на логику, чтобы прикинуть, насколько в целом «голова варит», так что это хороший вариант для быстрой оценки потенциальных проблем.
Последние этап — собеседование с новым лидом машинного обучения из США и Head of Product. Было страшновато, потому что я не считал себя максимально продвинутым в прохождении собеседований «по-западному»: с обсуждением рабочих кейсов по разным нужным софт-скиллам, безупречной самопрезентацией и соблюдением тонкой грани политкорректности. Но это ощущение быстро прошло, и разговор получился дружелюбным и интересным. До Wrike лид работал в AI Evernote, про который я много знал, так что нашли общий язык.
Все эти этапы потянули на 2 месяца, но так как я особо не рвался вылететь из гнезда и спокойно завершал работу, мне было комфортно.
«Переселение» в Wrike и начало работы
И вот в конце апреля я покинул работу в ABBYY (HR-службы отработали хорошо даже в разгар кризиса) и «переселился» в Wrike. Это было довольно забавно, потому что я просто переехал из одного ноутбука в другой. Офисы в то время были уже закрыты, так что рабочий ноут, документы и велком-пак мне прислали курьером.
Вот такую коробищу привезли из Питера в Москву для начала работы
Welcome-pack с сувениркой (MacBook Pro и аксессуары с документами я уже прибрал к рукам)
Котику большего всего понравилась серая майка
Я не очень-то хотел переезжать в Санкт-Петербург в середине учебного года, так что кризис и закрытия были как раз в тему. Работа из дома позволила нам спокойно завершить аренду квартиры, а также закончить музыкалку и обычную школу сыну.
Айтишникам довольно сильно повезло, потому что работа часто связана просто с наличием компьютера и подходящего интернета. В итоге, мечта «работать где угодно» (а я постоянно настаивал на открытии доп.офиса в Сочи, чтобы перебираться туда в самые депрессивные месяцы) таким вот странным способом реализовалась. Кризис и закрытия офисов позволили выехать из Москвы к родителям в Краснодарский край и наслаждаться ягодами, фруктами и солнцем практически каждый день.
Конечно, об интернете я позаботился заранее и провел в дома родителей GPON на 200 мегабит. С мобильным (даже 4G) сигналом совещания по зуму все-таки были гораздо хуже
Наслаждался не только я
В итоге и все активности для новичка были удаленные — знакомство с командой, Welcome Breakfast (завтрак-знакомство для новых сотрудников в ближайшем ресторане), Wrike Quest (набор заданий по знакомству с Wrike (продуктом, а не компанией)), обучающие тренинги, оформление ДМС (компания оплачивает страховку еще и на детей и половину от ДМС жены).
Все активности внутри компании заносятся в Wrike (ха-ха), так что в целом это был хороший тренинг по собственному продукту
Переезд в Питер
Несмотря на сворачивание рейсов, между Питером и Краснодаром регулярно летало 4 штуки и цены были гораздо дешевле прошлого года
Так как поиск школы и музыкалки для ребенка стоял у нас в приоритете, решили, что надо быть в Питере хотя бы в середине июля, чтобы неспешно найти квартиру и попытаться попасть в хорошую гимназию/лицей и музыкальную школу. К счастью, Wrike дает возможность 1 месяц пожить в корпоративной квартире и оплачивает билеты всем членам семьи + «подъёмные» на новом месте. Месяца вполне достаточно для поисков семейного жилья.
Корпоративная квартира в 7 минутах от офиса
В целом, привыкание далось несложно. В Питере действуют те же офигенные Самокат и Яндекс.Лавка, Деливери Клаб и Яндекс.Еда, Ситимобил и Яндекс.Такси. А еще Пятерочки, Магниты, Перекрестки и ВкусВилл. Есть возможность «самоизолированно» перемещаться по городу — велосипеды SmartBike (60 рублей за полчаса и далее 5 рублей в минуту) и электросамокаты (больше понравились Molnia и Whoosh, правда расценки недетские и динамично меняющиеся — 45 рублей за старт плюс 4/5/7 рублей за минуту и 50 рублей за старт плюс 5/7 рублей за минуту соответственно).
Погода, конечно, оказалась гораздо «суровее», чем московская и тем более краснодарская. Но дни тепла и солнца были регулярно, а красивые дома и парки дарили ощущение радости. Из необычных впечатлений — булочные реальном на КАЖДОМ углу, иногда по несколько на перекрестке, и, кстати, довольно вкусные и недорогие (после эклеров за 100 рублей в Москве я очень удивлялся ценам в 40–50 в Питере). Ну и, конечно, любимый «Буквоед», который все такая же мимишная версия «Читай-города».
Чтобы подобрать квартиру ближе к офису, я использовал классные возможности Яндекс.недвижимости: время на дорогу и слой с инфраструктурой. Таким образом удалось понять, возле каких станций метро искать квартиры и школы.
Из этих районов города можно за 45 минут добраться до Wrike
Тепловая карта инфраструктуры для жизни и развлечений. Есть еще аналогичная для транспортной доступности
Квартиру искал уже на месте. Несмотря на попытки искать через знакомых или всякие группы «без агентов», хороший поток вариантов давали только циан и авито. Коронавирусные времена довольно сильно ударили по аренде, так что варианты попадались прям хорошие, несмотря на наши ограничения по расположению, необходимость временной регистрации и согласия на котика.
