Сезон инноваций. Что ждет агросектор в цифровом будущем

7e1a67fec2e0f852d8a9ab634302a41c.jpg

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ — РОССИЙСКИЙ АГРОСЕКТОР СЕГОДНЯ

b00bc69bfa9bb23c742e0adf978ec02f.jpg

В последние годы аграрная отрасль России демонстрирует уверенный рост и увеличивает объем экспорта зерновых, мяса и молочной продукции. При этом государственные программы поддержки стимулируют модернизацию оборудования, делая агросектор все более технологичным.

С другой стороны, это одна из самых консервативных и комплексных отраслей, в которой сочетаются высокие риски, сезонность и многоуровневые цепочки поставок. Сложные процессы продаж, логистики и закупок часто становятся настоящим вызовом для игроков российского рынка, затрудняя их рост и конкурентоспособность.

Неудивительно, что все больше компаний задаются вопросом: как оптимизировать процессы и увеличить эффективность, чтобы удерживать лидирующие позиции в условиях высокой конкуренции и нестабильности цен?

ЗАЧЕМ АВТОМАТИЗИРОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОБИЗНЕСЕ?

a1151a47fbb9600360bb7b54a5648ab1.png

На мой взгляд, агросектор в России находится на достаточно высоком уровне цифровизации и инноваций, особенно, в производственных процессах. Для повышения эффективности активно применяются дроны, IoT-датчики, ERP-системы и технологии точного земледелия. Одно только использование спутникового мониторинга позволяет сократить затраты на удобрения и увеличить урожайность на десятки процентов.

В то же время, агрокомпаниям на нашем рынке часто не хватает решений для системных проблем в их бизнес-процессах. Самое интересное здесь, что подобные решения уже давно реализуются и успешно развиваются в других сферах. Я вижу 5 основных проблемных мест:

1. Продажи

  • Сложно оперативно анализировать спрос и управлять большим количеством клиентов без специализированных инструментов

  • Данные о клиентах часто хранятся в разных местах или в устаревших системах

  • Каждый сотрудник ведет в Excel свою отдельную базу клиентов, поставщиков, перевозчиков и т. п.

2. Закупки

  • Отсутствует удобная система управления закупками и проведения аукционов

  • Наличие множества поставщиков и номенклатуры затрудняет своевременное обеспечение необходимыми ресурсами

3. Логистика и транспорт

  • Доставка продукции из отдаленных регионов и разветвленная сеть перевозок остается дорогостоящей задачей, которая требует новых подходов и технологий

4. Бизнес-процессы

  • Современным агрохолдингам характерно наличие сложных процессов, разветвленной сети поставщиков, многоуровневой логистики и большой номенклатуры товаров, управление которыми вручную приводит к потере данных, ошибкам и задержкам

5. Человеческий фактор

  • Существенная нехватка квалифицированных специалистов в отрасли

  • Нет понимания эффективности работы менеджеров «в полях»

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

f5ffefa408a1d40edabcbed2851d3b2c.png

Цифровизация уверенно стала не просто трендом, а необходимостью для тех, кто хочет быть конкурентоспособным. И агросектор — не исключение. Сегодня автоматизация бизнес-процессов в нем вопрос не только удобства, но и выживания на сложном рынке.

Автоматизация позволяет компаниям лучше справляться с сезонностью, учитывать изменения климата и эффективно управлять сложной сетью поставщиков и клиентов. С ее помощью бизнес более точно планирует и прогнозирует свое будущее, снижает издержки и ускоряет работу с большими объемами данных.

Зачем агробизнесу CRM- и BPM-системы?

Не секрет, что в агросекторе отношения с клиентами и внутренние процессы часто управляются вручную или с помощью разрозненных инструментов. Это приводит к предсказуемым негативным последствиям:

  • потере данных о клиентах, поставщиках и логистике

  • замедлению процессов принятия решений

  • увеличению затрат из-за неэффективности и т. п.

CRM-системы помогают автоматизировать взаимодействие с клиентами и поставщиками, а BPM-системы — стандартизировать и улучшить внутренние бизнес-процессы. Они не только помогают компаниям из агропромышленного комплекса избежать возможных рисков, но и дают им множество преимуществ.

