Сезон инноваций. Что ждет агросектор в цифровом будущем
ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ — РОССИЙСКИЙ АГРОСЕКТОР СЕГОДНЯ
В последние годы аграрная отрасль России демонстрирует уверенный рост и увеличивает объем экспорта зерновых, мяса и молочной продукции. При этом государственные программы поддержки стимулируют модернизацию оборудования, делая агросектор все более технологичным.
С другой стороны, это одна из самых консервативных и комплексных отраслей, в которой сочетаются высокие риски, сезонность и многоуровневые цепочки поставок. Сложные процессы продаж, логистики и закупок часто становятся настоящим вызовом для игроков российского рынка, затрудняя их рост и конкурентоспособность.
Неудивительно, что все больше компаний задаются вопросом: как оптимизировать процессы и увеличить эффективность, чтобы удерживать лидирующие позиции в условиях высокой конкуренции и нестабильности цен?
ЗАЧЕМ АВТОМАТИЗИРОВАТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРОБИЗНЕСЕ?
На мой взгляд, агросектор в России находится на достаточно высоком уровне цифровизации и инноваций, особенно, в производственных процессах. Для повышения эффективности активно применяются дроны, IoT-датчики, ERP-системы и технологии точного земледелия. Одно только использование спутникового мониторинга позволяет сократить затраты на удобрения и увеличить урожайность на десятки процентов.
В то же время, агрокомпаниям на нашем рынке часто не хватает решений для системных проблем в их бизнес-процессах. Самое интересное здесь, что подобные решения уже давно реализуются и успешно развиваются в других сферах. Я вижу 5 основных проблемных мест:
1. Продажи
Сложно оперативно анализировать спрос и управлять большим количеством клиентов без специализированных инструментов
Данные о клиентах часто хранятся в разных местах или в устаревших системах
Каждый сотрудник ведет в Excel свою отдельную базу клиентов, поставщиков, перевозчиков и т. п.
2. Закупки
Отсутствует удобная система управления закупками и проведения аукционов
Наличие множества поставщиков и номенклатуры затрудняет своевременное обеспечение необходимыми ресурсами
3. Логистика и транспорт
Доставка продукции из отдаленных регионов и разветвленная сеть перевозок остается дорогостоящей задачей, которая требует новых подходов и технологий
4. Бизнес-процессы
Современным агрохолдингам характерно наличие сложных процессов, разветвленной сети поставщиков, многоуровневой логистики и большой номенклатуры товаров, управление которыми вручную приводит к потере данных, ошибкам и задержкам
5. Человеческий фактор
Существенная нехватка квалифицированных специалистов в отрасли
Нет понимания эффективности работы менеджеров «в полях»
РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Цифровизация уверенно стала не просто трендом, а необходимостью для тех, кто хочет быть конкурентоспособным. И агросектор — не исключение. Сегодня автоматизация бизнес-процессов в нем вопрос не только удобства, но и выживания на сложном рынке.
Автоматизация позволяет компаниям лучше справляться с сезонностью, учитывать изменения климата и эффективно управлять сложной сетью поставщиков и клиентов. С ее помощью бизнес более точно планирует и прогнозирует свое будущее, снижает издержки и ускоряет работу с большими объемами данных.
Зачем агробизнесу CRM- и BPM-системы?
Не секрет, что в агросекторе отношения с клиентами и внутренние процессы часто управляются вручную или с помощью разрозненных инструментов. Это приводит к предсказуемым негативным последствиям:
потере данных о клиентах, поставщиках и логистике
замедлению процессов принятия решений
увеличению затрат из-за неэффективности и т. п.
CRM-системы помогают автоматизировать взаимодействие с клиентами и поставщиками, а BPM-системы — стандартизировать и улучшить внутренние бизнес-процессы. Они не только помогают компаниям из агропромышленного комплекса избежать возможных рисков, но и дают им множество преимуществ.
Ключевые преимущества внедрения CRM в агросекторе
Улучшение взаимодействия с клиентами
CRM-системы объединяют всю информацию о клиентах, поставщиках и партнерах в единой базе
Возможность отправлять автоматические уведомления о доставке продукции или напоминания об оплате
Повышение продаж и кросс-продаж
Контроль качества обслуживания
Упрощенный сбор обратной связи и ее анализ для улучшения клиентского опыта
Мониторинг выполнения ключевых показателей
Специфические задачи агросектора, решаемые автоматизацией CRM на примере BPMSoft
Оптимизация продаж
CRM-системы для управления клиентскими базами, анализа спроса и улучшения конверсии сделок.
Анализ данных и прогнозирование
Использование аналитики для прогнозирования планов продаж и фокусирования усилий на наиболее важных клиентах и продуктах.
Управление запасами и складом
Упрощение учета и контроля остатков напрямую из CRM, в том числе из мобильного приложения «в полях», минимизация потерь.
Контроль логистики
Автоматическое планирование маршрутов и планирование встреч в полях.
Мониторинг производительности отдела продаж
Оценка эффективности работы каждого участника и распределение базы клиентов.
Почему BPMSoft — оптимальное решение для агросектора?
Универсальность — BPMSoft подходит для управления цепочками поставок, логистики, закупок и продаж
Масштабируемость — система легко адаптируется под нужды компании любого размера
Поддержка партнеров — с помощью большой сети квалифицированных интеграторов, в которую входит и наша компания Rightex, платформа BPMSoft внедряется управляемо и без лишних сюрпризов
Российская компания — продукт BPMSoft входит в реестр отечественного ПО
КАК РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ ИСПОЛЬЗУЮТ BPM- И CRM-СИСТЕМЫ ДЛЯ РОСТА
Внедрение автоматизации в агросекторе России остается для многих вызовом, но примеры успешных компаний доказывают: технологии способны трансформировать даже самые сложные процессы. Поделюсь несколькими кейсами, которые демонстрируют, как автоматизация помогает аграриям достигать высоких результатов.