Мы предварительно отправили все вещи из московской квартиры на склад, и далее они уже ждали от нас сигнала, чтобы перевезти все в Питер. Так как компания давала приличную сумму на релокацию, решили воспользоваться «Деликатным переездом», а не городить комбинацию из грузчиков, складов и автоперевозок. Они практически единственные предложили нормальную логистику этого процесса, к тому же у них был склад в Питере дешевле. В целом, получилось вполне неплохо. 4 человека упаковали квартиру за 6 часов (получилось 100 наименований вещей).
Музыкальные школы я искал по 2GIS (поиск по типам заведений все-таки у него работает лучше. Например, «Музыкальный лицей» Яндекс так и не нашел, хотя по сути это музыкальная школа). Везде нужно пройти экзамен, но и поступление тоже довольно прозрачное — подавай заявку и приходи на экзамен в указанное время.
Со школами всё было сложнее. Хотелось попасть в действительно хорошую. В итоге, в качестве рабочего инструмента использовал рейтинги по ЕГЭ и рейтинги Комитета по образованию. Вычеркнул школы, не попадающие в зоны проживания выше, потом отсортировал по количеству «номинаций» и среднему месту и получил список из 6 классных школ, гимназий и лицеев. Дальше «олдскульный» обзвон, мотивационные письма, встречи с директорами, и вот нам удалось попасть в хорошую гимназию недалеко от метро и от работы.
Так как в Питере обстановка в связи с коронавирусом была так себе, офис решили открыть только для очень нуждающихся, не более 90 человек, работающих в индивидуальных кабинетах (кстати, распределение команд по кабинетам, а не тотальный опенспейс, при сравнении с другими компаниями тоже радовало). И, конечно, всем продолжали доплачивать за питание на банковскую карту, вместо специальной — для обедов. Обсудив с командой, решил пока все-таки работать «из дома». Но офис, в целом, уже готов к приему гостей, и желающих пока оказалось даже в 2 раза меньше доступных мест.
Адаптация
Стресс на удаленке присутствует во всех компаниях. Приятно, что современные компании пытаются сделать все возможное, чтобы это исправить. Так было и в ABBYY, и в Wrike. В ABBYY мне очень нравился TED Friday с просмотром любимого видеоролика кого-то из коллег и обсуждения идей оттуда, а также выступления коллег на разные образовательные темы.
Я там показывал одно из любимейших видео — Shawn Achor: The happy secret to better work | TED Talk.
Секреты довольно простые, но и очень сложно интегрируемые в жизнь
Приятно было видеть подобные активности и в Wrike. За «коронавирусный квартал» прошло несколько классных мероприятий.
Знакомство с домашними животными коллег
Кулинарный мастер-класс
Музыкальный квартирник с коллегами
Подражание картинам художников
Вебинар по борьбе с прокрастинацией от Максима Дорофеева
И еще семинар по медитации и практике внимательности, встречи по культурам разных стран, турнир по Counter-Strike, классные обзоры путешествий коллег, лекции по экологии. Ну и дистанционно идут уроки английского, йога и много всего другого. Также переехали в онлайн ежемесячные All-hands meetings на все 1000+ сотрудников Wrike по всему миру с основными достижениями и проблемами месяца, открытые результаты кварталов и OKR, еженедельные продакт-менеджерские встречи, staff meetings на всю компанию.
Engineering All-hands June 2020 — викторина в перерывах между рассказами
Когда я более-менее освоился, тоже провел внутри команды мини-тимбилдинг: попросил ребят записать 3 правды и 1 ложь о себе, ответить на вопрос, кем хотели стать, когда вырастут, приложить любимую песню и фотографию рабочего места. Мы много узнали друг про друга и хорошо провели время. С августа можно будет проводить такие тимбилдинги и офлайн — на каждого человека выделена сумма на полугодие, которую можно потратить на мероприятие по выбору команды.
80% коллег посчитало, что это ложь, хотя это правда)
Вспоминая кудо-карточки, которые я вводил в мобилках ABBYY, был рад увидеть здесь централизованную систему «благодарностей» — bonus.ly. Ежемесячно каждому начисляются 100 бонусных баллов, которые можно в любой доле перечислить сотруднику Wrike за какие-то классные действия. Например, понравившуюся презентацию или помощь с работой.
Потом на эти бонусные баллы можно «купить» сувениры Wrike или перевести их на благотворительность.
А еще мне очень нравится корпоративный аккаунт в Amazon, с которого можно покупать, читать и слушать книги, и корпоративные Kindle. Я дикий фанат чтения, и у меня у самого киндл с 2012 года.
В целом, не смотря на страхи и опасения от смены работы и переезда в другой город, получилось довольно неплохо. Опыт показал, что:
- Компании продолжают искать людей, в том числе расширился список удаленных вакансий. Многие впервые в своей истории стали искать сотрудников из других городов.
- Компании перестраивают процессы, чтобы соответствовать новому режиму работы, так что вы сможете действительно легко переключиться на новое рабочее место, даже если оно фактически находится в сотнях километров. Курьерские службы все сделают в лучшем виде.
- Кризис позволил сократить затраты на перемещения, а рынок аренды квартир буквально перевернулся с ног на голову, так что искать жильё и переезжать сейчас стало гораздо приятнее.
В общем, если вы действительно давно присматривались к смене работы или места жительства, советую вам еще раз взвесить все за и против. Возможно, сейчас — самое подходящее время.