Ключевые преимущества внедрения CRM в агросекторе

Улучшение взаимодействия с клиентами

  • CRM-системы объединяют всю информацию о клиентах, поставщиках и партнерах в единой базе

  • Возможность отправлять автоматические уведомления о доставке продукции или напоминания об оплате

Повышение продаж и кросс-продаж

Контроль качества обслуживания

  • Упрощенный сбор обратной связи и ее анализ для улучшения клиентского опыта

  • Мониторинг выполнения ключевых показателей

Специфические задачи агросектора, решаемые автоматизацией CRM на примере BPMSoft

Оптимизация продаж

CRM-системы для управления клиентскими базами, анализа спроса и улучшения конверсии сделок.

1cb84ebd246ba0f2145c05aebc225e39.png3b0976aa4ddf1fa9821b5c433daab866.png

Анализ данных и прогнозирование

Использование аналитики для прогнозирования планов продаж и фокусирования усилий на наиболее важных клиентах и продуктах.

4bd6df4b2217eb2d635158c10b8cf760.pngd2566fe520aa8d652a9514913690ab36.png

Управление запасами и складом

Упрощение учета и контроля остатков напрямую из CRM, в том числе из мобильного приложения «в полях», минимизация потерь.

ac57e2856414b0d975d6bb984de05626.pngbfd80484f61f423903728e3ef6993612.png

Контроль логистики

Автоматическое планирование маршрутов и планирование встреч в полях.

f7f8480dbc3a55c9af8f9046de5c6ee6.png795faec89a95e3223e1aeebe35d5ad44.png

Мониторинг производительности отдела продаж

Оценка эффективности работы каждого участника и распределение базы клиентов.

9262ea1790a0333048592554d67ecf32.pngb513be26bb9ce329484c9db7e7bf16ba.png

Почему BPMSoft — оптимальное решение для агросектора?

  • Универсальность — BPMSoft подходит для управления цепочками поставок, логистики, закупок и продаж

  • Масштабируемость — система легко адаптируется под нужды компании любого размера

  • Поддержка партнеров — с помощью большой сети квалифицированных интеграторов, в которую входит и наша компания Rightex, платформа BPMSoft внедряется управляемо и без лишних сюрпризов

  • Российская компания — продукт BPMSoft входит в реестр отечественного ПО

КАК РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ BPM- И CRM-СИСТЕМЫ ДЛЯ РОСТА

b087d1b4a49f7f7fdce651766a48db51.png

Внедрение автоматизации в агросекторе России остается для многих вызовом, но примеры успешных компаний доказывают: технологии способны трансформировать даже самые сложные процессы. Поделюсь несколькими кейсами, которые демонстрируют, как автоматизация помогает аграриям достигать высоких результатов.

АгроТерра | Аналитика и автоматизация цепочек поставок

Компания

Один из ведущих производителей сельхозпродукции в России.

Решение

Внедрение SRM-системы на базе платформы BPMSoft.

Результат

  • Настроено общее информационное пространство, к которому подключены все сотрудники отдела закупок, ведущие там свои ключевые активности и отслеживающие работу других

  • Настроена сквозная автоматизация основных закупочных процессов (управления потребностями, поиска, выбора и взаимодействия с поставщиками), что исключает дублирование функций и повторный ввод данных, а также повышает прозрачность закупочного процесса (все действия пользователей унифицированы и стандартизированы)

  • По итогам внедрения SRM-системы цикл закупки сократился в среднем на 50% в зависимости от типа задачи

  • В случае необходимости бизнес-процессы закупки легко корректируются с помощью low-code инструментов без привлечения внешних подрядчиков

Вывод

Оптимизированы процессы и бюджеты закупочной деятельности, повышена эффективность взаимодействия с поставщиками с помощью продуктов BPMSoft Управление продажами и BPMSoft Управление маркетингом.

ЭкоНива | CRM для управления клиентами

Компания

Крупнейший производитель молочной продукции в России.

Решение

Внедрение CRM-системы для автоматизации взаимодействия с клиентами и управления продажами молочной продукции.