АгроТерра | Аналитика и автоматизация цепочек поставок
Компания
Один из ведущих производителей сельхозпродукции в России.
Решение
Внедрение SRM-системы на базе платформы BPMSoft.
Результат
Настроено общее информационное пространство, к которому подключены все сотрудники отдела закупок, ведущие там свои ключевые активности и отслеживающие работу других
Настроена сквозная автоматизация основных закупочных процессов (управления потребностями, поиска, выбора и взаимодействия с поставщиками), что исключает дублирование функций и повторный ввод данных, а также повышает прозрачность закупочного процесса (все действия пользователей унифицированы и стандартизированы)
По итогам внедрения SRM-системы цикл закупки сократился в среднем на 50% в зависимости от типа задачи
В случае необходимости бизнес-процессы закупки легко корректируются с помощью low-code инструментов без привлечения внешних подрядчиков
Вывод
Оптимизированы процессы и бюджеты закупочной деятельности, повышена эффективность взаимодействия с поставщиками с помощью продуктов BPMSoft Управление продажами и BPMSoft Управление маркетингом.
ЭкоНива | CRM для управления клиентами
Компания
Крупнейший производитель молочной продукции в России.
Решение
Внедрение CRM-системы для автоматизации взаимодействия с клиентами и управления продажами молочной продукции.
Результат
Ускорение обработки заявок
Улучшение качества обслуживания клиентов благодаря персонализированным предложениям
Рост повторных продаж
Вывод
CRM-система объединила данные о клиентах в единую базу, что позволило быстрее реагировать на запросы и улучшить клиентский опыт.
Мираторг | ERP для управления цепочкой поставок
Компания
Ведущий производитель мясной продукции в России.
Решение
Внедрение ERP-системы для управления всей цепочкой поставок от фермы до прилавка.
Результат
Сокращение времени доставки продукции
Увеличение прозрачности складских запасов
Оптимизация маршрутов доставки, которая снизила расходы на логистику
Вывод
Автоматизация позволила компании снизить издержки и сократить сроки выполнения ключевых процессов.
РусАгро | Управление бизнес-процессами и аналитика Big Data
Компания
Крупнейший вертикальный агрохолдинг России, который занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе.
Решение
В компании внедрены системы управления бизнес-процессами (BPM) и применяется аналитика больших данных для автоматизации закупок и логистики.
Результат
Автоматизация позволила снизить затраты на логистику и улучшить прогнозы спроса.
Вывод
Автоматизация внутренних процессов и технологии Big Data позволили снизить издержки и сократить сроки ключевых процессов компании.
ЧТО СДЕРЖИВАЕТ ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В АГРО
Почему опыт автоматизации аграрных предприятий пока можно назвать скромным и какие барьеры мешают ей? Несмотря на успешные кейсы, автоматизация в агросекторе внедряется медленно по нескольким ключевым причинам, которые я перечислю ниже.
Консерватизм отрасли
Сельское хозяйство традиционно опирается на устоявшиеся методы управления. Для части компаний переход на цифровые технологии кажется слишком рискованным, особенно в условиях высокой сезонности и зависимости от природных факторов. Многие не хотят менять привычные процессы из-за страха ошибок и временных потерь.
Ограниченность ресурсов
Будем объективны, малые и средние фермерские хозяйства часто не могут позволить себе значительные инвестиции в автоматизацию. Но проблема не только с недостатком финансов — внедрение технологий затрудняет нехватка квалифицированных специалистов, способных работать с новыми системами.
Недостаток знаний и опыта
Многие компании не осознают, какие конкретно выгоды они могут получить от автоматизации, и не знают, как ее правильно внедрять.
Отсутствие желания
«Опытные» отделы продаж не жаждут менять сформировавшиеся процессы работы с «не очень» технологичными клиентами и партнерами, а многим прогрессивным IT-специалистам эта отрасль не интересна в целом.
Высокая стоимость внедрения
Некоторые компании, особенно малые и средние предприятия, считают, что автоматизация не окупится в краткосрочной перспективе.
Несмотря на такой список негативных факторов, те, кто уже начал трансформацию, получают явные преимущества и опережают конкурентов.
СТРАТЕГИЯ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Автоматизация бизнес-процессов — это не просто оптимизация, а стратегическое преимущество. Она позволяет снизить издержки, увеличить скорость операций и улучшить качество работы (подробнее я раскрывал тему здесь). Если ваша компания ещё не начала этот путь, самое время честно ответить себе на вопрос «останетесь ли вы конкурентоспособными через три года?». А через пять лет?
Как вы думаете, кто будет в выигрыше: компания, которая получает данные «с полей» в режиме онлайн или с задержкой? Та, которая ведет документооборот в единой системе или разрозненно? Применяет к клиентам профильный подход, учитывая специфику отрасли, или общий «под одну гребенку»?
Конечно же, первые. Именно такие компании в АПК извлекут и уже извлекают измеряемую выгоду, экономя свое время и финансы. Выгоду, которая влияет в том числе и на их положение на рынке среди конкурентов.
PS
Для тех, кому интересно узнать об автоматизации в агросекторе подробнее, мы подготовили небольшую презентацию. В ней вы найдете описание опыта Rightex в создании решений для агросектора и схожих задач из других отраслей, а также скрины с примерами настроенного интерфейса системы.