Сетевые технологии в высшем образовании. Печальный опыт поиска молодых специалистов

Думаю ни для кого не секрет, что последние несколько лет востребованность IT специалистов на рынке труда неумолимо увеличивается. Многие учебные заведения пытаются адаптироваться к этим требованиям и стараются вводить новые специальности либо увеличить кол-во мест для поступающих на уже существующие факультеты.

Несмотря на все эти старания, дефицит квалифицированных IT специалистов только увеличивается.

Данная статья является своеобразным криком души после нескольких десятков собеседований с различными молодыми кандидатами на должность “Сетевого/Системного инженера” в компанию, которая занимается системной интеграцией.

image

Началось все, когда компании понадобилось резко увеличить штат системных инженеров из-за больших объемов грядущих работ. Времени было с запасом, поэтому приняли решение нанимать молодых перспективных специалистов — выпускников факультета телекоммуникаций и тому подобных. Я сейчас не буду называть конкретные имена университетов, институтов или колледжей, но в нашем городе их предостаточно. Естественно мы понимали, что квалификация выпускников не позволит сразу использовать их в проектах и планировали организовывать внутрикорпоративное обучение, уже по конкретным областям (cisco, checkpoint, s-terra). Таким образом мы бы получили “заточенных” под наши нужды специалистов при весьма незначительных затратах.

Есть конечно очень много мнений и споров о том, каких лучше специалистов нанимать, опытных, не опытных, до 30 или старше, статья не об этом. Я бы хотел поговорить об уровне подготовки наших выпускников. Если кто-то заинтересовался этой историей, добро пожаловать под кат…
Как уже было написано выше, мы не питали особых иллюзий на счет студентов и выпускников. Мы прекрасно понимали, что предстоит серьезная работа по обучению новичков. Расчет был на гибкость ума, большое кол-во энергии и любопытство молодых кандидатов! Ожидания не оправдались…

Ниже представлены основные проблемы, возникающие при собеседовании с выпускниками:

1)Первая и самая главная проблема — отсутствуют знания о самых элементарных вещах из области компьютерных технологий. Человек не может ответить чем отличается MAC-адрес от IP-адреса. Не понимает зачем нужен маршрут по умолчанию. Не знает разницы между коммутатором и маршрутизатором. Тут сразу возникают вопросы к учебным заведениям, которые выпускают этих специалистов. Чему можно было учить человека 6 лет (магистр) на факультете телекоммуникаций, что он не знает даже базовых вещей???

2)Высокие запросы кандидата. Человек не успев даже узнать, чем занимается компания, интересуется сколько он будет получать и возможен ли карьерный рост. При этом у него явные проблемы из пункта 1. Вспоминая свои юные годы, я был готов браться за любую работу практически за любые деньги, желая получить хоть какой-то реальный опыт и стаж работы.

3)Откровенная ложь в резюме. Глядя резюме молодых специалистов можно сразу увидеть такие “теги” как: Windows Server, Уверенный пользователь Linux, Ubuntu, FreeBSD, знание стэка TCP/IP, работа с оборудованием Cisco, D-Link и т.д. Когда начинаешь спрашивать соискателя предметно, выясняется что он понятия не имеет что такое Cisco CLI, как в linux-е посмотреть содержимое текстового файла из командной строки, может ли Windows сервер выступать в роли DHCP сервера. Совсем недавно человек не смог мне ответить на вопрос: “Сколько уровней в семиуровневой модели OSI?”. ЗАЧЕМ писать в резюме то, о чем ты и понятия не имеешь? Неужели кто-то надеется, что его возьмут на работу за красивое резюме?

4)Отсутствие инициативы. Закрывая глаза на первые три пункта, мы давали шанс кандидатам проявить себя. Предлагали выполнить тестовое задание. Некоторые отказывались сразу, говоря что у них нет времени на это. Тем кто соглашался, мы давали ссылку на Курс молодого бойца с просьбой посмотреть первые 12 уроков, а затем придти к нам еще раз и выполнить задание. Большинство кандидатов проходили 12 уроков больше месяца, аргументируя это тем, что у них много других дел. Естественно таких “быстрых” ребят мы уже не рассматривали.

В итоге из 20 собеседований мы не смогли найти ни одного подходящего кандидата и по старинке взяли человека, который являлся хорошим знакомым одного из наших сотрудников. За него поручились. Мы дали ему курс и тесовое задание, которое он уже с легкостью сделал через неделю. Сейчас человек работает у нас уже 4 месяца и подает большие надежды. Активно изучает новые материалы и абсолютно самостоятелен. Университетов он не заканчивал (окончил энергетический колледж).

У меня вызвало большое удивление качество образования в наших университетах и институтах (возможно это касается только нашего города). Учиться несколько лет и выйти на рынок труда совершенно не подготовленным. Разве может быть что-то печальнее? Что-то не так с этим образованием. Может студенты не хотят учиться? Или может программа обучения слишком слаба и расслабляет молодых специалистов? Я не буду сейчас поднимать вопрос “нужно высшее образование или нет?” ссылаясь на Билл Гейтса или Марка Цукерберга. Но кое-что я просто обязан отметить. Совершенно очевидно, что полученных знаний в университете совершенно недостаточно для реальной жизни. Поэтому хотелось обратиться к преподавателям и студентам.

Студентам. Как говорил Стив Джобс: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Не жалейте себя пока вы молоды. Засиживайтесь до поздна за компьютером изучая новые технологии. Записывайтесь на онлайн курсы. Сейчас огромное кол-во БЕСПЛАТНЫХ курсов от самых именитых учебных заведений мира. Можно изучить что угодно. Больше практикуйтесь! Благо сейчас с этим нет проблем, можно использовать различные симуляторы/эмуляторы (говоря о сетях). Найдите себе наставника. У вас меньше времени чем вы думаете. Жадно поглощайте знания. Образование, которое вам дают, его просто не хватит для нормального трудоустройства сразу после университета. Любой человек, без высшего образования, пройдя два-три месячных профильных курса будет иметь хорошую фору перед вами.

Преподавателям я ничего посоветовать не могу, т.к. не был по их сторону и мало знаю о процессе обучения в университетах. Просьба одна — больше практикуйтесь со студентами. На одной теории далеко не уедешь…

P.S. Заранее прошу прощения, если кого-то обидел. Все вышесказанное является лишь результатом собственных размышлений и умозаключений и конечно же не является абсолютной истиной.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

© Habrahabr.ru