Результат

  • Ускорение обработки заявок

  • Улучшение качества обслуживания клиентов благодаря персонализированным предложениям

  • Рост повторных продаж

Вывод

CRM-система объединила данные о клиентах в единую базу, что позволило быстрее реагировать на запросы и улучшить клиентский опыт.

Мираторг | ERP для управления цепочкой поставок

Компания

Ведущий производитель мясной продукции в России.

Решение

Внедрение ERP-системы для управления всей цепочкой поставок от фермы до прилавка.

Результат

  • Сокращение времени доставки продукции

  • Увеличение прозрачности складских запасов

  • Оптимизация маршрутов доставки, которая снизила расходы на логистику

Вывод

Автоматизация позволила компании снизить издержки и сократить сроки выполнения ключевых процессов.

РусАгро | Управление бизнес-процессами и аналитика Big Data

Компания

Крупнейший вертикальный агрохолдинг России, который занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе.

Решение

В компании внедрены системы управления бизнес-процессами (BPM) и применяется аналитика больших данных для автоматизации закупок и логистики. 

Результат

Автоматизация позволила снизить затраты на логистику и улучшить прогнозы спроса​.

Вывод

Автоматизация внутренних процессов и технологии Big Data позволили снизить издержки и сократить сроки ключевых процессов компании.

ЧТО СДЕРЖИВАЕТ ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В АГРО

a6915341ae4d6b61ce1053104d8ae6cc.png

Почему опыт автоматизации аграрных предприятий пока можно назвать скромным и какие барьеры мешают ей? Несмотря на успешные кейсы, автоматизация в агросекторе внедряется медленно по нескольким ключевым причинам, которые я перечислю ниже.

Консерватизм отрасли

Сельское хозяйство традиционно опирается на устоявшиеся методы управления. Для части компаний переход на цифровые технологии кажется слишком рискованным, особенно в условиях высокой сезонности и зависимости от природных факторов. Многие не хотят менять привычные процессы из-за страха ошибок и временных потерь.

Ограниченность ресурсов

Будем объективны, малые и средние фермерские хозяйства часто не могут позволить себе значительные инвестиции в автоматизацию. Но проблема не только с недостатком финансов — внедрение технологий затрудняет нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с новыми системами.

Недостаток знаний и опыта

Многие компании не осознают, какие конкретно выгоды они могут получить от автоматизации, и не знают, как ее правильно внедрять.

Отсутствие желания

«Опытные» отделы продаж не жаждут менять сформировавшиеся процессы работы с «не очень» технологичными клиентами и партнерами, а многим прогрессивным IT-специалистам эта отрасль не интересна в целом.

Высокая стоимость внедрения

Некоторые компании, особенно малые и средние предприятия, считают, что автоматизация не окупится в краткосрочной перспективе.

Несмотря на такой список негативных факторов, те, кто уже начал трансформацию, получают явные преимущества и опережают конкурентов.

СТРАТЕГИЯ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

105c78dc371ff6fb32b95e61d907ad06.jpg

Автоматизация бизнес-процессов — это не просто оптимизация, а стратегическое преимущество. Она позволяет снизить издержки, увеличить скорость операций и улучшить качество работы (подробнее я раскрывал тему здесь). Если ваша компания ещё не начала этот путь, самое время честно ответить себе на вопрос «останетесь ли вы конкурентоспособными через три года?». А через пять лет?

Как вы думаете, кто будет в выигрыше: компания, которая получает данные «с полей» в режиме онлайн или с задержкой? Та, которая ведет документооборот в единой системе или разрозненно? Применяет к клиентам профильный подход, учитывая специфику отрасли, или общий «под одну гребенку»?

Конечно же, первые. Именно такие компании в АПК извлекут и уже извлекают измеряемую выгоду, экономя свое время и финансы. Выгоду, которая влияет в том числе и на их положение на рынке среди конкурентов.

PS

Для тех, кому интересно узнать об автоматизации в агросекторе подробнее, мы подготовили небольшую презентацию. В ней вы найдете описание опыта Rightex в создании решений для агросектора и схожих задач из других отраслей, а также скрины с примерами настроенного интерфейса системы.

© Habrahabr.ru